Средства и способы коррекции и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Средства и способы коррекции и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Эмоциональную сферу изучали такие психологи, как А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования «правильных» эмоций. К группе риска в этом вопросе относятся дети с нарушениями интеллекта. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с нарушениями интеллекта, в том числе у детей с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна, сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, им крайне трудно осознать разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Поэтому, корректирование дефектов эмоциональной сферы необходимо рассматривать как одну из первостепенных и важных задач воспитания. Формирование и развитие эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна доступно при помощи некоторых методик, например, игротерапия, арт-терапия, но значительный эффект дает психогимнастика.
Психогимнастика - метод, где участники общаются без слов. Является результативным приемом оптимизации перцептивной сферы личности, потому что дает возможность сосредоточить внимание на жесты, мимику и пространственно-временные характеристики общения. Психогимнастика подразумевает проявление чувств, эмоциональных состояний, трудностей с помощью движений, мимики, пантомимы. Ее основу составляет система приемов, которые разработал чешский психолог Г. Юнова и невербальные методики.
М.И. Чистякова определяет психогимнастику как «курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)», следовательно, структура занятий по психогимнастике состоит нескольких этапов:
1 этап - организационный (вводная беседа, использование литературного слова, неожиданного момента). Цель этапа: мотивирование детей на определенную форму работы или тему занятия.
2 этап - формирующий (проработка движений и упражнений). Цель: тренинг универсальных возможностей вербального и невербального общения, достижение определенного результата.
3 этап - рефлексивный
Цель: фиксирование изученного материала, приведение в состояние устойчивости эмоционального состояния всех детей, улучшение их настроения и здоровья.
В работе используются: мимические и пантомимические картины; сюжетно-ролевые игры; игры-психогимнастики; расслабляющие методы; коммуникативные упражнения; составляющие изобразительного творчества; музыкальный аккомпанемент. Главный метод – психогимнастика; дополнительные - игротерапия, сказкотерапия.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Психокоррекционный результат игровых занятий у детей достигается при помощи налаживания положительного эмоционального общения между детьми и взрослыми. Игра корректирует сдерживаемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, увеличивает возможности детей к общению, расширяет размер доступных манипуляций с предметами.
Сюжет игры – реальная действительность. Содержание игры – взаимоотношения между взрослыми людьми жизни. В игре осуществляется развитие произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игротерапия - взаимодействие взрослого с ребенком на условиях последнего, когда ему дается шанс произвольного самовыражения с единовременным одобрением эмоций взрослыми.
Главные психологические принципы регуляторного действия игры:
1. Создание системы общественных отношений в доступной для ребенка форме.
2. Смена роли ребенка на пути преодоления когнитивного и персонального эгоцентризма, из-за чего исходит понимание своего "Я" в игре, и увеличивается степень общественной компетентности и способности к решению трудных обстоятельств.
3. Организация отношений сотрудничества и партнерства между ребенком и взрослым, обеспечивающих возможность положительного развития личности.
4. Создание постепенной отработки в игре новых методов решения проблемных ситуаций.
5. Развитие способности ребенка к произвольному регулированию деятельности на основании подчинения правил поведения.
Арт-терапия – легкий и результативный метод психологической помощи, который основан на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством.
Цель арт-терапии - гармонизация развития личности через формирование способности к самовыражению и самопознанию.
Арт-терапия дает возможность ребенку проявить свои эмоции, чувства при помощи лепки, рисования, создания поделок из природных материалов.
Арт-терапия — это особо щадящий метод работы для контакта со сложными проблемами. Ребенок может выражать себя и свои проблемы через лепку, рисование и движения телом. Занятия арт-терапией помогают снимать психическую напряженность. Когда ребенок занимается искусством, очень важно, чтобы он чувствовал свой успех в этом деле. Тогда творческий успех бессознательно проецируется на обычную жизнь.
В основе арт-терапии лежит внезапное самовыражение, которое игнорирует художественные критерии в оценке результатов и профессионализма автора. Поэтому, важен сам процесс творчества, а не результат.
Важнейшие принципы проведения арт-терапии:
1.Желание ребенка. Созидание без стремления невозможно, поэтому, невозможна доверительная беседа с ребенком.
2. Похвала ребенка.
3. Готовность педагога к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и нужно предлагать ему варианты ответов.
4. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Лишь в таком случае у ребенка создается доверие к педагогу и к той деятельности, которая ему дается.
5.Необходимо пользоваться ярким и красивым материалом, который используется на занятии. Для детей, включающихся в работу с неохотно, яркие и красивые канцелярские принадлежности становятся вовлекающей стороной.
6. Речь педагога должна вводить ребенка в легкий транс при помощи повторения слов, предложений, применения эпитетов, метафор, изменения голоса. С помощью этого создается обстановка необычности, таинственности происходящего, что помогает совершиться чуду неожиданного самораскрытия ребенка.
7. Получение удовольствия от самого процесса рисования, даже если это каракули и черкания.
Таким образом, к способам и средствам коррекции эмоциональной сферы у ребенка с синдромом Дауна относят игротерапию, арт-терапию и психогимнастику. Использование этих средств позволяет оценить аффективно-эмоциональные и личностные аспекты развития ребенка с точки зрения анализа ее индивидуальных характеристик, которыми может обладать или не обладать ребенок.