Статья:

Специфика проявления конфликтного поведения у агрессивных подростков

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сытина В.А. Специфика проявления конфликтного поведения у агрессивных подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(18).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика проявления конфликтного поведения у агрессивных подростков

Сытина Валерия Александровна
студент ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Степанова Наталия Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Конфликт – одно из самых распространенных психосоциальных явлений. Стратегии конфликтного поведения и способы выхода из конфликтных ситуаций в большинстве зависят от опыта, приобретенного в детстве. Поэтому необходимы исследования феномена конфликта и его возрастных особенностей для психологической помощи участникам конфликта в его успешном разрешении и/или предотвращении.

Е.Д. Божович сделал предположение о том, что между возникшими неразрешенными  внутриличностными конфликтами и выраженной поведенческой конфликтностью человека в отношениях с окружающими может существовать некая взаимосвязь. Она, скорее всего, должна в большей степени наблюдаться в подростковом возрасте, когда кризис психического развития вызывает внутриличностные конфликты, а стратегии саморегулирования, сдерживания и управления собственным поведением, настроением, переживаниями еще не сформировались в достаточной мере, обусловливает «выход» внутренней конфликтности вовне.[1]

Именно в школе подростки впервые сталкиваются с конфликтами: получают первый опыт конфликтного взаимодействия. От того, каким будет этот опыт, зависит последующее отношение ребят к конфликтным ситуациям, к сверстникам, к самой возможности устранения различных противоречивых, компромиссных ситуаций не силой и агрессией, а рациональным способом. Навыки конструктивного конфликтного поведения в любой сфере важны каждому человеку, но в большей мере они необходимы для старшеклассника - будущего достойного гражданина своего Отечества.

Отношения с окружающими людьми в старшем подростковом возрасте становятся предметом рефлексии глубинных противоречий, что находит свое отражение в личном опыте старшеклассников. В период ранней юности происходят существенные преобразования личностных пространств, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и отношений, в том числе конфликтных. Опыт разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении определяет способ жизнедеятельности. Современному подростку важно уметь перевоплощать возникаюшие конфликтные ситуации в возможность саморазвития и налаживания взаимоотношений с окружающими людьми. Вот почему главную роль в формировании опыта отношений занимает позиция личности и ее частное проявление - конфликтная позиция.[3]

Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро, аффективно переживает их отношение. Его «Я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его. Но во всех случаях он уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его, как реальное. Реальность межличностных отношений подменяется его собственной субъективной установкой. [4]

По результатам исследования Е.С. Грининой, было выявлено, что большая часть испытуемых подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием (91%) считают наиболее распространенной причиной возникновения конфликтов проявление агрессии со стороны товарищей. Кроме того, поскольку к подростковому возрасту у ребят с интеллектуальным недоразвитием формируется определенная система личных симпатий и антипатий, нетерпимость умственно отсталых подростков к недостаткам товарищей и в то же время недостаточные самокритичность и самоконтроль, что приводит к тому, что иногда причинами конфликтов становятся устойчивые личные антипатии подростков. [2]

Анализ психолого - педагогической литературы показывает, что агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния.

Существует несколько видов агрессии: вербальная, невербальная, косвенная, аутоагрессия. Агрессивное поведение выступает как средство удовлетворения потребности в общении, самовыражения и самоутверждения, достижения значимой цели, но одновременно и реагирования на неблагополучную ситуацию в семье, на жестокое обращение со стороны родителей, как попытка достичь власти над другими людьми.

Проявления агрессивного поведения и конфликтности у детей старшего подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью сходны с проявлениями данных нарушений поведения у подростков с сохранным интеллектом. Различные исследования показывают, что у умственного отсталых школьников могут наблюдаться различные нарушения поведения: побеги, бродяжничество, воровство, агрессия, конфликтность и другие виды асоциального поведения.

 

Список литературы:
1. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. — 2007. -№ 2. — C. 5 — 15.
2. Гринина Е.С. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 51.- 187-190c.
3. Марищин Т.А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения: Дис. – 2007, 236 с.
4. Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. Москва: Эксмо, 2009. 176 с.