Взаимосвязь рефлексии и смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Взаимосвязь рефлексии и смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте
В настоящее время общество предъявляет особые требования к личности, значимыми становятся процессы ценностного отношения, смысложизнеобретения, смысложизнеосознания, приобретающие наибольшее свое значение в подростковый период.
Изучению смысложизненных ориентаций и развитию рефлексии посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. Так, развитием этой проблемы занимались Н. Г. Быков, Г. А. Вайзер, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Т. А. Потапова, В. Франкл, Т. Г. Цигулева, В. Э. Чудновский и др.
Развивая положения, выдвигаемые данными психологами, можно говорить о наличии взаимозависимости двух обсуждаемых феноменов, даже можно предположить, что процесс развития рефлексии первичен по отношению к процессу становления ценностных и смысложизненных ориентаций.
В период старшего подросткового возраста на первое место выдвигаются принципы индивидуализации, после открытия собственного Я в период младшего подросткового возраста осуществляется утверждение своего уникального и неповторимого Я, которое осуществляется условиях развития самосознания личности. Ведущая деятельность подросткового возраста позволяет утвердить собственную уникальность и обеспечить процессы самопонимания, самоопределении и самоактуализации подростка (Э.Эриксон).
С началом подросткового возраста начинает развиваться способность к осознанию себя и своей жизни во времени. Время всё в большей степени включается в развитие самосознания подростка, что выражается в увеличивающейся представленности в сознании будущего, развитии я - концепции, ориентированной не только на я реальное, но и на я - идеальное, в развитии механизмов саморегуляции, обеспечивающих коррекцию деятельности на более отодвинутый во времени результат.
Личностное самоопределение является условием совершения выбора предстоящего жизненного пути, определения смысла собственной жизни в будущем временном аспекте и постановки жизненных целей (Л.И. Божович). Развитие рефлексии личности обеспечивает постановку жизненных целей [1, c.96].
Исследование развития смысложизненных ориентаций и рефлексии в подростковом возрасте носит актуальный характер в связи с тем, что при переходе от детства к юности происходят изменения в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, влияющие на психофизиологические особенности подростка, этим и обуславливается актуальность исследования.
В исследовании принимали участие 36 подростков, обучающиеся в СБОУ СШ № ХХ г. Красноярска, в возрасте 15-16 лет.
Исследование проводилось с помощью следующих методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика) и тест «Оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей» Е.А. Кܶаܶрܶаܶпܶеܶшܶтܶа. Для исследования личностной рефлексии применялись методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности А.В. Карпова.
Применение теста "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволила оценить "источник" смысла жизни подростков, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни [3, c. 28].
Проведенное эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций подростков позволило выявить следующие характеристики смысложизненных ориентаций:
- слабая заинтересованность подростками целями в своей жизни, подростки заинтересованы в большей степени жизнью в сегодняшнем дне;
- воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и частично наполненной смыслом.
- удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией в ней частично, считают, что она не достаточно продуктивна.
- подростки в большей степени склонны не верить в собственные силы контролировать события собственной жизни.
- убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Исследование оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶиܶя подросткамиܶ уровня сܶфܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ своих жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей позволило получить следующие данные:
В группе подростков среднегрупповой бал по шкале А (отношение к жизни) соответствует 8,7 балла, по шкале Б (структурированность свободного времени) показатель равен 6,6 балов. Полученные данные свидетельствуют, что запросы подростков несколько занижены; подростки часто берутся за деятельность, которую не доводят до конца; досуг проходит без какой бы то ни было для них пользы, свободное время проводят несерьезно.
Таким образом, полученные данные жизненных целей подростков позволяют сделать вывод, что у подростков жизненные запросы занижены, подростки характеризуются слабой постановкой целей, которые не всегда сопровождается их достижением.
С целью исследования взаимосвязи рефлексивности и показателей ценностно-смысловой сферы подростков был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Проведенный корреляционный анализ между параметрами смысложизненных ориентаций и рефлексивности личности выявил некоторые статистически значимые корреляционные связи
- сильная прямая связь показателя СЖО «цели в жизни» и рефлексивности (r = 0,728, p<0,01),
- средняя прямая связь показателя СЖО «результативность жизни» и рефлексивности (r = 0,653, p<0,01),
- средняя прямая связь показателя СЖО «локус контроля-Я» и рефлексивности (r = 0,521, p<0,01), - умеренная прямая связь показателя СЖО «локус контроля- жизнь» и рефлексивности (r = 0,341, p<0,05),
- средняя прямая связь показателя СЖО «осмысленность целей в жизни» и рефлексивности (r = 0,458, p<0,01),
- умеренная прямая связь показателя СЖО «локус контроля- жизнь» и рефлексивности (r = 0,439, p<0,05),
-средняя прямая связь общего показателя осмысленности жизни и рефлексивности (r = 0,384, p<0,05),
Анализ выявленных корреляционных связей показал следующее:
1. Подростки с высоким уровнем рефлексивности придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, в свою очередь подростки с низким уровнем рефлексивности живут сегодняшним или вчерашним днем.
2. Подростки с высоким уровнем рефлексивности в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией в ней, подростки с низким уровнем рефлексивности считают, что она не достаточно продуктивна, они неудовлетворенны прожитой частью жизни.
3. Подростки с высоким уровнем рефлексивности считают себя сильной личностью, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. В свою очередь, подростки с низким уровнем рефлексивности не верят в свои силы и способность контролировать события собственной жизни.
4. При высоком уровне рефлексивности подростки убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна. Чем ниже уровень рефлексивности тем в большей степени подростки убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю.
4. Подростки с высоким уровнем рефлексивности имеют в большей степени разносторонние интересы, довольно четко имеют представления о том, что значит жить интересно, у подростков с высокой рефлексивностью есть определенная цель в жизни, к которой они идут довольно решительно. При этом подростки свободное время проводят, занимаясь любимыми делами, хобби. Их внимание сконцентрировано на определенной жизненной программе. В свою очередь, подростки с низким уровнем рефлексии большей степени берутся за деятельность, которую не доводят до конца, не оценивают ее результаты; досуг проходит без какой бы то ни было для них пользы, свободное время проводят несерьезно.
Таким образом, проведенное исследование выявило взаимосвязь смысложизненных ориентация и целей жизни с уровнем рефлексии. Поэтому формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков возможно путём целенаправленного развития их личностной рефлексии.