Особенности предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза
Ученики школ при выборе экзаменов для дальнейшего поступления, выбирают тот набор экзаменов, который с их точки зрения легче всего сдать, а также поступают в вузы, которые более доступны для них. К сожалению, зачастую молодые люди ориентируются на второстепенные (внешние) стороны профессии, а не на предмет профессии, ее процесс и результат. Из-за этого, в будущем они менее успешны в своей профессии, профессия не доставляет им удовлетворения. Наоборот, при удачном выборе профессии, повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе, растет удовлетворенность жизнью в целом. Таким образом, проблема профессиональной направленности является высоко актуальной и социально значимой.
Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей предметной ориентированности в профессиональной деятельности у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза.
Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Выборку составили студенты III-IV курсов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза, в количестве 80 человек, в возрасте от 19 до 45 лет, средний возраст составил 21 год. Было выделено две группы. Первую группу составили студенты заочного отделения – 40 человек, из которых 39 девушек и 1 юноша, в возрасте от 19 до 23 лет. Вторую группу составили студенты очного отделения – 40 человек, из которых 37 девушек и 3 юноши, в возрасте от 21 до 45 лет. Все студенты, составляющие каждую из групп, имели примерно одинаковые социальные параметры родительской семьи и образовательные условия.
Исследование проводилось в два этапа. На подготовительном этапе применялся метод теоретического анализа литературы, а также осуществлялся подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе основного исследования использовался метод психолого-диагностического тестирования, в ходе которого использовалась методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е.А Климова.
Теоретико-методологической основой исследования являлись методологические и теоретические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящего в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл, только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С); принцип развития, состоящий в признании закономерного изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, в возникновении новых форм психических процессов и явлении (Рубинштейн С.Л., Мухина В.С., Фельдштейн Д.И., Ананьев Б.Г), принцип системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне связных компонентов целостной психологической организации (Ломов Б.Ф).
В исследовании теоретико-методологической базы нами были рассмотрены работы таких авторов как Э. Зеера, который рассматривал профессиональную направленность как одну из важнейших характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее будущее, и представляющая собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного развития личности [1]; В.П. Парамзина, который, определял профессиональную направленность через профессиональные интересы, намерения, склонности, мотивы, отношение к выбору профессии [4]. Н.К. Котиленкова, который рассматривал профессиональную направленность как специфическую форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, обусловленной ее индивидуальными особенностями, знаниями формирующимися в процессе жизнедеятельности [2]; Л.М. Митиной, которая рассматривала профессиональную направленность как интегративную характеристику личности профессионала, выступающую, наряду с профессиональной компетенцией и эмоциональной гибкостью, психологической основой для всех видов профессиональной деятельности, включающая эмоционально-ценностные и регулятивные аспекты [3].
В процессе теоретического анализа было выяснено, что профессиональная направленность в психологии может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле, профессиональная направленность – это интегральное качество личности, которое определяет успешность овладения индивидом профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Э.Ф Зеер). В узком смысле, профессиональная направленность определяется ориентацией на предмет профессии.
Анализ результатов, полученных при исследовании профессиональной направленности (в контексте ее предметной ориентированности) по методики ДДО у студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета вуза, позволил выявить следующее.
Рисунок 1. Профессиональная направленность студентов заочной формы обучения
Из рисунка 1 мы видим, что у студентов заочной формы обучения тип профессии «Человек – Природа» преобладает у 5 человек (12,5%), «Человек – Техника» у 2 человек (5%), «Человек – Человек» у 11 человек (27,5%), «Человек – Знаковая система» у 1 человека (2,5%), «Человек – Художественный образ» у 15 человек (37,5%). Так как такие типы профессий как «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ» не исключают друг друга, то одновременно они преобладают у 6 человек (15%).
Рисунок 2. Профессиональная направленность студентов очной формы обучения
Из рисунка 2 мы видим, что у студентов очной формы обучения, тип профессии «Человек – Природа» преобладает у 7 человек (17,5%); «Человек – Техника» у 1 человека (2,5%); «Человек – Человек» у 8 человек (20%); «Человек – Знаковая система» у 2 человек (5%); «Человек – Художественный образ» у 19 человек (47,5%), «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ» у 3 человек (7,5%).
По результатам исследования можно сказать, что студенты заочники и студенты очники в большей степени отдают свое предпочтение такому типу профессий как «Человек – Художественный образ», люди данного типа творческие, склонные к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности, и т.п. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или творить произведения искусства, а также исполнять и изготавливать, или же работать с произведениями творчества.
Возможно, такой результат связан с тем, что педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества; использование различных средств искусства занимает большое место в работе педагога и требует от него творческого подхода. Но, в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.
Так как исследование проводилось на психолого-педагогическом факультете, то мы ожидали, что студенты как очного, так и заочного отделения в большей степени отдадут свое предпочтение типу профессий «Человек – Человек», основной объект труда данного типа профессий – человек. Этот тип, как социальный, склонный к общению, помощи другим, взаимопониманию с аудиторией, образованию, воспитанию, социальной деятельности.
Что касается данного типа профессий, то студенты-заочники в отличие от студентов-очников, в большем количестве, отдают свое предпочтение данному типу профессий, у студентов-заочников результат 27,5%, а у студентов-очников результат 20% на 7,5% ниже. Возможно, это связано с тем, что большинство студентов-заочников пошли учиться более осознанно, уже ориетируясь на предмет профессии, придя учиться на данный факультет изначально, студенты-заочники знали зачем они идут, они уже во многом были готовы к будущей профессиональной деятельности и заинтересованы в получении именно этого образования.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами образования, педагогами, социальными педагогами, для разработки и реализации психолого-педагогических программ.
В адаптированном виде результаты исследования могут быть использованы родителями студентов с целью повышения собственной педагогической компетентности, а также самими студентами в целях самовоспитания.