Апробация жонглирования как коррекционно-развивающей программы на детях младшего школьного возраста
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Апробация жонглирования как коррекционно-развивающей программы на детях младшего школьного возраста
В настоящее время существует такая проблема, как неуспеваемость детей, не имеющих клинических диагнозов. Причём причина этой неуспеваемости часто не относится к недостаткам методики обучения или недостаточному умственному развитию ученика. Большинство занятий в школе делает упор именно на интеллектуальную деятельность учащихся, и успешность протекания этой деятельности зависит от сформированности когнитивных процессов. Согласно нейропсихологии, относящиеся к когнитивным процессам внимание, память, мышление, восприятие и принятие решений обеспечиваются определёнными мозговыми структурами. Степень и своевременность развития областей головного мозга влияет на качество сформированности всех высших психических функций.
И.Н. Сметанникова провела нейропсихологическое обследование детей младшего возраста с целью анализа сформированности высших психических функций в контексте успешности обучения. Согласно результатам, есть различия между группой детей, наиболее успешных по всем выбранным для анализа предметам (чтение, русский язык, математика) и группой детей, неуспешной по одному из этих предметов. Различия были достоверны по фактору регуляции и нейродинамическому фактору. Выводы согласуются с исследованиями Т. В. Ахутиной: детям, имеющих трудности в обучении, в большей степени свойственна слабость именно I и III функциональных блоков мозга [1].
Выделяют следующие нейропсихологические факторы: нейродинамический, фактор регуляции, кинетический, группа модально-специфических факторов (зрительный, слуховой тактильный, кинестетический, слухоречевой), надмодальный пространственный, сукцессивный, симультанный, фактор межполушарного взаимодействия. Каждый из них, согласно А. Р. Лурия вносят свой вклад в любую высшую психическую функцию (ВПФ). Следовательно, слабость, недоразвитость одного фактора препятствует нормальному формированию нескольких ВПФ, и, соответственно, школьных навыков. Очевидна необходимость своевременной диагностики детей для выявления слабых, недостаточно развитых для того или иного возраста нейропсихологических факторов и последующей индивидуально построенной работы с целью коррекции.
Нейропсихологические коррекция детей основана на теории развития высших психических функций Л.С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия [3; 242].
Основные направления коррекционного обучения в отечественной нейропсихологии.
Направление, в рамках которого делается акцент на развитие и коррекцию познавательных процессов и их компонентов. Фокусируется внимание на развитие слабого звена при опоре на сильные звенья. Авторы: Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева. К этому направлению относятся программы, ориентированные на коррекцию мнестических нарушений. В ходе обучение по методике «Лурия-90» Э.Г. Симерницкой ребёнок может найти новые способы анализа и обработки информации, которые подходят под особенности его психической деятельности и облегчат мнестическую деятельность [3, с. 249].
Цель второго направления – развить базовые основы для познавательных функций. В начале коррекции предпочтение отдаётся двигательным методам, так как воздействие на сенсомоторный уровень позволяет активировать развитие ВПФ. В комплекс с моторными методами входят и когнитивные методы. Представитель направления – А.В. Семенович и её методика замещающего онтогенеза [3, с. 250].
Интегративный подход: коррекционно-развивающая программа Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, предназначенную для формирования пространственных представлений, и методика сенсомоторной коррекции Т.Г. Горячевой, А.С. Султановой [3, с. 251].
Помимо целенаправленной коррекционно-развивающей работы благоприятное воздействие на психику ребёнка оказывает участие в различных кружках, секциях. Так, была замечена связь между степенью успешности в обучении и посещением дополнительных занятий помимо школьных [5].
Популярные такие занятия как художественная и музыкальная школы, спортивные секции, обучение шахматам, плавание и многие другие. В данной работе представлено рассмотрение жонглирования и поинга с точки зрения коррекционно-развивающего мероприятия.
