Статья:

Профориентационная работа в школе, ее цели и задачи. основные факторы, влияющие на определение будущей профессиональной деятельности

Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В. Профориентационная работа в школе, ее цели и задачи. основные факторы, влияющие на определение будущей профессиональной деятельности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(107). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(107).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профориентационная работа в школе, ее цели и задачи. основные факторы, влияющие на определение будущей профессиональной деятельности

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Качалова Алевтина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Для начала стоит разобрать такое понятие, как профориентационная деятельность. Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 27.09.1996 №1, профориентационная деятельность – это обобщенное понятие одного из нескольких компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также проведении комплекса мер, направленных на помощь в определении оптимальной сферы деятельности, которая будет интересна будущему специалисту [1].

Говоря о целях профориентационной работы, стоит отметить, что в 2004 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертная группа Еврокомиссии по непрерывной профориентации, Совет ЕС и Всемирный банк одобрила новую трактовку цели профориентации: «Оказание помощи людям любого возраста по вопросам выбора направления обучения или профессиональной сферы деятельности» [5]. Также к целям профориентационной работы можно отнести следующие:

  1. Оказание помощи старшеклассникам в определении будущей сферы профессиональной деятельности, так как в этом возрасте ученики могут испытывать затруднения в определении будущей профессии из-за конфликта интересов и умений.
  2. Формирование психологической готовности выпускников к принятию собственного осознанного решения, касательно будущей профессии.
  3. Повышение компетентности выпускников в области планирования своей будущей карьеры, то есть улучшение осведомленности о специфики той или иной профессии.

Не менее важным аспектом данной работы является определение задач профориентационной работы, а они следующие:

  1. Исследование способностей, интересов и увлечений, а также интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на выбор той или иной профессиональной деятельности.
  2. Ознакомление с главными принципами, влияющими на выбор профессии или планирование карьеры.
  3. Ознакомление с основными тенденциями современного рынка труда, так как не секрет, что некоторые профессии исчезают, некоторые появляются, какие-то профессии более востребованы, а какие-то менее, поэтому знания в данной области будут очень полезны выпускникам школ.
  4. Помощь в осознании и преодолении трудностей и особенностей той или иной профессии.

Подводя небольшой итог, можно заметить, что и цели, и задачи профориентационной работы с выпускниками школы направлены на помощь в самоопределении будущей профессиональной деятельности.

Выяснив цели и задачи профориентации, разберем, что же влияет на ученика, когда он пытается принять решение, касающееся своей будущей профессии. Как бы это не казалось странным, но на практике получается, что при выборе будущей профессиональной деятельности выпускник учитывает свои склонности и интересы лишь в последнюю очередь, что конечно не является положительным показателем, так как наша молодежь не считается с собственными интересами, при принятии, возможно, важнейшего решения в своей жизни. Если обратиться к методике Е. А. Климова, то можно рассмотреть восемь основных факторов, которое влияют на выбор будущей профессии:

1) Позиция старших членов семьи. Почти в каждой семье решение о выборе будущей профессии выпускник принимает не один. Дело в том, что родители несут ответственность за дальнейшую жизнь своего ребенка, поэтому они, конечно, заинтересованы в том, чтобы он выбрал прибыльную и престижную профессию, которая сможет его обеспечить. Как мы видим, это ключевой фактов, влияющий на профессиональное самоопределение, из чего мы можем сделать вывод, что семья способствует принятию решения выпускником, но в случае расхождения мнений могут происходить конфликты.

2) Позиция товарищей и друзей. В данном возрасте очень велико влияние друзей и знакомых, многие могли слышать фразы «Пойдем поступим туда вместе» или «Давай выберем один ВУЗ». В данной тенденции нет ничего плохого, если интересы и способности учеников схожи, тогда и учебное заведение будет выбираться с примерно одинаковыми условиями для всех товарищей. Данный фактор занимает второе место, что говорит о том, что он тоже является ключевым, поэтому не стоит пренебрегать им, так как ребенок может совершить ошибку поддавшись уговорам давних друзей или новых знакомых.

