Изучение связи рефлексии и уровня коммуникативных способностей у студентов
Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Изучение связи рефлексии и уровня коммуникативных способностей у студентов
STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN REFLECTION AND THE LEVEL OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF STUDENTS
Anastasia Zharikova
Student, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod
Olga Grineva
Assistant, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. Работа посвящена проблеме связи между показателями видов рефлексии и уровнем коммуникативных способностей студентов. В исследовании участие приняли 40 студентов в возрасте от 17 до 20 лет. Выявлены и описаны значимые связи между рефлексией и уровнем коммуникативных способностей у студентов.
Abstract. The work is devoted to the problem of the relationship between the indicators of types of reflection and the level of communicative abilities of students. The study involved 40 students aged 17 to 20 years. Significant connections between reflection and the level of students ' communicative abilities are identified and described.
Ключевые слова: рефлексия; коммуникативные способности; уровень коммуникативных способностей, юношеский возраст.
Keywords: reflection; communication skills; level of communication skills; youth; psychology of young men
В студенческом возрасте интерес к собственной внутренней жизни, к своему внутреннему миру выходит на новый этап, поэтому так важно изучать различные стороны личности, такие как рефлексия и коммуникативные способности. Что позволит подступить к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексия в юношеском возрасте действует как инструмент психического и личностного развития, как один из центральных механизмов самосознания. В период студенчества рефлексия помогает разобраться в собственных психических состояниях.
Заинтересованность проблемой коммуникативных способностей обусловлена тем, что коммуникация является фактором благополучной социально-психологической адаптации студентов в процессе образования, а также адаптации личности к условиям профессиональной деятельности.
Изучением рефлексии, ее особенностей и структуры занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Карпов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, которые считали, что рефлексия имеет когнитивные и эмоциональные составляющие.
Изучением коммуникативных способностей, их особенностей и структуры занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Г.С. Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Н.И. Карасева и др.
Обзор литературы показал, что ученые больше внимания уделяют исследованию рефлексии в юношеском возрасте или исследованию коммуникативных способностей личности, в то время как связь рефлексии и коммуникативных способностей студентов недостаточно изучена, что определило проблему нашего исследования. Цель нашего исследования заключается в определении направленности связи между рефлексией и уровнем коммуникативных способностей у студентов.
Мы предположили, что между рефлексией и уровнем коммуникативных способностей личности у студентов есть связь, а именно: у студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей, в частности такими показателями как общительность и самоконтроль, будет развит такой вид рефлексии как интроспекция.
Методики исследования: Методика диагностики уровня развития рефлексивности опросник Карпова А.В.; Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова); Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК); Тест «Коммуникативные способности».
Статистическая обработка данных проводилась с использованием метода коэффициента ранговой корреляции Спирмена, непараметрического математического критерия Н-Крускалла-Уоллиса и статистического U-критерия Манна-Уитни.
Исследование проводилось на базе ОГАПОУ «Белгородского педагогического колледжа» г. Белгорода. Выборку составили 40 студентов в возрасте от 17 до 20 лет. В исследовании принимали участие 15 юношей и 25 девушек.
По результатам нашего исследования большинство студентов имеют средний уровень рефлексии — 78%, они могут анализировать поступки и действия свои и других людей, но рефлексивные процессы могут быть нерегулярны, а рефлексивный анализ осуществляться поверхностно. 20% студентов имеют низкий уровень рефлексии, они испытывают трудности в планировании своей работы, расположены к шаблонному мышлению, не анализируют ошибки в прошлом. Испытуемые, которые имеют высокий уровень рефлексии — 2% способны анализировать собственные действия, и поступки людей, могут понять причины и результат своих действий (Рис.1.).
Рисунок 1. Распределение студентов по уровню индекса рефлексии (%)
Изучив выраженность коммуникативных способностей личности студентов были получены следующие результаты. У большинства юношей из данной выборки преобладает такой показатель коммуникативных способностей как «Общительность» (Мх=13,1; Mmax=20). Студенты открыты новому опыту, любознательны. Для большинства студентов из данной выборки наименее важен такой показатель коммуникативных способностей как «Независимость» (Мх=9,6; Mmax=20). Предпочитают собственные решения, но могут ориентироваться и на мнение группы, учитывать их точку зрения при общении (Рис.2).
Рисунок 2. Выраженность показателей коммуникативных способностей личности студентов (ср. б)
По результатам исследования распределения юношей по уровню развития коммуникативных способностей большинство студентов имеет средний уровень коммуникативных способностей — 40%, что говорит о нормальном стремлении к общению. 28% студентов обладает высоким уровнем коммуникативных способностей, они могут быстро найти друзей, хорошо адаптируются в новой обстановке. Очень высокий показатель коммуникативных способностей свойственен 22% выборки, такие студенты инициативны, в новом коллективе ведут себя непринужденно и легко.Другая группа испытуемых — 10% обладает уровнем коммуникативных способностей ниже среднего. Для получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению (Рис.3). Данный результат частично совпадает с исследованием Е.А. Шумиловой [8].
Рисунок 3. Распределение студентов по уровню развития коммуникативных способностей (%)
С целью выявления статистических различий по показателям рефлексии и уровня коммуникативных способностей личности студентов, мы воспользуемся непараметрическим математическим критерием Н-Крускалла-Уоллиса. В результате была обнаружена 1 значимая отрицательная и 1 значимая положительная корреляционная связь. Данный результат частично совпадает с исследованием О.М. Кожокиной и др. [5].
Вид рефлексии «Интроспекция» имеет отрицательную корреляционную связь на достоверном уровне статистической значимости р≤0,05 с «Общительность» (r=-0,127) и положительную корреляционную связь на достоверном уровне статистической значимости р≤0,05 с «Самоконтроль» (r= 0,275).
Т.е. чем выше показатели коммуникативных способностей студентов, такие как общительность и самоконтроль, тем сильнее будет выражена интроспекция, которая у студентов связана с, самонаблюдением, а также такого человека окружающий находят увлекательным и интересным, он умеет верно преподносить информацию и у него интересная манера общения. Таким образом, наша гипотеза о том, что между рефлексией и коммуникативными способностями личности в юношеском возрасте есть связь, а именно: у студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей, в частности такими показателями как общительность и самоконтроль, будет развит такой вид рефлексии как интроспекция подтвердилась частично на достоверном уровне статистической значимости р≤0,05.
Для того, чтобы повысить уровень коммуникативных способностей нами была разработана программа психологической коррекции. Программа психологической коррекции, разработанная нами, предназначена для решения проблемы низкого уровня сформированности коммуникативных способностей обучающихся. Данная программа состоит из 8 занятий — одного вводного занятия, одного заключительного и 6 развивающих и корректирующих занятий, состоящих из игр, упражнений и рефлексии. Программа рассчитана на группу из 13 человек.