Статья:

Исследование волевой сферы личности младших школьников

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Миронов А.А. Исследование волевой сферы личности младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование волевой сферы личности младших школьников

Миронов Антон Александрович
студент 4 курса, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита
Леснянская Жанна Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии образования, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита

 

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Необходимыми условиями успешности учебной деятельности является развитие произвольности психических процессов, сформированность волевых качеств личности. В.И. Селиванов, основоположник научной школы психологии воли, дает такое определение: «Воля – это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия» [4].

Описывая младший школьный возраст, Л.И. Божович подчеркивает, что развитие произвольности выдвигается в центр психического развития в этот период. Объясняется это социальной ситуацией развития младшего школьника, т.е. началом школьного обучения, а именно значимостью для ребенка положения школьника и высокими требованиями по отношению к произвольному поведению учебной деятельности.

Поступление в школу сопряжено с многочисленными изменениями в жизни ребенка. Так, по словам Л.И. Божович, «перестраивается весь образ жизни ребенка: беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься тем, что определено школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хороших результатов своей учебной деятельности» [1].

Для воспитания произвольности, по утверждению Л.И. Божович, необходимо решение таких задач как «усиление для ребенка привлекательности положения школьника, формирование интереса к получаемым в школе знаниям, привитие любви к интеллектуальному напряжению и преодолению интеллектуальных трудностей, а также воспитание качеств личности, которые являются необходимым условием волевого поведения». Важным для формирования волевых качеств и произвольности Л.И. Божович называет соблюдение режима дня, но так как «формирование произвольного поведения включает в себя умение планировать, ставить цели, принимать решения и т. п., надо, чтобы ребенок сам под руководством взрослого составил тот режим, которому он затем будет подчиняться» [1].

Е.П. Ильин, изучая развитие воли в учебной деятельности, подчеркивает, что этому процессу «способствует ряд обстоятельств: связь задания с потребностями и интересами школьников, обозримость школьником цели (разрешимость задачи для младшего школьника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания), оптимальная сложность задания, наличие инструкции о способах выполнения задания, демонстрация учащимся их продвижения к цели (учитель должен так организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное – осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий)» [3].

Е.П. Ильин пишет, что «физиологические механизмы воли, произвольности психических процессов подробно рассмотрены связаны с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга, но префронтальные отделы коры (лобные доли) играют важную роль именно в регуляции состояний активности, приводя их в соответствие с формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами. Префронтальные отделы коры головного мозга созревают в 5–8-летнем возрасте» [3], то есть их созревание приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. Этот факт также обусловливает актуальность изучения волевой сферы у младших школьников.

Таким образом, своевременность рассматриваемой проблемы обусловила цель нашего исследования: изучение особенностей волевой сферы детей младшего школьного возраста. Мы предположили, что волевая сфера младших школьников (учащихся второго класса) характеризуется некоторыми особенностями.

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме были изучены особенности младшего школьного возраста; рассмотрены понятие воли, состав и структура волевого действия, волевые качества личности, а также имеющееся в доступной литературе описание особенностей волевой сферы в младшем школьном возрасте.

Вслед за этим нами было осуществлено эмпирическое исследование особенностей волевой сферы детей младшего школьного возраста. Оно было реализовано в МБОУ СОШ № 47, г. Чита. В исследования приняли участие 35 учащихся второго класса и их учитель. Для исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик, в которые вошли следующие методики.

Методика «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» А.И. Высоцкого, методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого [2], а также анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги. Анкета позволяет оценить такие качества как выдержка, деловитость, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, смелость, целеустремлённость, самостоятельность, прилежание учащегося.

Анализ результатов методики «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» А.И. Высоцкого позволили констатировать следующие уровни упорства в умственной деятельности: для 33 из 35 учащихся характерен высокий уровень развития упорства; у одного ученика выявлен средний уровень развития упорства; и у одного определен низкий уровень развития упорства.

Согласно данным, полученным с помощью методики «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого, выявлены следующие уровни волевой регуляции: у 25 детей из 35 обнаружен высокий уровень развития волевой регуляции; у 10 учащихся установлен средний уровень ее развития; низкий уровень не проявился ни у кого из учащихся.

Наиболее содержательными являются результаты анкеты «Для определения уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги, которая была адресована учителю данного класса. Учителю предлагалось оценить волевые качества учащихся с помощью следующей шкалы: если волевое качество очень развито, то начисляется 3 балла, развито на хорошем уровне – 2 балла и, если развито слабо – 1 балл. Мы представили волевые качества младших школьников от самого развитого до наименее развитого с указанием среднего балла по выборке в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования учителя по определению уровня волевых качеств второклассников с указанием среднего балла по выборке

Волевое качество

Балл

Самостоятельность – умение руководить собственным поведением и отвечать за свои поступки, способность выполнять действие без посторонней помощи.

2,51

Настойчивость – способность до конца доводить начатое дело, настаивать на принятом решении; умение выполнять дела длительное время

2,42

Деловитость – способность организовать свою работу, умение беречь время.

2,4

Дисциплинированность – умение подчинять свое поведение требованиям, правилам.

2,37

Прилежание – аккуратность, старательность, собранность в выполнении учебной работы.

2,37

Инициативность – способность ставить перед собой новые задачи.

2,31

Решительность – умение переходить от намеченной цели к действию быстро.

2,22

Организованность – способность планировать и чётко следовать выполнению намеченных целей, исполнительность, умение работать в соответствии с планом и указаниями взрослого.

2,2

Целеустремлённость – способность длительное время следовать намеченной цели, преодолевая трудности

2,2

Смелость – способность действовать с некоторым риском.

2,14

Выдержка – умение взять под контроль и затормозить действия, чувства, мешающие осуществлению принятого решения.

2,1

 

По полученным результатам, уровень развитости волевых качеств у учащихся второго класса равен 2,29 балла, что чуть больше среднего уровня.

Полученные результаты соотносятся с данными, встречающимися в психолого-педагогической литературе. Так, В.И. Селиванов упоминает, что «у младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Возникает и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей. Ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой. Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников. Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или выказывает смелость самостоятельно. Высокий уровень решительности в определенной мере может быть связан со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью» [4].

Таким образом, в результате эмпирического исследования мы определили следующие особенности волевой сферы младших школьников (учащихся второго класса). У детей младшего школьного возраста преобладает высокий уровень развития упорства, высокий уровень развития волевой регуляции. Из волевых качеств лучше всего развита самостоятельность. Такие качества как дисциплинированность, настойчивость, деловитость, прилежание развиты очень хорошо. Выдержка, решительность, смелость, организованность, инициативность, целеустремлённость развиты наименьшим образом, но всё же соответствуют среднему уровню развития.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во МПСИ, 2001, 352 с.
2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск: Челябинский ГПИ,1979, 69с.
3. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
4. Селиванов В. И. Избранные психологические произведения: (Воля, ее развитие и воспитание). – Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ин-та, 1992, 574 с.