Жонглирование подразумевает под собой одновременное манипулирование одним или несколькими объектами [2]. Поинг – искусство кручения пои – пары шарообразных грузиков, подвязанных верёвкой или цепью. Поинг относят к одной из форм жонглирования.
Была начата работа по оценке влияния занятий по жонглированию на нейропсихологические факторы у детей младшего школьного возраста. Контрольная и экспериментальная группы были набраны из учащихся первых классов гимназии № 40 г. Екатеринбурга. Возраст – 7 лет. Первичное обследование было проведено с помощью комплексной компьютерной нейропсихологической методики, разработанной под руководством Киселёва С. Ю. на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ им. Б.Н. Ельцина. Было проведено 12 занятий в течение одного месяца. Количество стабильно посещающих занятия детей составило 10 человек. В обеих группах было одинаковое количество детей, посещающие дополнительные занятия: кружки и секции.
Сейчас исследование находится на стадии повторной диагностики обеих групп детей.
Примеры того, как были осуществлены принципы коррекционного обучения, выделенные Л.С. Цветковой.
Принцип «от простого – к сложному». Обучение жонглированию начиналось знакомством детей с простыми траекториями, которые они могут задавать одному мячику. Если на первых двух занятиях они старались выполнить как можно больше вариаций движений только с одним мячом, то на последующих дети уже учились манипулировать двумя мячами. При этом увеличивалась сложность выполняемых действий не только от одного занятия к другому, но и в течение одного занятия: использование большего количества мячей, освоение новых трюков.
Принцип использования игровой деятельности. Были подобраны подходящие для возраста инструкции, которые задействовали воображение. Например, инструкции звучали так: «Сейчас мы как рыцари будем рубить врагов» для того чтобы была выполнено движение правой рукой с пои сначала с левого бока, потом с правого; «Выставляем щиты» для простого кручения пои, «Подгоняем-останавливаем лошадь» для освоения разной скорости кручения и умения быстро и плавно останавливать пои.
Мотивация детей поддерживалась наградами: яркая понравившаяся наклейка за выполненную часть занятия. В данном ритуале была задействована память и способность быстро реагировать: дети запоминали, какую именно наклейку они хотели, и должны были быстро отыскать её среди множества других. На последних занятиях дети получали наклейке после того как опишут её словами.
В структуру занятий входило: дыхательные упражнения, разминка для рук, жонглирование одним или двумя мячами, жонглирование в паре, поинг.
Очевидно, что манипулирование двумя предметами обоими руками, особенно когда движения необходимо выполнять неодинаково имеет под собой фактор межполушарного взаимодействия. Кинетический фактор проявляет себя, когда требуется в течение некоторого времени жонглировать: постоянная смена действий «выкинуть мяч – выкинуть второй – поймать первый – поймать другой», либо смена трюков без остановки.
Некоторые задания по части «Поинг» аналогичны упражнениям из коррекционно-развивающей программы А.В. Семенович, например «Где лежит карандаш?», где ребёнку требуется определять положение карандаша относительно тетради, обращая внимание на предлог [4, c. 171]. Упражнение направлено на формирование квазипространственных представлений. В «Поинге» задания такие: «Выставляем щиты за ногами, перед ногами, надо головой, с правого бока, с левого, перед собой за головой». Ребёнок в течение всего занятия вынужден также постоянно ориентироваться в пространстве и схеме собственного тела.
Таким образом, жонглирование выступает как деятельность, которая направлена на такие нейропсихологические факторы как кинетический, межполушарный и пространственный фактор. Жонглирование является вариацией сенсомоторных развивающих программ. Представляет интерес дальнейшая работа по разработке коррекционно-развивающей программы на основе жонглирования и проведение дальнейших исследований. В частности, необходимо увеличить продолжительность занятий до нескольких месяцев, уменьшить количество детей в группе. Последнее поможет отслеживать динамику изменений на самих занятиях.