Статья:

Формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Митяева Л.А. Формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 09.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Митяева Лилия Александровна
студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула

 

Проблема развития личности детей в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью является весьма актуальной на сегодняшний день, так как количество детей с данным дефектом постоянно увеличивается. Социализация личности и ее развитие- главный фактор становления адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем любого ребенка, а в особенности у детей данной категории. Самооценка- ядерное образование самосознания личности, выступает как система представлений и оценок о себе, своих возможностях и качествах и системе отношений с другими людьми [2]. Самооценка дошкольника с данным нарушением в обычных условиях воспитания подвержена целому ряду изменений. В целом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется как неадекватная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватно завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но как только ребенок  расширяет круг общения со сверстниками, самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на данного  ребенка или психически нормально развивающиеся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Таким образом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью подвержена серьезным изменениям и характеризуется как неадекватная.

По результатам проведенной мной раннее диагностики на базе ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ», выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью самооценка является неадекватно заниженной у 4 из 5 детей. Следовательно, присутствует необходимость в разработке коррекционно-развивающей программы, направленную на формирование и развитие оптимального уровня самооценки у детей данной категории, что и стало целью данного исследования.

На сегодняшний день существует ряд программ, направленных на формирование и развитие оптимального уровня самооценки для детей различного возраста: Е.В. Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое Я»; С.А. Козлова «Я-человек»; Е.Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»; Л.Ф. Анн «Саморазвитие личности»; М.А. Вовчук «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»; Плотникова Н.В. «Хочу и могу»; Е.В. Котова «В мире друзей». Исходя из результатов, полученных в ходе диагностического исследования и существующих коррекционно-развивающих программ, автором была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию оптимального уровня самооценки для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в  основу которой были положены программы Н.В. Плотниковой, М.А. Вовчук. Для каждого упражнения исследователем были предложены доступные для понимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью инструкции.

Цель программы: формирование оптимального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы: формирование социального доверия; развитие оптимального уровня самооценки; снятие состояния эмоционального дискомфорта; снижение уровня тревожности; формирование способности к осознанию себя и своих способностей;

Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Название занятия

Цели занятия

Структура занятия

Название программы

«Знакомство»

Цель- знакомство ведущего с детьми.

Задачи:

-снятие эмоционального напряжения;

-создание эмоционально благополучной атмосферы в группе;

-создание положительного настроя на занятие;

-установление контакта с группой.

 

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «волшебный клубочек».

2. Стихи с частым повторением звуков [c]-[c’]. Цель- снятие речевого зажима.

Репродуктивная часть:

3. Игра «Возьми и передай». Цель- достижение взаимопонимания и сплоченности, передача положительного эмоционального состояния.

4. Игра «Мое имя». Цель-идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к самому себе.

Заключительная часть:

5.  Прощание. Упражнение «солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

 

«Настроение»

 

Цель- развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Задачи:

- снизить эмоциональное напряжение;

- создать положительное настроение и атмосферу принятия каждого;

- снятие речевых и мышечных зажимов;

- снижение уровня тревожности.

Вводная часть:

1.Приветствие. Игра «Давайте поздороваемся».

2. Стихи с частым произношением звука [з]. Цель- снятие речевого зажима.

Репродуктивная часть:

3.  Игра «На что похоже настроение?». Цель- развитие симпатии, эмоциональное осознание своего самочувствия.

4. Игра «Настроение и походка». Цель- снижение эмоционального напряжение, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Заключительная часть:

5. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Страхи»

 

Цель- сформировать способность контролировать свои эмоции, действия и поступки.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- снятие речевых и мышечных зажимов;

- корректировка поведения;

- снижение уровня тревожности.

 

Вводная часть:

1.Приветствие. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Репродуктивная часть:

2. Упражнение «Расскажи свой страх». Цель- выявление реальных страхов детей, развитие умение говорить о негативных переживаниях открыто, формирование социального доверия.

3. Рисование на тему «Нарисуй свой страх». Цель- осознание своих страхов и снятие их.

4. Игра «Зеркало». Цель- развитие эмпатии, учить детей распознавать эмоциональные состояния других.

5. Этюд «Стойкий оловянный солдатик». Цель- помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Заключительная часть:

6. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Я больше не боюсь»

 

Цель- сформировать способность контролировать свои эмоции, действия и поступки.

Задачи:

- снять эмоциональное напряжение;

- снятие речевых и мышечных зажимов;

- тренировка психомоторных функций;

- формирование социального доверия;

- снятие состояния эмоционального напряжения.

Вводная часть:

1.Приветсвие. Упражнение «Комплименты».

Репродуктивная часть:

2. Этюд «Смелые ребята». Цель- преодоление негативных переживаний, развитие уверенности в себе.

3. Комплекс «На лесной поляне». Цель- снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

4. Ира «Тень». Цель- развитие внимания, памяти, раскованности.

5. Игра «Слепой поводырь». Цель- развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Заключительная часть:

6. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Я»

 

Цель- сформировать способность контролировать свои эмоции, действия и поступки.

Задачи:

-снятие эмоционального напряжения;

- снятие речевых зажимов;

- корректировка поведения с помощью ролевых игр;

- развитие умения работать в группе.

