Статья:

Физическое развитие двигательных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Джафарова А.Э. Физическое развитие двигательных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Физическое развитие двигательных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Джафарова Анисат Эльдаровна
магистрант, ДГПУ, РФ, г. Махачкала
Гасанова Светлана Саидгаджиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ДГПУ, РФ, г. Махачкала

 

Ключевые слова: физическое развитие, младшие школьники, слабослышащие, движение, активность.

 

В настоящее время значительное количество слабослышащих детей нуждается в коррекционно – компенсирующей помощи, повышении уровня физической подготовленности, необходимой для дальнейшей адаптации к условиям окружающей среды, приобретения важных социально – бытовых навыков и успешной социализации.

Проблемы психического развития разных групп детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом освещены в исследованиях А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, Э.И. Леонгард, Л.П. Носковой, Т.И. Обуховой,Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф и других.

Слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке и моторике. Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массовой школы, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции имеющихся дефектов. Эти задачи и определяют специфику учебно – воспитательной работы со слабослышащими детьми в процессе физического воспитания.

Основным средством обучения детей движениям, как и в массовой школе, являются занятия по физической культуре. С помощью основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание мяча) у детей формируются жизненно важные двигательные навыки.

Исследования физического и моторного развития младших школьников, имеющих нарушения слуха, выявили характерные особенности у детей, только что поступивших в образовательное учреждение, и детей того же возраста, но уже обучавшихся в течение года. Оказалось, что дети первого года обучения, по сравнению со своими уже обучавшимися сверстниками имеют меньший двигательный опыт, соматически и физически более ослаблены. Проведенное обследование состояния осанки и стоп выявило различные функциональные отклонения у детей: сутулость, плечевую асимметрию, деформацию стоп.

Обследование этих двух групп детей выявило также отставание детей, ранее не обучавшихся в школе, в сроках формирования навыков выполнения основных движений.

По качественной характеристике ходьбы, а также по устойчивости и скорости движений, не говоря уже о координации движений, обучавшиеся ранее находятся в лучшем состоянии. То же можно сказать и о навыках в правильном беге и прыжках. Особенно большая разница в результатах выявлена при выполнении детьми упражнений вслед за воспитателем, т.е. подражая ему.

Таким образом, исследование показало, что дети одного возраста, но разных лет обучения имеют различный уровень физического и моторного развития. Обнаруженные существенные различия вызвали необходимость создания двух вариантов занятий для детей одного возраста, но разных годов обучения.

Так дети первого года обучения еще недостаточно организованны, воспитатели тратят на организацию занятий значительно больше времени, чем с детьми второго года обучения. Дети второго года обучения имеют большой двигательный опыт, лучше поддаются организации, поэтому на занятии за одно и то же время они могут произвести значительно больше движений, отсюда и моторная плотность занятий с ними выше.

Обучение в образовательном учреждении детей первого года обучения включает занятия по развитию речи, слуха, счету, изодеятельности и др. Интенсивный учебный процесс при неправильной организации двигательного режима детей затрудняет удовлетворение потребности в движениях и может отрицательно сказаться на физическом и моторном развитии детей. Поэтому занятия по физической культуре со слабослышащими детьми младшего школьного возраста требуют особых условий и тщательно продуманных специальных методических приемов, построенных с учетом особенностей развития этих детей.

В связи с особенностями детей, специфичностью общения с ними, а также необходимостью использования специального инвентаря занятия по развитию движений рассчитаны на проведение их в хорошо оборудованном физкультурном зале, который должен быть достаточно чистым, просторным, с вентиляционными устройствами.

В соответствии со стоящими задачами программный материал для слабослышащих детей первого и отдельно второго года обучения равномерно распределен на 40 занятий. Каждое занятие рекомендуется проводить не менее двух раз в неделю.

Слабослышащие дети, особенно на первом году обучения, нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых. На утреннем занятии воспитателю может помогать педагог группы, на вечернем – музыкальный руководитель. Участие педагога даст возможность полноценно использовать словарь, музыкальный руководитель научит детей слушать музыку, реагировать на звуковые сигналы. Кроме того, музыкальное сопровождение создает радостное, приподнятое настроение у слабослышащих детей [1].

Продолжительность занятий с детьми первого года обучения может быть ль 20 мин в начале обучения до 25 и даже 30 мин – в группе второго года обучения (в среднем). Дети свободно выдерживают это время, если занятия заранее тщательно продуманы, проводятся в хорошем темпе, в интересной и доступной форме.

Занятия построены с учетом потребности ребят в движении и быстрой их  утомляемости. Младшие школьники устают не только от продолжительности занятия, но и от однообразия движений, долгого ожидания своей очереди, длительных инструкций воспитателя.

Упражнения большой и малой интенсивности равномерно чередуются, а групповые упражнения чередуются с индивидуальными. Если при этом инструкции воспитателя кратки и четки, подготовка к следующему виду движений не отнимает много времени, дети сохраняют интерес и желание заниматься. В противном случае они устают, начинают отвлекаться. Усталость проявляется у детей по – разному: одни как бы застывают, становятся вялыми, малоподвижными, апатичными, другие, наоборот, возбуждаются, даже проявляют агрессивность, начинают мешать воспитателю.

Сохранение высокой моторной плотности занятий является одним из важнейших условий полноценного усвоения программных требований. Однако не следует забывать, что дети, несмотря на малочисленный состав класса (10 -13 человек), не одинаковы по своим физическим и моторным возможностям.

Основным приемом обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста является образцовый показ упражнения. Такие дети не могут полноценно услышать объяснение, поэтому показ воспитателя должен быть хорошо виден. Необходим инвентарь (палки, лестница, мячи, кубики).

На протяжении первых двух лет обучения необходимо звуковое сопровождение на занятиях (пианино, барабан). Дети должны отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой.

Дети должны приходить на занятия в облегченной одежде и тапочках. Физкультурная форма желательна и для воспитателя.

Задания в игровой форме больше привлекут детей первых лет обучения. Но для детей первого года обучения неравномерно использовать этот метод. Они еще не достаточно координированы в движениях, путают предметы и т.д.

Во время занятий по развитию движений воспитатели должны использовать словарь, который указан в конце каждого занятия. Этот речевой материал не отрабатывается предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий.

Двигательная активность слабослышащих детей на 20 – 30% ниже, чем у здоровых сверстников.

При физической нагрузке организм слабослышащих детей адаптируется хуже, нежели у здоровых сверстников.

В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью.

 

Список литературы:
1. Г.В.Трофимова «Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха»