Нарушения процессов сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра
Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Нарушения процессов сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем формирование процессов сенсорной интеграции, роль сенсорной обработки в развитии и становлении навыков ребенка, а также влияние наличия дисфункций сенсорного профиля при работе с детьми с РАС. Были также описаны основные нарушения когнитивных функций головного мозга и их последующее проявление в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, сенсорная интеграция, сенсорные нарушения, дисфункции, развитие, сложности коммуникации, интервенция.
В настоящее время у 80% детей наблюдаются нарушения сенсорной интеграции, что в последствии ведет к трудностям освоения письма, чтения и других необходимых навыков, поэтому к вопросу о сенсорной интеграции и ее дисфункциях ученые пришли еще в далекие 1970-е годы. Тогда, исследования, проведенные Э.Джин Айрес, положили всеобщее начало и наиболее значимую основу, платформу для дальнейшего развития и изучения данной темы.
Сенсорная интеграция или же сенсорная обработка – это один из наиболее важных факторов развития, отвечающий в последующем за правильное формирование наших навыков. Если рассматривать подробнее – то это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге, который структурирует информацию, полученную при помощи органов чувств и восприятия, далее наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая их по приоритетности, и помогает поставить фокус, на чем следует сконцентрироваться (например, возможность не реагировать на посторонний шум в момент занятия), также позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, происходящую в данный момент времени, и одно из немало важных – формирует базу для социального поведения.
Правильное восприятие сенсорной информации – это залог эффективного развития и обучения. Но что если ребенок страдает дисфункцией по сенсорному профилю? Искаженное восприятие действительности, отсутствие возможности организовать испытываемые ощущения для совершения движений, обучения и нормального поведения и все это является призмой в момент его развития. Именно поэтому этот процесс является крайне важным условием полноценного становления навыков ребенка.
Дисфункция сенсорной интеграции также проявляется сложностями в таких сферах, как внимание и поведение, социальные навыки и самооценка, игровые навыки, трудности мелкой/крупной моторики, повседневные жизненные навыки (одевание и др.), сон, прием пищи, т.е., в целом, отражается полностью, на всей жизнедеятельности ребенка.
Диагностика сенсорных расстройств у детей открывает новые возможности для понимания механизмов нарушений и оказания направленной помощи, возможности социализировать и адаптировать ребенка к окружающему его миру.
Рассматривая нарушения сенсорной интеграции, учеными была обнаружена наиболее встречаемая взаимосвязь дисфункций сенсорного профиля и расстройств аутистического спектра (РАС). У детей с РАС, как правило, наблюдаются большие нарушения сенсорной сферы, а именно, нарушения восприятия и обработки сенсорной информации. Эти нарушения могут касаться различных видов чувствительности. Проявления также бывают крайне разнообразными: от полного избегания каких-либо ощущений до их поиска (в виду невосполнимой потребности - дефицита ощущений). Так, при избегании тактильных ощущений – ребенок не будет давать возможности даже малейшего прикосновения, а при потребности восполнения этих ощущений – будет опускать руки во все возможные субстанции, как песок, мука, и т.д., ребенку может при этом нравится перебирать в руках какие-то мелкие предметы, дающие более резкие ощущения, еще, в качестве примера можно привести избегание (страх) вестибулярных ощущений, ребенок боится высоты, лестниц, высоких поверхностей, а при поиске этих ощущений – может постоянно кружиться, любить прыгать на батутах, гимнастических мячах. Все это мешает в работе над основными проявлениями аутизма, т.е., над нарушениями коммуникаций с окружающими людьми.
При нарушениях сенсорной интеграции происходит деструкция множества когнитивных функций головного мозга, и, как правило, проявляется в следующих факторах:
• сверхчувствительность или пониженная чувствительность к прикосновениям, движениям, звукам или зрительным стимулам;
• социальные и/или эмоциональные проблемы;
• необычно высокий или низкий уровень активности;
• избегание глазного контакта;
• неуклюжесть, неловкость;
• импульсивность, снижение самоконтроля;
• трудности перехода от одного вида активности к другому;
• ритуальное поведение;
• своеобразие игровой деятельности;
• нарушения сна;
• задержка речи, моторных навыков;
• трудности обучения.
Все это не позволяет ребенку развиваться должным образом: нарушения сенсорной сферы переплетаются с симптомами РАС, и создают некий «клубок с двумя концами», но при этом, если специалист обратит свое особое внимание на проблемы связанные с сенсорной интеграцией, то это значительно повлияет на общее психо-физиологическое состояние ребенка. Для решения этих вопросов Э.Джин Айрес было разработано, одноименное с самим процессом, направление Сенсорной Интеграции, которое позволяет диагностировать и корректировать, возникающие сложности в сенсорной сфере ребенка.
Работа с налаживанием процессов начинается со сбора информации, который можно осуществить при помощи специальных тестов, анкет для родителей, таких как «Опросник СИ» К.С.Крановиц, для уточнения конкретных видов дисфункции. Далее, посредством собранных данных для ребенка создается индивидуальная программа. Сенсорно-основанные интервенции включают в себя: модификацию среды, адаптацию к повседневным активностям, изменение способа взаимодействия взрослых с ребенком. Традиционным методом восполнения сенсорного профиля также служат занятия в сенсорной комнате под руководством квалифицированного специалиста, со специальными методиками, оборудованием и средствами сенсорной направленности. При насыщении и восстановлении правильной работы данных процессов, возможна дальнейшая работа с аутистическими проявлениями – налаживание коммуникаций ребенка, его поведения, различных навыков и другими запросами родителя. Восполнив сенсорные потребности ребенка, специалист сможет обратить внимание на основную, первостепенную задачу, и работать с ней, уже не отвлекаясь на фоновые, но такие важные факторы, как сенсорная интеграция. Налаживание этой сферы также повысит эффективность, лучшее усвоение и осознание получаемой информации, и работа с ребенком будет продвигаться гораздо более значительными темпами. Ввиду этого, работа с процессами СИ для детей с РАС является неотъемлемой и очень важной частью интервенции.
Несмотря на то, что данный синдром (ДСИ) является и по сей день относительно новым, и его диагностика, по данным ученых, проводится лишь на протяжении последних 30 лет, но вместе с тем его коррекция уже успешно осуществляется в нейрореабилитационных центрах Европы и США, а также, постепенно внедряется и в пределах России и Казахстана. Наличие множества исследований в этой области и открытие коррекционных заведений – привносит замечательное чувство уверенности и возможности развития и усовершенствования данной методики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.