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Доброе животное».

Репродуктивная часть:

2. Игра «Молчок». Цель- корректировка поведения.

3. Игра «Скучно, скучно так сидеть без дела». Цель- развитие раскованности.

4. Игра «Дракон кусает свой хвост». Цель- снятие напряженности, развитие сплоченности группы.

5. Игра «Комплименты». Цель- помочь каждому ребенку увидеть свои положительные качества.

Заключительная часть:

6. Прощание. Упражнение «Эстафета дружбы».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Ласка»

 

Цель- развитие умения передавать эмоциональные состояния.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- корректировка поведения с помощью ролевых игр;

- развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния.

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Дружба начинается с улыбки.

Репродуктивная часть:

2. Этюд «Страшный зверь». Цель- коррекция поведения.

3. Рисование по проведенному этюду. Цель- передача эмоциональных состояний через художественный образ.

4. Этюд «Ласка». Цель-  развитие умения выражать чувства радости и удовольствия.

5. «Минутка шалости».

6. Комплекс «Волшебный лес». Цель- саморасслабление.

Заключительная часть:

7. Прощание. Упражнение «Эстафета дружбы».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«История»

 

Цель- развитие творческой активности, сплоченности группы.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- снятие речевых и мышечных зажимов;

- развитие творческий способностей;

- сплочение детей.

 

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Репродуктивная часть:

2. Сочинение общей истории. Цель- учить детей высказывать свои мысли, развитие умения слушать своего собеседника.

3. Инсценировка общей истории. Цель- коррекция поведения, развитие сплоченности группы, снятие мышечных зажимов.

4. Коллективный рисунок по сочиненной истории. Цель- развитие творческой активности, умения фантазировать и действовать сообща.

Заключительная часть:

5. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Сказочная шкатулочка»

 

Цель- формирование положительной самооценки.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- снятие мышечных зажимов;

- развитие уверенности в себе;

- снижение уровня тревожности:

- выявление положительных сторон личности каждого ребенка;

- развитие сплоченности группы детей.

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Веселый клубочек».

Репродуктивная часть:

2. Игра «Сказочная шкатулка». Цель- формирование положительного самоотношения, уверенности в себе, самопринятие.

3. Игра «Волшебное колечко». Цель- коррекция негативного самоотношения, снятие тревожности, неуверенности в себе.

4. Игра «Принц и принцесса». Цель- деть почувствовать детям собственную значимость, выявление положительных сторон личности, сплочение группы.

5. Упражнение «Танец». Цель- снятие мышечных зажимов, расслабление.

Заключительная часть:

6. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Радость»

 

Цель- закрепить адекватное отношений детей к самим себе и к другим детям, закрепить уверенность в себе.

Задачи:

-  снятие эмоционального напряжения;

-  активизация воображения;

- установить гармонизацию противоречивости личности;

- сформировать адекватную самооценку детей;

- закреплять умение самостоятельно принимать решение;

- тренировка психомоторных функций.

 

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Комплименты».

Репродуктивная часть:

2. Этюд «Утро». Цель-  психомышечная тренировка, создание положительного эмоционального фона.

3. Игра «Тропинка». Цель- активизация воображения, формирование личности и размер оптимистического чувственного фона.

4.  Упражнение «Танец». Цель- тренировка психомоторных функций, самовыражние индивидуальности ребенка.

5. Проигрывание ситуаций. Цель- закрепление самостоятельно принимать верные решения.

6. Этюд «Солидарность». Цель- закреплять умение проявлять сочувствие в конкретной ситуации.

Заключительная часть:

7. Прощание. Упражнение «Эстафета дружбы».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

«Правила дружбы»

 

Цель- закрепить адекватное отношений детей к самим себе и к другим детям, закрепить уверенность в себе.

Задачи:

-  снятие эмоционального напряжения;

- установить гармонизацию противоречивости личности;

- сформировать адекватную самооценку детей;

- закреплять умение самостоятельно принимать решение;

- закрепить чувство сплоченности группы детей;

- побуждение в проявлении коммуникативных способностей.

Вводная часть:

1. Приветствие. Упражнение «Комплименты».

Репродуктивная часть:

2.  Игра «Найди друга». Цель- закреплять умение детей чувствовать и переживать, побуждать проявлять коммуникативные способности.

3. Игра «Секрет». Цель- закреплять социальную активность детей.

4. Игра «Цветик-семицветик». Цель- закреплять умение делать правильный выбор во время сотрудничества со сверстниками.

5. Рисование «Новоселие». Цель- закреплять чувства единения группы.

6. Правила дружбы.

7. Релаксация «Улыбка». Цель- снятие психоэмоционального напряжения.

8. Этюд «Просто так». Цель- закреплять умение бесконфликтного способа общения, адекватные формы общения.

Заключительная часть:

9. Прощание. Упражнение «Лучики солнца».

Вовчук М.А. «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»

 

Плотникова Н.В. «Хочу и могу»

 

Итак, составленная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование и развитие оптимального уровня самооценки и состоит из специально организованных коррекционных занятий, составленных с учетом развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 2012.
2. Большой психологический словарь/ Под ред. Мещерякова Б.Г. М., 2013. 
3. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. Минск, 2012. 
4. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М., 2005.