Профессионально-важные качества педагогических работников образовательных учреждений
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Профессионально-важные качества педагогических работников образовательных учреждений
В современном обществе образованию детей уделяется очень большое внимание. Качество предоставляемых образовательных услуг, несомненно, зависит от образовательной программы, методического обеспечения, атмосферы в классе или группе, но в первую очередь – от самого педагога, от его стиля преподавания, отношения к людям в группе, компетентности, опыта работы, личных характеристик. Все это составляет профессионально-важные качества педагога.
Под профессионально-важными качествами подразумевается совокупность знаний, умений и навыков, социально-психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.
Личность педагога – переменная не постоянная, она должна меняться, корректироваться под современный темп жизни и изменяющиеся условия образования. И важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
В структуре ПВК согласно одной из классификаций выделяются три основных группы элементов – способности человека, социально-психологические характеристики личности, знания и навыки.
Способности человека представляют собой совокупность индивидуальных и социальных свойств, которые проявляются в личностных функциях, позволяющих субъекту овладеть какой-либо деятельностью и в дальнейшем ее успешно выполнять. Структура способностей состоит из двух групп – это врожденные способности и приобретенные. Социально-психологические характеристики личности включают в себя интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими.
По еще одной классификации профессионально важных качеств ПВК подразделяются:
1) свойства познавательных процессов (к ним можно отнести качества восприятия, внимания, мышления, памяти),
2) моторные свойства (к которым относятся качества психомоторики, речи, физического развития),
3) личностные качества профессионала, включающие в себя:
- качества профессионала как индивида;
- как субъекта деятельности;
- как личности.
Одной из важных особенностей профессионально-важных качеств педагога, относящегося к свойствам познавательных психических процессов, является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений [5]. Данное профессиональное качество может быть использовано многими профессиям, но в педагогической деятельности при работе с детьми, воздействии на них, является основным и необходимым для успешной деятельности. Педагог не может знать всего, а если возникнет спорная ситуация на занятиях, когда нет ответа на задаваемый вопрос ученика, или необходимо разрешить спор, чтобы учителю не показаться не компетентным в данных вопросах и не потерять авторитет, правильное решение всегда можно найти логически. Логическое мышление позволяет не только правильно сопоставить факты и показать уровень умственного развития, но и помогает в адаптации к определенным условиям, будь то общение или конкретная педагогическая ситуация в образовательном процессе.
Еще одна особенность профессионально важных качеств педагогов как свойство познавательных психических процессов, является внимание. В общем смысле, внимание это сосредоточение мыслей или зрения на чем-либо или ком-либо. Этот процесс так же можно назвать профессиональным качеством многих специальностей, но в педагогической деятельности оно рассматривается намного шире. Конечно, педагог должен быть сосредоточен на конкретной мысли, теме, чтобы успеть за время занятия донести всю информацию, и при том донести ее доступно и понятно, не отвлекаясь на отвлеченные темы и не теряя мысль. Но помимо этого, не менее важным является не только самому сосредоточить внимание на чем-либо, но и сосредоточить внимание учеников, и постараться удержать его. Тут в ход идут личностные и творческие качества педагога, опыт работы и заинтересованность в данном деле.
Итак, одной из самых крупных, разнообразных и преобладающих категорий в структуре ПВК, являются личностные качества педагогических работников. По Р.А. Мижерикову и М.Н. Ермоленко к ним можно отнести активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с учениками, уверенность и способность быстро реагировать в экстремальных ситуациях, педагогический оптимизм и другие [2]. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. При отсутствии какого-либо из профессиональных качеств или появлении анти-ПВК, могут появиться профессиональные деформации или профессиональное выгорание.
П.Ф. Каптерев тоже рассматривал профессионально важные качества педагогов, и в своих исследованиях указал на личностные качества, которые влияют на эффективность деятельности педагога. К важнейшим качествам личности педагога можно и нужно отнести готовность к эмпатии, то есть к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности. Все эти качества помогают не только научить чему то, передать информацию, а еще и благоприятно сказываются на взаимодействии с участниками образовательного процесса, помогают понять их и помочь, а значит завоевать доверие и авторитет. Это считается одной из важных характеристик, ведь основными функциями педагогической деятельность является воспитание и коммуникация как с детьми, так и с родителями, коллегами и другими людьми.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные качества. К важным профессиональным качествам педагога, как личностным качествам, А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление). Профессионально-важные качества педагога по мнению А.К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность – способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание – это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» [1]. Таким образом, профессионально важные качества с течение времени и получении опыта, преобразовываются в профессиональные способности, которое помогают педагогу в его профессиональной деятельности. Не исключается, что многие качества личности, такие как эрудиция, интуиция, оптимизм, находчивость и другие качества применимы и к другим процессиям и специальностям, но в данном случае они рассматриваются в педагогическом аспекте и превращают эти качества в способности.
Различают 4 основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности.
1) Абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном – среднем уровне.
2) Относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких количественных показателей деятельности (ПВК мастерства).
3) Мотивационная готовность к реализации какой-либо деятельности.
4) Анти – ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. К ним можно отнести пристрастность, неуравновешенность, мстительность, грубость, высокомерие, рассеянность. Они относятся к негативным ПВК и наличие их является противопоказанием к работе с детьми.
Важным психологическим компонентом труда педагога является педагогическое общение, благодаря которому создается атмосфера психологического развития личности учащегося. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным.
Таким образом, психологические особенности деятельности и есть источник требований к личности педагогического работника к его профессионально важным качествам.
Знание своих личностных качеств и стремление к их совершенствованию поможет педагогу в профессиональной деятельности и в конечном счете приведет к качественным изменениям педагогического процесса. А так же, знание негативных и недопустимых качеств личности педагога позволит ему избежать их появления, а значит предостеречь себя от проблем, конфликтов, стрессов, возникновения профессиональных деформация и профессионального выгорания.
Так как различных подходов и классификаций в литературе представлено множество, проанализировав всю представленную информацию, выделим наиболее важные и обобщенные профессиональные качества. Это коммуникабельность, высокая самооценка и позитивное самовосприятие, такая приоритетная ценность, как концентрация на ребенке, демократический стиль преподавания, самообладание, эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность педагога, что в совокупности дает благополучное психоэмоциональное состояние педагога, ответственность за свои поступки, активность и уверенность в себе, что в целом говорит о высоком уровне субъективного контроля. Помимо этого, к профессионально важным качествам отнесем интерес к процессу и результатам своей деятельности, конструктивные взаимоотношения с коллегами и руководством, основанные на взаимоуважении, что относится к удовлетворенности трудом.
Без данных качеств не может обойтись образовательный процесс, рано или поздно, какой бы компетентный и хороший не был педагог, с течением времени по разным причинам появляются, будь то профессиональное выгорание, профессиональные деформации или просто усталость. А задача будущего или уже состоявшегося педагога заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
Таким образом, был сформулирован обширный перечень профессионально важных качеств, и качеств, которые не допустимы в работе с детьми. Это как личностные качества педагогов, их способности, умения и навыки. Главная особенность, отличающая профессионально важные качества педагогов от других профессий, заключается в том, что в данном случае все они рассматриваются со стороны педагогической деятельности и педагогического аспекта, полезности для общества, и в первую очередь для детей. И все они направлены на взаимодействие с людьми, а так же научению, воспитанию и помощи именно в образовательном процессе.