Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: CXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Баякенова А.А., Черных В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(191). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(191).pdf (дата обращения: 06.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баякенова Альфия Алматовна
студент, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал ТюмГУ), РФ, г. Ишим
Черных Валерия Викторовна
студент, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал ТюмГУ), РФ, г. Ишим
Гераськин Анатолий Александрович
научный руководитель, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал ТюмГУ), РФ, г. Ишим

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF JUDOISTS 15-16 YEARS IN TRAINING ACTIVITY

 

Alfiya Bayakenova

Student, Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (branch of Tyumen State University), Russia, Ishim

Valeria Chernykh

Student, Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch of Tyumen State University), Russia, Ishim

Anatoly Geraskin

Scientific director, Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch of Tyumen State University), Russia, Ishim

 

Аннотация. Психолого-педагогическое сопровождение одно из ключевых моментов в учебно-тренировочном процессе. Это сложное целостное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера, направленную на создание условий для успешной спортивной деятельности.

Abstract. Psychological and pedagogical support is one of the key points in the educational and training process. This is a complex holistic education, which includes a system of professional activities of a coach, aimed at creating conditions for successful sports activities.

 

Ключевые слова: Психолого- педагогическое сопровождение, тренировочный процесс, тренер, спортсмен.

Keywords: Psychological and pedagogical support, training process, coach, athlete.

 

Психолого-педагогического сопровождение дзюдоистов 15-16 лет в тренировочной деятельности

Актуальность. В современном учебно-тренировочном процессе сложность используемых технологий, а также цена ошибки в методике подготовки спортсмена очень высока, поэтому тренеру необходимо обладать знаниями в области не только тактической, технической, физической подготовки спортсмена, но и психологической подготовки. Только глубокий анализ психологических особенностей подготовки в конкретном виде спорта и доступных механизмов воздействия на психику спортсмена, выбор наиболее эффективных форм, средств и методов тренировки, творческое взаимодействие всех участников подготовки позволит максимально полно реализовать потенциал спортсмена и сохранить высокий уровень его соревновательных достижений. Психолого-педагогическое сопровождение как основная форма деятельности тренера - это совокупность мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсмена и, прежде всего, обеспечения психической готовности к выступлению, создание предпосылок к продолжительной спортивной карьере и стабильной демонстрации высоких результатов [6,20].

Психолого-педагогическое сопровождение в учебно-тренировочном процессе - это сложное целостное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера, направленную на создание условий для успешной спортивной деятельности, становления и развития личности спортсменов (команд). Объектами психолого-педагогического сопровождения являются спортсмены и команды по отдельным видам спорта [40,46].

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

- ориентация на духовно-нравственные ценности общества;

- непрерывность сопровождения на всех этапах спортивной подготовки:

- системность, гибкость, последовательность;

- конфиденциальность и реализация прав спортсмена;

- индивидуальный подход;

- ответственность субъектов за интерпретацию психодиагностической информации;

- реалистичность.

К методам психолого-педагогического сопровождения относится:

Психодиагностика - исследование и оценка свойств субъекта спортивной деятельности, как индивидуальности в целях отбора и оценки степени готовности на разных этапах спортивной подготовки. Психодиагностика включает в себя оценку психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), психомоторики (скорости психических реакций, РДО, КЧСМ, и др.), психических свойств (темперамент, характер, уровень агрессивности, акцентуации личности), психических состояний (тревожность, активность, утомления и др.) [24,26].

Психологический отбор - это организованная система мер диагностики и прогнозирования пригодности претендентов для занятий различными видами спорта, оценки степени готовности спортсменов к соревнованиям на различных этапах подготовки, а также комплектование команд. Различают отбор по готовности, по надежности, по перспективности [7,48].

Регуляция состояний и поведения - специально организованное воздействие на спортсмена, обеспечивающее реализацию программы спортивной деятельности. Осуществляется в виде: психорегуляции, психокоррекции, секундирования.

Психологическое консультирование - вид психологической помощи, которую оказывает квалифицированный психолог спортсмену, тренеру, команде в оптимизации психических состояний, поведения, коммуникаций.

Психологический контроль - включает систематическую оценку состояния спортсмена, динамику развития его психических процессов, свойств и состояний. Основой психологического сопровождения является психологическая подготовка, понимаемая как комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена и с физиологической основой психики - нервной системой спортсмена [8,26].

