Статья:

Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Копченова А.С. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения

Копченова Алена Сергеевна
студент, Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Филиппова Светлана Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Сплоченность – одна из самых важных характеристик любого коллектива. От сплоченности коллектива зависит результативность и качество его работы. В данной статье уделим особое внимание сплоченности педагогического коллектива дошкольного учреждения, т.к. от нее зависит и психологическая атмосфера образовательного учреждение в целом и качество ее образовательной деятельности.

Данная проблема актуальна, т.к. в настоящее время уделяется большое внимание психологии в дошкольном учреждении, подтверждается это тем, что в каждом детском саду обязательно должен быть психолог. Но работа психолога в большей степени заключается в том, чтобы работать с проблемами детей, а не с педколлективом, что не всегда верно.

Проблемой сплоченности занимались такие ученые как Л. Фестингер, Д. Картрайт, П. Олместед, С. Кратохвил. Одним из основных определений сплоченности считается определение Л. Фестингера: «Сплоченность – сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней».

Проанализировав исследования данных ученых, можно выделить некоторые критерии сплоченности. Ими выступают не только внешние определения этого понятия (совместные мероприятия), но и отдельные его части, а именно: самочувствие, комфорт каждого педагога в коллективе; возможность каждого педагога высказывать свое мнение, реализовать свою идею; одобрение и признание со стороны коллег; чувство нужности и причастности к коллективу; здоровая социально-психологическая атмосфера в коллективе.

С целью выявления психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения была проведена диагностика психологического климата в малой производственной группе по В.В. Шпалинскому и Э.Г. Шелест. Для выявления уровня сплоченности коллектива была использована методика К.Э. Сишора, направленная на определение индекса групповой сплоченности.

Диагностика психологического климата в малой производственной группе по В.В. Шпалинскому и Э.Г. Шелест показала, что большинство воспитателей, а именно 62,5%, продемонстрировали высокие показатели (62 и 63 баллов). Характерными для этих педагогов были достаточно высокие баллы (4 из 5 возможных) в таких суждениях, как: «У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами», «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах» и «В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие». Данные выборы говорят о том, члены коллектива открыты и доброжелательны по отношению друг к другу и новым сотрудникам.

25% воспитателей набрали 61 балл. В ответах данных педагогов присутствовали 4 суждения, которые они оценили на 4. Суждение «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах», в большинстве ответов, получило оценку 4, что говорит о том, что воспитатели всегда пытаются разобраться в проблеме, даже если возникают разногласия. Оценка 4 преобладает у суждения: «Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление», что говорит о том, что у педагогов редко появляется напряжение, при появлении руководителя.

1 воспитатель (6,25%) набрал 60 баллов. В бланке данного педагога было 5 суждений, которые он оценил на 4. В их числе были суждения «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах» и «Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление», что говорит о незначительных минусах в социально-психологической атмосфере коллектива, которые легко поддаются корректировке психолога, путем проведения тренингов.

Также 1 воспитатель (6,25%) набрал максимальное количество баллов, что подтверждает то, что в большей степени, в данном коллективе положительный социально-психологический климат.

Далее была проведена методика К.Э. Сишора по определению индекса групповой сплоченности. Воспитателям были представлены 5 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые закодированы в баллах. После проведения методики, были получены следующие результаты.

56,25% педагогов набрали 17 баллов, что говорит о высокой групповой сплоченности. По данным результатам можно сделать вывод, что воспитатели в данном коллективе чувствуют свою принадлежность и нужность коллективу.

18,75% воспитателей набрали максимальное количество баллов по данной методике, т.е. 19 баллов. Эти результаты говорят о том, что в данном педколлективе очень развит командный дух и высокий уровень сплоченности.

12,5% воспитателей набрали 18 баллов. За вопрос: «Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?» данные педагоги набрали среднее количество баллов, что говорит о том, что педагоги рассмотрели бы данное предложение, но предпочли бы остаться в своем коллективе.

12,5% педагогов набрали 15 и 16 баллов. Данные воспитатели набрали среднее количество баллов за вопросы «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?», «Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?» и «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?». Данные результаты актуализируют то, что в коллективе существуют совсем незначительные разногласия.

Возвращаясь к определению сплоченности Л.Фестингера, можно сделать вывод о том, что уровень притязания воспитателей данного дошкольного учреждения к своему коллективу очень высок. Это говорит о том, что существует много положительных факторов, которые удерживают воспитателей в данном педагогическом коллективе.

Обобщая результаты двух методик, можно сделать вывод о том, что уровень сплоченности и социально-психологический климат педагогического коллектива в данном детском саду приближен к максимальной оценке. Лишь отдельные его характеристики нуждаются в коррекции, с которыми легко может справиться психолог.

В заключение хотелось бы подвести итог словами Антона Семеновича Макаренко: «... я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».

 

Список литературы:
1. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений, – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, 209 с.
2. Куликова Т.И. Тимбилдинг в образовательной организации, изд-во «Имидж-принт», Тула, 2015, 140с.
3. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В.Макаров Журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 128, 2010.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М: ТЦ «Сфера», 2000, 448 с.
5. Овчарова Р.В. Технологии работы психолога с педагогическим коллективом, изд-во Курганского гос. ун-та, Курган, 2006, 187с.