Статья:

Организация психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шугар А.А. Организация психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 06.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников

Шугар Алина Александровна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Современный мир диктует особые условия к личности подростка: сейчас крайне важно определить ценностные ориентиры, жизненные устремления, развить качества, которые необходимы для выбора профессии. 

Усиление интереса общества к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников объясняется социально-экономическими изменениями, изменением запросов на рынке труда. На данном этапе возрастном крайне важно уделить проблеме особое внимание, так как именно в этом периоде подросток узнает области профессиональной деятельности, пытается соотнести себя с ними.

Профессиональное самоопределение предполагает познание человеком своего места в мире профессий. Профессиональное самоопределение – это сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношение к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности» [2, с.53].

Результатом самоопределения старшеклассников является выбор конкретной профессии, которая соответствует их личным характеристикам и интересам, готовности к выбранной профессии, взвешиванию пути и, в идеале, личному плану профессиональной жизни.  Очень важно развивать методы и формы профессионального самоопределения, способствовать его развитию. Системно выстроенный процесс сопровождения профессионального самоопределения поможет старшеклассникам совершить правильный выбор, с учетом своих способностей, интересов, склонностей [1].  

Профессиональному самоопределению посвящены труды Л.И. Божович, Е.А. Климова. Среди факторов, влияющих на самоопределение, были описаны самосознание (А.Н.Леонтьев), активность (К.А.Абульханова-Славская) внутренние противоречия (И.В.Кузнецов) и другие. 

Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна в старшем школьном возрасте. Для данного возраста характерны: самореализация, самостоятельное принятие ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем [3]. Это важнейшее основание осознанного выбора учащимися образования, соответствующего потребностям и склонностям, особенностям развития личности, направленностью в профессиональной сфере, ценностным ориентациями. В качестве центрального звена в самоопределении личности выделяется осознанное стремление занять определенные позиции в жизни.

Говоря о психологических особенностях профессионального самоопределения старшеклассников, стоит отметить качества, детерминирующие этот процесс: особенности личности, характеризующие волевую сферу -   воля, трудолюбие, целеустремленность; профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы;  психологическая готовность к профессиональному выбору, которая включает соответствующие знания, умения, мотивы, самостоятельность, склонность к конкуренции и лидерству, высокий уровень информированности.

Проблемой в вопросе профессионального самоопределения  учащихся является то, что система профориентационной работы состоит из неструктурированных профориентационных мероприятий [4].

По данным социологических опросов, около 40% молодежи выбирают профессию, которая не соответствует интересам и склонностям. Это происходит  из-за того, что молодые люди ранее не сталкивались с данной задачей и им сложно самостоятельно делать выбор. Неверный выбор несет за собой в будущем профессиональное выгорание и  психические расстройства. Если старшеклассникам вовремя не оказать помощь в решении проблемы профессионального самоопределения, то это может привести к неудовлетворению от деятельности, чувству неуверенности, личным деформациям [5].

Проведение диагностической программы, с использованием ряда методик, таких как активизирующий опросник «Будь готов!» Н.С.Пряжникова, диагностическая методика «Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской), опросник Е. А. Климова «Информированность о мире профессий», методика исследования волевых качеств личности Н.Е. Стамбуловой, показали, что у 70 % старшеклассников ниже нормы уровень  осознания  своей готовности к различным видам профессиональной деятельности.  У обучающихся, на низком и среднем уровне развиты такие важные качества для выбора профессии, как целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость, решительность, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка.

С учетом полученных результатов для учащихся был разработан профориентационный проект, направленный на актуализацию профессионального самоопределения. Проект предполагает несколько этапов: на подготовительном этапе осуществлялась разработка диагностического материала (анкета, тесты) и развивающих профориентационных мероприятий. Основной этап проекта включает комплекс мероприятий: деловая игра «Траектория успеха», психологический тренинг «Лабиринт выбора», образовательная игра «Мир неизведанных профессий», семинар «Формула выбора профессии»,  профориентационный квест «Путешествие на остров профессиональных интересов». Заключительный этап проекта предполагает анализ результатов и подведение итогов, проведение повторной диагностики, а так же разработку методических рекомендаций для педагогов по организацию психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников.

 

Список литературы:
1. Воронина Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. – 2013. – № 4. – С. 94–99. 
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. 2-ое изд., доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 336 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –   М: Академия, 2012. –  304 с.
4. Пряжников Н.С. Перспективы развития профориентации в системе кадровой политики государства // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - С. 6-18.
5. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2014. - 48 с.