Исследование удовлетворенности трудом в коллективе коммерческой организации
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Исследование удовлетворенности трудом в коллективе коммерческой организации
Актуальность темы «Исследование удовлетворенности трудом в коллективе коммерческой организации» основывается положением дел в сфере коммерческих компаний. Любой сотрудник фирмы или компании является заинтересованным в том, чтобы его компания процветала и вела эффективную деятельность на рынке коммерческих организаций.
Объект исследования - удовлетворенность трудом в коммерческой организации.
Предмет исследования- условия повышения удовлетворенности трудом в коммерческой организации.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать условия повышения удовлетворенности трудом в коммерческой организации ООО «Лада Центр Тула».
Проблема удовлетворенности трудом играет важную роль в жизни человека, поэтому изучение и разработка этого вопроса затрагивают работы многих социологов уже много лет. Создано множество теорий, методик, концепций, моделей, проведено множество эмпирических исследований. На данный момент существует огромная база и основа для дальнейшего изучения удовлетворенности трудом.
Американский социолог Е. Локк определяет термин «удовлетворенность трудом» как «результат оценки своей работы, позволяющей достичь определенных ценностей, связанных с работой, при условии, что эти ценности дают возможность удовлетворить потребности индивида» Изучая особенности удовлетворенности трудом, следует принимать во внимание то, что удовлетворенность трудом связана с деятельностью не только отдельно взятого работника, она связана с развитием организационных процессов в целом. И то, каким образом работник будет стараться и стремиться проявить свои способности в ответ на мотивирующие способы руководства, будет прямым образом влиять на деятельность организации. Рассмотрев множество определений понятия удовлетворенности трудом, можно свести их к тому, что удовлетворенность трудом - это своеобразный уровень восприятия сотрудниками организации материальными и нематериальными способами стимулирования их деятельности руководством компании и сравнение предоставленных способов мотивирования труда с их собственными запросами. Содержание удовлетворенности трудом включает в себя непосредственно само отношение к труду и характеризует стремление работника проявлять свои способности, стремления и силы для достижения определенных показателей и результатов. В свою очередь, отношение к труду складывается из мотивационных ориентиров и реального поведения. То есть проблема удовлетворенности трудом тесно связана с отношением к труду, а также с имеющимися представлениями работников о труде. Таким образом, целью изучения удовлетворенности трудом является выявление факторов, влияющих на эту удовлетворенность и формирование способов управления ей, а также составляющих их.
А. Маслоу считал, что в удовлетворенности трудом одну из главных ролей играют так называемые вторичные потребности, то есть, другими словами, для работника важны не только материальные основы мотивации, но и нематериальные, находящиеся на более высоком уровне, затрагивающие моральные и духовные ценности человека. Именно поэтому изучение вопросов удовлетворенности трудом персонала должно рассматриваться руководителями компаний многогранно, а не только с одной стороны.
В.А. Ядов утверждал, что «уровень удовлетворенности работой слишком общая характеристика, которую чрезвычайно трудно правильно интерпретировать. С одной стороны, неудовлетворенность свидетельствует о высоких запросах личности, а удовлетворенность - о низких». Также Ядов утверждает, что удовлетворенность работой отражается на результатах труда и, наоборот, результаты труда - на степени удовлетворенности. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворенность носит двойственный характер.
Таким образом, удовлетворенность работой способна стать одним из инструментов, грамотное использование, которого поможет добиться более высоких результатов от работника с одновременным удовлетворением его собственных потребностей.
Исследование проводилось в фирме ООО «Лада Центр Тула».
Диагностическая программа представлена в Таблице 1.
Таблица 1.
Диагностическая программа
Критерий исследования |
Методика |
Цель |
Психологический климат |
методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер) |
Оценка психологической атмосферы в коллективе |
- физические условия труда; - общие условия; - отношения между людьми в труде; - содержание труда; - организационные рамки труда |
Методика «Интегральная удовлетворенность трудом». |
оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие. |
-личностная удовлетворенность; -групповая удовлетворенность |
Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой |
Самооценка работником удовлетворенностью трудом |
зрелость организации, -косность организации |
Определение деятельной эффективности организации |
оценить зрелость организации, косность организации |
Результаты исследования показали, что в коллективе организации ООО «Лада Центр Тула», по мнению сотрудников, присутствует дружелюбие, согласие, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка.
В целом результаты исследования по опросник А.Ф. Фидлера показали, что в коллективе ООО «Лада Центр Тула» благоприятный психологический климат.
Исследования по критерию общие условия показали, что коллектив не полностью удовлетворен условиям труда. Это связано с тем, что в организации практически нет социальных льгот, практически нет возможности продвижения по службе.
Отношениями между коллегами в коллективе ООО «Лада Центр Тула» дружелюбные, доброжелательные. Отношения с руководством не всегда хорошие. Недовольство вызывает субъективные отношения руководителя к подчиненным.
Исследования по критерию содержание труда показали, что половина сотрудников полностью удовлетворены своей работой, вторые – частично удовлетворены работой. Исследование личностной и групповой удовлетворенности работой показали, что коллектив ООО «Лада Центр Тула» удовлетворен своей работой.
Исследование по методике «Определение деятельной эффективности организации» показало, что мнение сотрудников разделились. Половина считают, что организация развивается, расширяет свой спектр услуг, деятельность организации эффективная. Вторая половина придерживается другого противоположного мнения. Поскольку общее количество балов набрано больше за ответы на вопрос «нет, скорее нет», то в целом организация ООО «Лада Центр Тула» имеет высокую зрелость. Это говорит о том, что она приближена к современной демократической форме развития.
Для повышения удовлетворённости трудом в коллективе коммерческой организации ООО «Лада Центр Тула» будет способствовать следующие мероприятия:
- проведение психологического тренинга по повышению удовлетворённости трудом в коллективе коммерческой организации.
- организация корпоративных мероприятий.
- Стимулирование персонала. Формы и размер стимулирования зависят от конкретной ситуации. Система стимулирования должна быть известна и понятна всем работникам организации - работники должны быть проинформированы о существующей системе поощрений и взысканий в организации.
- Внутренняя мотивация: является сильнейшим поведенческим фактором, определяющим трудовую эффективность.
- Необходимо повысить социальную защищенность персонала организации; следует разработать меры по расширению и улучшению социального пакета для сотрудников.
- Необходимо разработать программы по повышению квалификации работников. Чем выше возможности для обучения и развития сотрудников, тем выше уровень их удовлетворенности.
- Перспективы профессионального и служебного роста. Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы.
- Руководству компании необходимо стремиться к гласности внутри организации. Для этого, компании требуется создать прозрачную систему целей и задач организации, понятную всем сотрудникам, сотрудникам требуется получать больше публичного одобрения со стороны начальства.
Решение данных проблем требует временные и финансовые затраты со стороны руководства. Но необходимость данных корректирующих мероприятий предельно очевидна, так как уровень удовлетворенности трудом будет выше и соответственно эффективность деятельности повысится.