3) Позиция школьных учителей или других педагогов. Ни для кого не секрет, что, помимо обучения в школе, многие дети также дополнительно занимаются у репетиторов, а в старших классах этим занимаются почти все ученики. Несомненно, в таком взаимодействии, педагоги могут видеть потенциал учеников в различных профессиях, так как осведомлены об их знаниях и умениях. Выпускники нередко спрашивают советов у своих наставников, которые порой советуют то или иное направление. Тот факт, что данный фактор занимает третью строчку по популярности, говорить о том, что выпускники часто прислушиваются к советам педагогов, с которыми они находятся в хороших отношениях. Данная тенденция положительно влияет на профессиональном становлении учащихся, так как мнение педагога в данном вопросе будет более компетентным.

4) Личные профессиональные планы. Данный фактор присутствует в том случае, если у ребенка давно созрели планы, касательно своей профессиональной деятельности. Так как этот фактор занимает четвертую строчку, конечно, не стоит говорить о мечте детства (такая вероятность присутствует, но в то же время она крайне мала), речь скорее идет о конкретном плане, созревшем в 7-8 классе, то есть более осознанном возрасте. В таком случае ученик стремиться реализовать себя в том виде деятельности, которая в дальнейшем будет полезной в профессиональном отношении.

5) Способности. Это те или иные достижения в различных видах деятельности. Рассматривая этот фактор, не стоит зацикливаться только на учебных способностях, нужно также брать во внимание и различные другие способности (в области спорта или общественной деятельности). Данный фактор не сильно влияет на профессиональное самоопределение, но тем не менее все же играет некую роль.

6) Уровень притязаний на общественное признание. Данный фактор играет малую роль в определении будущей профессии, но все же отчасти имеет значение. Некоторые ученики руководствуются всеобщим признанием профессии, так как хотят получить одобрение совей трудовой деятельности со стороны общества. Например, профессия сварщика менее престижна, нежели профессия врача, поэтому выпускник, в погоне за всеобщим признанием, может выбрать более признанную профессию. В таком случае, если и профессия, и предрасположенность выпускника совпадают, то из него наверняка выйдет хороший специалист, но если выпускник выбирает профессию только по престижу, не имея склонностей к ней, то практической пользы от такой деятельности будет немного.

7) Информированность. Данный фактор находится на седьмой строчке из восьми, что говорит о слабой профориентационной работе, так как ученики не до конца осведомлены о своей будущей профессии, в момент, когда выбирают ее. Данная проблема вскрывается уже после выбора профессионального пути, что, в некоторых, случаях приводит к потере интереса к будущей профессии.

8) Склонности. Отметим, что, по нашему мнению, данный фактор должен находиться на первой строчке, а не на последней, но, к сожалению, современные реалии не позволяют этого сделать. Очень часть склонности учащихся не соотносятся с доходными профессиями, ведь склонности могут быть не только в учебе. К примеру, у ребенка есть склонность к пению или танцам, но профессионально связать с этим жизнь сложно, так как успеха добиваются единицы, и поэтому многие выпускники предпочитают выбирать более доходные и стабильные профессии, несмотря на то, что это часто идет в разрез со склонностями [8].

Мы можем наблюдать, что многие выпускники пренебрегают своими увлечениями, при выборе своей будущей профессии. Стоит отметить, что, пренебрегая своими интересами, учащийся делает этот выбор сам, но среди факторов присутствует и слабая информированность обучающихся, что и подтверждается тем, что данный фактор находится только на седьмой строчке.

Подводя общий итог, мы можем сказать, что главной задачей профориентационной работы в школе является помощь детям в определении своей будущей профессии с учетом особенностей детского интеллекта и способностей различных учеников, но в настоящее время она слабо реализуется, что показывает приведенная выше статистика, поэтому система профориентационной работы требует совершенствования, чтобы полностью выполнять свою основную задачу – помогать подрастающему поколению выбирать будущею профессию.

 

Список литературы:
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1996. – № 10.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная профориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 329 с.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. – М.: Высшая школа, 2005. – 159 с.
5. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2004. – P. 10.
6. Климов Е.А. Психология профессионала: Избр. психологические труды /Е.А. Климов. – М., 1996. – 454с.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1996. – 142с.
8. Психология труда: учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.]; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 249 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.