Статья:

Профессионально-важные качества педагогических работников образовательных учреждений

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Самоловских О.С. Профессионально-важные качества педагогических работников образовательных учреждений // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессионально-важные качества педагогических работников образовательных учреждений

Самоловских Ольга Сергеевна
магистрант Амурского государственного университета, РФ, г. Благовещенск
Зенина Светлана Рашидовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Амурского государственного университета, РФ, г. Благовещенск

 

В современном обществе образованию детей уделяется очень большое внимание. Качество предоставляемых образовательных услуг, несомненно, зависит от образовательной программы, методического обеспечения, атмосферы в классе или группе, но в первую очередь – от самого педагога, от его стиля преподавания, отношения к людям в группе, компетентности, опыта работы, личных характеристик. Все это составляет профессионально-важные качества педагога.

Под профессионально-важными качествами подразумевается совокупность знаний, умений и навыков, социально-психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.

Личность педагога – переменная не постоянная, она должна меняться, корректироваться под современный темп жизни и изменяющиеся условия образования.  И важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

В структуре ПВК согласно одной из классификаций выделяются три основных группы элементов – способности человека, социально-психологические характеристики личности, знания и навыки.
Способности человека представляют собой совокупность индивидуальных и социальных свойств, которые проявляются в личностных функциях, позволяющих субъекту овладеть какой-либо деятельностью и в дальнейшем ее успешно выполнять. Структура способностей состоит из двух групп – это врожденные способности и приобретенные. Социально-психологические характеристики личности включают в себя интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими.

По еще одной классификации профессионально важных качеств ПВК подразделяются:

1) свойства познавательных процессов (к ним можно отнести качества восприятия, внимания, мышления, памяти),

2) моторные свойства (к которым относятся качества психомоторики, речи, физического развития),

3) личностные качества профессионала, включающие в себя:

- качества профессионала как индивида;

- как субъекта деятельности;

- как личности.

Одной из важных особенностей профессионально-важных качеств педагога, относящегося к свойствам познавательных психических процессов, является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений [5]. Данное профессиональное качество может быть использовано многими профессиям, но в педагогической деятельности при работе с детьми, воздействии на них, является основным и необходимым для успешной деятельности. Педагог не может знать всего, а если возникнет спорная ситуация на занятиях, когда нет ответа на задаваемый вопрос ученика, или необходимо разрешить спор, чтобы учителю не показаться не компетентным в данных вопросах и не потерять авторитет, правильное решение всегда можно найти логически. Логическое мышление позволяет не только правильно сопоставить факты и показать уровень умственного развития, но и помогает в адаптации к определенным условиям, будь то общение или конкретная педагогическая ситуация в образовательном процессе.

Еще одна особенность профессионально важных качеств педагогов как свойство познавательных психических процессов, является внимание. В общем смысле, внимание это сосредоточение мыслей или зрения на чем-либо или ком-либо. Этот процесс так же можно назвать профессиональным качеством многих специальностей, но в педагогической деятельности оно рассматривается намного шире. Конечно, педагог должен быть сосредоточен на конкретной мысли, теме, чтобы успеть за время занятия донести всю информацию, и при том донести ее доступно и понятно, не отвлекаясь на отвлеченные темы и не теряя мысль. Но помимо этого, не менее важным является не только самому сосредоточить внимание на чем-либо, но и сосредоточить внимание учеников, и постараться удержать его. Тут в ход идут личностные и творческие качества педагога, опыт работы и заинтересованность в данном деле.

Итак, одной из самых крупных, разнообразных и преобладающих категорий в структуре ПВК, являются личностные качества педагогических работников. По Р.А. Мижерикову и  М.Н. Ермоленко к ним можно отнести активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с учениками, уверенность и способность быстро реагировать в экстремальных ситуациях, педагогический оптимизм и другие [2]. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. При отсутствии какого-либо из профессиональных качеств или появлении анти-ПВК, могут появиться профессиональные деформации или профессиональное выгорание.