Целью психолого-педагогического сопровождения спортсмена является содействие в достижении спортсменом высоких соревновательных результатов и при этом сохранение его психического здоровья. В детско - юношеском спорте наиважнейшей задачей при этом выступает гармоничное развитие личности юного спортсмена, его социальная адаптация на этапах спортивной карьеры [47].

Основное содержание психолого-педагогического сопровождения подготовки дзюдоиста в тренировочной деятельности состоит в следующем:

- формирование мотивации к занятиям дзюдо;

- развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю;

- совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, мышления, что будет способствовать быстрому восприятию информации и ее переработке, принятию решений;

- развитие специфических чувств - «чувство партнера», «чувство ритма движений», «чувство момента атаки»;

- формирование межличностных отношений в спортивном коллективе [41].

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности [12,21].

Физиологической основой психики человека является нервная система, которая функционирует аналогично другим системам - мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и т.д., но гораздо динамичнее реагирует на различные воздействия. Именно через нервную систему психика управляет всей активностью организма: от процессов жизнедеятельности до творчества, и совершенствование этого процесса идет постоянно в течение всей жизни человека [9,22].

Поэтому и психологическая подготовка спортсмена проходит с первых занятий:    от формирования интереса к виду спорта и воспитания профессионально важных качеств до регуляции психического состояния и социальной адаптации после завершения спортивной карьеры. В психолого-педагогическом сопровождении можно выделить три основных направления:

- индивидуально-социальное - изучение и развитие особенностей личности, разрешение психологических проблем, связанных с адаптацией, бытом, учебой и общением;

- терапевтическое - психологическая помощь при нарушении здоровья, пограничных состояниях, восстановлении после травмы, болезни и

- тренировочно-соревновательное - реализация потенциала личности в процессе психолого-педагогического сопровождения спортивной и тренировочной деятельности [7,19].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в учебно-тренировочном процессе - это сложное целостное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера, направленную на создание условий для успешной спортивной деятельности, становления и развития личности спортсменов.

Заключение

Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов в тренировочной деятельности вызывает самый широкий научный и практический интерес. Предметом учебно-тренировочной деятельности является достижение определенного уровня технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Характер спортивной деятельности в дзюдо предъявляет определенные требования к уровню психологической подготовленности и лично-характерологическим особенностям дзюдоистов.

Поэтому в тренировочной деятельности актуальным является решение задач по обеспечению необходимого уровня психологической подготовленности дзюдоиста. Психолого-педагогическое сопровождение в учебно-тренировочном процессе - это сложное целостное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера, направленную на создание условий для успешной спортивной деятельности, становления и развития личности спортсменов.

В юношеском возрасте важной задачей психолого-педагогического сопровождения выступает гармоничное развитие личности юного спортсмена, его социальная адаптация на этапах спортивной карьеры.

 

Список литературы:
1. Григорьева А.И., Арбузова Е.С., Дьячкова Т.В., Заика Л.В., Кацеро, А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ: Учебно-методическое пособие- 2019. URL: https://ipk-tula.ru/metodicheskiy-kabinet/doc/psih_ped_razv_rebenka.pdf (дата обращения: 21.12.2022)
2. Михайлова Н.Л., Чемпалова Л.С. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Ульяновск: 2010. URL: https://bspu.ru/tpl/sveden/files/education/RPD/FOS/metod_mat7_44.03.02_ppo_pkmss_fgos3++.pdf (дата обращения: 21.12.2022)
3. Огородова Т.В. Психология спорта. Учебное пособие Ярославль ЯрГУ 2013. URL:http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20130509.pdf (дата обращения: 21.12.2022)     
4. Рыбакина Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: Учебно-методическое пособие- 2019 https://ipk-tula.ru/metodicheskiy-kabinet/doc/psih_ped_razv_rebenka.pdf (дата обращения: 21.12.2022)
5. Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям. [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskogo-obespecheniya-podgotovki-yunyh-dzyudoistov-k-sorevnovaniyam (дата обращения: 21.12.2022)
6. Уляева Л.Г., Мельник Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности. Москва: 2014. URL:  https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3798.pdf (дата обращения: 21.12.2022) 
7. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Петрова О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30216  (дата обращения: 21.12.2022)