Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПОЛНОТЫ СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА

Конференция: CCXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Голубева А.Д. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПОЛНОТЫ СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(214). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(214).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПОЛНОТЫ СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА

Голубева Анастасия Дмитриевна
студент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, г. Великий - Новгород

 

FEATURES OF THE INFLUENCE OF FAMILY COMPLETENESS ON ADOLESCENT ANXIETY

 

Anastasia Golubeva

Student, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Institute of Continuing Teacher Education, Russia, Veliky - Novgorod

 

Аннотация. В данной статье охарактеризованы особенности влияния полноты семьи на тревожность подроста. Рассматривается характеристика полных и неполных семей, а также взаимоотношения родителей и детей. Посредством тестирования школьников подросткового   возраста, выявляется ряд причин и факторов, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Abstract. This article describes the features of the influence of the completeness of the family on the anxiety of the undergrowth. The characteristics of full and incomplete families, as well as the relationship of parents and children are considered. By testing teenage schoolchildren, a number of causes and factors that affect the emotional sphere of the child are identified.

 

Ключевые слова: семья, тревога, детство, эмоции, подросток, проблемы.

Keywords: family, anxiety, childhood, emotions, teenager, problems.

 

Проблема неполноты семьи всегда будет актуальна в настоящее время. К сожалению, в XXI веке, общество всё чаще сталкивается с таким явлением, как развод. Институт семьи с каждым годом разрушается всё больше. Проблеме воспитания детей в неполных семьях, посвящено немало научных трудов. Так как, в подростковом возрасте, большую часть времени ребенок проводит в школе, то от эмоционального состояния зависит его успеваемость и усвоение материала. Проблема школьной тревожности и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями является одной из важных проблем современной науки. Одним из условий, влияющих на появление тревожности у подростков, является психологический микроклимат семьи. Как считали Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, тревожность развивается у детей при наличии внутреннего конфликта, который провоцируется внешними переменными — завышенные требования взрослых и их желание поставить ребенка в зависимое положение, отсутствие единой системы требований или, как крайний вариант, эмоциональное выгорание самих родителей, в ином случае это отсутствие одного из родителей, что влечет за собой последствия в воспитании. В данных случаях получается, что ребенок находится в постоянном напряжении от ожидания неприятностей и проблем. Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и ребёнка или нескольких детей. Неполная семья — семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей. К сожалению, на сегодняшний день увеличивается тенденция распада семьи, что является острой социальной проблемой. Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются. В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его морально-эмоционального развития, появлении у детей отрицательных качеств и черт (замкнутость, эгоизм, недисциплинированность, равнодушие), уменьшении круга знаний, интересов, увлечений и умений, сужении сферы и вида взаимоотношений и общения, их многообразия. В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, это связано с тем, что осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации. Чаще всего неполная семья состоит из матери и ребенка (нескольких детей) является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности ребёнка. В. В. Чечет отмечает, что отсутствие мужчины в семье является важной предпосылкой отклонений в развитии детей. Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей, их священный долг заключается в том, чтобы дать детям не только и не столько материальное богатство, сколько воспитать у них добродетель, благопристойность, моральность. Наблюдения показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьёй, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и своё достоинство. Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и как следствие, у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества. В сознании девочек может закладываться искажённое представление о мужчинах, это может быть вызвано неприязненным отношением матери к бывшему мужу.

 

Рисунок 1. Характеристика типов неправильного воспитания

 

Целью проведения исследовательской работы было выявление характера зависимости школьной тревожность от полноты семьи , т. е. из-за каких неверных родительских действий страдает эмоциональная сфера подростков. Сейчас это как никогда важно, потому что количество подростков с нарушениями эмоциональной сферы постоянно увеличивается и является серьезным препятствием для их социальной адаптации. В исследовании принимали участие 50 учащихся 9, 10, 11 класса в возрасте от 15 до 18 лет Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа жд.ст.Уторгош, с.Медведь.

Учащимся было предложено пройти методику измерения уровня тревожности (Шкала Джанет Тейлор) и методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша.

Методика измерения уровня тревожности (Шкала Джанет Тейлор). Опросник служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Состоит из 50 утверждений, с которыми нужно согласиться или опровергнуть их. Анализируя результаты исследования тревожности подростков, мы выявили, что 20 % учащихся имеют повышенную тревожность и 70 %— имеют низкую тревожность и лишь 10% - среднюю. Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют обнаружить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения.

Данная методика показала следующие результаты:

 Таблица 1.

Результаты

 

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общий балл

1

12

13

5

30

2

10

21

11

42

3

13

17

16

46

4

22

10

19

51

5

6

27

15

48

6

28

11

23

62

7

10

18

14

43

8

20

9

27

56

9

15

13

20

48

10

11

15

31

57

11

26

29

20

75

12

11

25

8

44

13

30

16

23

69

14

8

24

17

49

15

25

15

10

50

16

21

12

11

44

17

16

23

12

51

18

15

10

26

51

19

24

21

26

71

20

27

13

14

54

21

15

9

23

47

22

30

22

20

72

23

12

29

11

52

24

23

13

12

48

25

25

15

10

50

 

Рисунок 2. Тревожность детей из полных семей

 

Таблица 2.

Результаты

 

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

1

5

2

19

26

2

6

5

12

23

3

8

10

12

30

4

3

14

16

33

5

17

7

3

27

6

13

6

3

20

7

15

2

8

25

8

4

15

8

27

9

10

6

4

20

10

5

10

3

18

11

11

14

2

27

12

6

8

11

25

13

8

7

13

28

14

12

16

2

30

15

11

7

6

24

16

2

6

4

12

17

1

1

3

4

18

9

11

3

13

19

3

12

5

19

20

12

5

11

28

21

1

2

7

10

22

20

26

11

57

23

3

13

8

24

24

15

17

1

33

25

9

12

5

26

 

Рисунок 3. Тревожность детей из полных семей

 

Вывод: была выявлена зависимость характера тревожности от полноты семьи. Опираясь на полученные результаты исследования, подтверждается выдвинутая ранее гипотеза, об повышенном уровне тревожности у детей, подросткового возраста, которые живут в неполных семьях. Объясняется это тем, что в неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, а также при отсутствии одного из родителей, его функция в семье не выполняется (или же реализуется другим родителем в неполной мере), что может привести к деформации морально-эмоционального развития ребенка.

Заключение: следует помнить, что воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребёнка. Дело в том, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает более затруднительно, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого. Есть много случаев, когда в неполной семье царит благоприятная психологическая обстановка, которая не затрудняет формирования личности ребёнка.

 

Список литературы:
1. Целуйко В. М. Неполная семья / В. М. Целуйко. Волгоград: Изд-во Перемена, 2000.
2. Синельников А. Б. // Семья в России. 1996. №2. С. 26.
3. Лунякова Л. Г. // СоцИС. 2001. №8. С. 86–95.
4. Хохлова, В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/(дата обращения: 10.04.2022).
5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека). — Библиогр.: с.682–698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699–701.
6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. СПб.: Наука и Техника, 2007. 272с.2.
7. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по соц. Защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. студ. М., 2003. с.75-80.