П.Ф. Каптерев тоже рассматривал профессионально важные качества педагогов, и в своих исследованиях указал на личностные качества, которые влияют на эффективность деятельности педагога. К важнейшим качествам личности педагога можно и нужно отнести готовность к эмпатии, то есть к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности. Все эти качества помогают не только научить чему то, передать информацию, а еще и благоприятно сказываются на взаимодействии с участниками образовательного процесса, помогают понять их и помочь, а значит завоевать доверие и авторитет. Это считается одной из важных характеристик, ведь основными функциями педагогической деятельность является воспитание и коммуникация как с детьми, так и с родителями, коллегами и другими людьми.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные качества. К важным профессиональным качествам педагога, как личностным качествам, А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление). Профессионально-важные качества педагога по мнению А.К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность – способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание – это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» [1]. Таким образом, профессионально важные качества с течение времени и получении опыта, преобразовываются в профессиональные способности, которое помогают педагогу в его профессиональной деятельности. Не исключается, что многие качества личности, такие как эрудиция, интуиция, оптимизм, находчивость и другие качества применимы и к другим процессиям и специальностям, но в данном случае они рассматриваются в педагогическом аспекте и превращают эти качества в способности.

Различают 4 основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности.

1) Абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном – среднем уровне.

2) Относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких количественных показателей деятельности (ПВК мастерства).

3) Мотивационная готовность к реализации какой-либо деятельности.

4) Анти – ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. К ним можно отнести пристрастность, неуравновешенность, мстительность, грубость, высокомерие, рассеянность. Они относятся к негативным ПВК и наличие их является противопоказанием к работе с детьми.

Важным психологическим компонентом труда педагога является педагогическое общение, благодаря которому создается атмосфера психологического развития личности учащегося. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным.

Таким образом, психологические особенности деятельности и есть источник требований к личности педагогического работника к его профессионально важным качествам.

Знание своих личностных качеств и стремление к их совершенствованию поможет педагогу в профессиональной деятельности и в конечном счете приведет к качественным изменениям педагогического процесса. А так же, знание негативных и недопустимых качеств личности педагога позволит ему избежать их появления, а значит предостеречь себя от проблем, конфликтов, стрессов, возникновения профессиональных деформация и профессионального выгорания.

Так как различных подходов и классификаций в литературе представлено множество, проанализировав всю представленную информацию, выделим наиболее важные и обобщенные профессиональные качества. Это коммуникабельность, высокая самооценка и позитивное самовосприятие, такая приоритетная ценность, как концентрация на ребенке, демократический стиль преподавания, самообладание, эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность педагога, что в совокупности дает благополучное психоэмоциональное состояние педагога, ответственность за свои поступки, активность и уверенность в себе, что в целом говорит о высоком уровне субъективного контроля. Помимо этого, к профессионально важным качествам отнесем интерес к процессу и результатам своей деятельности, конструктивные взаимоотношения с коллегами и руководством, основанные на взаимоуважении, что относится к удовлетворенности трудом.

Без данных качеств не может обойтись образовательный процесс, рано или поздно, какой бы компетентный и хороший не был педагог, с течением времени по разным причинам появляются, будь то профессиональное выгорание, профессиональные деформации или просто усталость. А задача будущего или уже состоявшегося педагога заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

Таким образом, был сформулирован обширный перечень профессионально важных качеств, и качеств, которые не допустимы в работе с детьми. Это как личностные качества педагогов, их способности, умения и навыки. Главная особенность, отличающая профессионально важные качества педагогов от других профессий, заключается в том, что в данном случае все они рассматриваются со стороны педагогической деятельности и педагогического аспекта, полезности для общества, и в первую очередь для детей. И все они направлены на взаимодействие с людьми, а так же научению, воспитанию и помощи именно в образовательном процессе.

 

Список литератруы:
1. Веселкова, Н.А. Социальная компетентность взросления / Н.А. Веселкова, Е.В. Прямикова. – Екатеринбург, 2005. – С. 213 
2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы // Учебное пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2002. – С. 544 
3. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. – № 4. – 2001. – С. 16-21
4. Копылова, Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей  в практической деятельности образовательных учреждений. Выпуск № 45. – том 19.– 2007 
5. Соловейчик, С.Л. Педагогика сотрудничества. Отчёт о встрече учителей-экспериментаторов в Переделкино // «Издательский Дом Шалвы Амонашвили». – 2007. – С. 156-166