Статья:

Особенности предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Булгакова М.Ю. Особенности предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 16.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза

Булгакова Мария Юрьевна
студент 4 курса, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Симатова Оксана Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии образования Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Ученики школ при выборе экзаменов для дальнейшего поступления, выбирают тот набор экзаменов, который с их точки зрения легче всего сдать, а также поступают в вузы, которые более доступны для них. К сожалению, зачастую молодые люди ориентируются на второстепенные (внешние) стороны профессии, а не на предмет профессии, ее процесс и результат. Из-за этого, в будущем они менее успешны в своей профессии, профессия не доставляет им удовлетворения. Наоборот, при удачном выборе профессии, повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе, растет удовлетворенность жизнью в целом. Таким образом, проблема профессиональной направленности является высоко актуальной и социально значимой.

Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза.

Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Выборку составили студенты III-IV курсов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза, в количестве 80 человек, в возрасте от 19 до 45 лет, средний возраст составил 21 год. Было выделено две группы. Первую группу составили студенты заочного отделения – 40 человек, из которых 39 девушек и 1 юноша, в возрасте от 19 до 23 лет. Вторую группу составили студенты очного отделения – 40 человек, из которых 37 девушек и 3 юноши, в возрасте от 21 до 45 лет. Все студенты, составляющие каждую из групп, имели примерно одинаковые социальные параметры родительской семьи и образовательные условия.

Исследование проводилось в два этапа. На подготовительном этапе применялся метод теоретического анализа литературы, а также осуществлялся подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе основного исследования использовался метод психолого-диагностического тестирования, в ходе которого использовалась методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е.А Климова.

Теоретико-методологической основой исследования являлись методологические и теоретические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящего в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл, только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С); принцип развития, состоящий в признании закономерного изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, в возникновении новых форм психических процессов и явлении (Рубинштейн С.Л., Мухина В.С., Фельдштейн Д.И., Ананьев Б.Г), принцип системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне связных компонентов целостной психологической организации (Ломов Б.Ф).

В исследовании теоретико-методологической базы нами были рассмотрены работы таких авторов как Э. Зеера, который рассматривал профессиональную направленность как одну из важнейших характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее будущее, и представляющая собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного развития личности [1]; В.П. Парамзина, который, определял профессиональную направленность через профессиональные интересы, намерения, склонности, мотивы, отношение к выбору профессии [4]. Н.К. Котиленкова, который рассматривал профессиональную направленность как специфическую форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, обусловленной ее индивидуальными особенностями, знаниями формирующимися в процессе жизнедеятельности [2]; Л.М. Митиной, которая рассматривала профессиональную направленность как интегративную характеристику личности профессионала, выступающую, наряду с профессиональной компетенцией и эмоциональной гибкостью, психологической основой для всех видов профессиональной деятельности, включающая эмоционально-ценностные и регулятивные аспекты [3].

В процессе теоретического анализа было выяснено, что профессиональная направленность в психологии может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле, профессиональная направленность – это интегральное качество личности, которое определяет успешность овладения индивидом профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Э.Ф Зеер). В узком смысле, профессиональная направленность определяется ориентацией на предмет профессии.

Анализ результатов, полученных при исследовании профессиональной направленности (в контексте ее предметной ориентированности) по методики ДДО у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза, позволил выявить следующее.

 

Рисунок 1. Профессиональная направленность студентов заочной формы обучения

 

Из рисунка 1 мы видим, что у студентов заочной формы обучения тип профессии «Человек – Природа» преобладает у 5 человек (12,5%), «Человек – Техника» у 2 человек (5%), «Человек – Человек» у 11 человек (27,5%), «Человек – Знаковая система» у 1 человека (2,5%), «Человек – Художественный образ» у 15 человек (37,5%). Так как такие типы профессий как «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ» не исключают друг друга, то одновременно они преобладают у 6 человек (15%).

 

Рисунок 2. Профессиональная направленность студентов очной формы обучения

 

Из рисунка 2 мы видим, что у студентов очной формы обучения, тип профессии «Человек – Природа» преобладает у 7 человек (17,5%); «Человек – Техника» у 1 человека (2,5%); «Человек – Человек» у 8 человек (20%); «Человек – Знаковая система» у 2 человек (5%); «Человек – Художественный образ» у 19 человек (47,5%), «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ» у 3 человек (7,5%).

По результатам исследования можно сказать, что студенты заочники и студенты очники в большей степени отдают свое предпочтение такому типу профессий как «Человек – Художественный образ», люди данного типа творческие, склонные к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности, и т.п. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или творить произведения искусства, а также исполнять и изготавливать, или же работать с произведениями творчества.

Возможно, такой результат связан с тем, что педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества; использование различных средств искусства занимает большое место в работе педагога и требует от него творческого подхода. Но, в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.

Так как исследование проводилось на психолого-педагогическом факультете, то мы ожидали, что студенты как очного, так и заочного отделения в большей степени отдадут свое предпочтение типу профессий «Человек – Человек», основной объект труда данного типа профессий – человек. Этот тип, как социальный, склонный к общению, помощи другим, взаимопониманию с аудиторией, образованию, воспитанию, социальной деятельности.

Что касается данного типа профессий, то студенты-заочники в отличие от студентов-очников, в большем количестве, отдают свое предпочтение данному типу профессий, у студентов-заочников результат 27,5%, а у студентов-очников результат 20% на 7,5% ниже. Возможно, это связано с тем, что большинство студентов-заочников пошли учиться более осознанно, уже ориетируясь на предмет профессии, придя учиться на данный факультет изначально, студенты-заочники знали зачем они идут, они уже во многом были готовы к будущей профессиональной деятельности и заинтересованы в получении именно этого образования.

Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами образования, педагогами, социальными педагогами, для разработки и реализации психолого-педагогических программ.

В адаптированном виде результаты исследования могут быть использованы родителями студентов с целью повышения собственной педагогической компетентности, а также самими студентами в целях самовоспитания.

 

Список литературы:
1. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер. – Москва: Академический Проект, 2004.
2. Котиленков Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: автореферат дисс. … канд. пед. наук / Н.К. Котиленков. – Минск, 1979.
3. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога // Вопросы психологии. – 1995. – №3.
4. Парамзин В.П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы / В.П. Парамзин. – Новосибирск: НГПИ, 1997.