Статья:

Музыкальная психология в контексте современных тенденций

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Черешнев А.В. Музыкальная психология в контексте современных тенденций // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 10.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Музыкальная психология в контексте современных тенденций

Черешнев Александр Викторович
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Лисова Екатерина Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

В контексте современных тенденций постиндустриального общества, когда «перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социоэкономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации» [3, с. 35]  поэтому «одной из первостепенных задач выдвигается исследование личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях»  [3, с. 35].

Прежде всего, изучение данного аспекта характерно для искусства, и, соответственно, музыки, но и психологи в последнее время стали заниматься исследованием конкретной личности.  Поэтому и появилась область науки психология музыки, или, как называют ее музыканты, «музыкальная психология», которая на современном этапе становится быстро прогрессирующей областью науки.

Как известно, интерес к изучению искусства со стороны психологии имеет подобную  историю, что и общая психология: достаточно назвать такие имена зарубежных ученых, как В. Вундт, Г. Фехнер,   Т. Рибо, К. Штумпф, Г. Мюнстерберг, неоднократно обращавшихся в своих исследованиях к проблемам искусства; вспомним имена крупнейших отечественных психологов:   Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Гарбузов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие, которые в той или иной форме откликались на художественную проблематику.

В последние десятилетия XXI века отмечается взлет музыкально- психологических исследований: выходят в свет различные программы по психологии для музыкальных колледжей и вузов, монографии, хрестоматии, альманахи, защищено множество диссертаций;  появляются новые профессии: психологи музыки, арт-педагоги не только в крупнейших городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в других городах страны, включая дальнее и ближнее зарубежье.

Однако, следует отметить, что в большей степени данные исследования, носят эмпирический характер, разрозненны по-своей обширной  практической направленности и требует осмысления, систематизирования с научной точки зрения, что, в частности, может быть решено  с помощью теоретических установок психологии музыки. Конечно, искусство и психология, изучая общий объект — человека,   рассматривают в нем разные грани. Обе науки во многом сближаются. Следует также отметить: на современном этапе происходит сближение психологической науки со многими другими смежными отраслями: педагогикой, медициной, инженерной психологией, биологией и т.д. Все большее внимание в терапевтической психологической практике (и не только) используются нетрадиционные, немедицинские методы лечения. Хотелось бы привести примеры из  книги  современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера “Домашняя музыкальная аптечка”,  в которой в качестве «лекарства» рекомендованы музыкальные сочинения в различных жизненных ситуациях, например:

• Для «уменьшения агрессии – слушать драматическую музыку с переходом к успокаивающей /медленного характера... Бах, Хроматическая фантазия и фуга» [95];

• Для «преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости... Чайковский Первая симфония “Зимние грезы»;

• Для преодоления нарушений сна и бессонницы...Бах — Гольберг-вариации”;

• Для формирования уверенности в себе и преодоления комплекса неполноценности...Гендель - Кончерто гроссо... Бах - Браденбургские концерты;

• Для изживания депрессии и меланхолии... Дворжак - симфония № 3...  Моцарт концерт До-минор»[99].

Т.о., возникшая в век интеграции на стыке психологии и музыкознания, музыкальная психология,  была подготовлена достаточными эмпирическими исследованиями, в частности зарубежной практики, и стала развиваться  в следующих направлениях:

• психология музыкальной деятельности;

• психология музыкального образования;

• социальная психологию музыки;

• музыкотерапия.

Авторы в своих исследованиях чаще всего опираются на среду музыкантов-исполнителей: т. к., например, многие из них  страдают паническим страхом перед выступлением на сцене или боятся «переиграть» руки (пианисты, скрипачи) и т. д. Однако подобного рода страхи характерны не только для вышеназванной  категории людей, но и для тех, кто связан с театром: певцы, танцоры, актеры, а кроме того, даже обычный ребенок может испытывать  страх во время ответов у доски или же написания контрольной. Следует также напомнить, какую популярность приобрели телевизионные проекты «Голос-дети», «Синяя птица», «Ты супер!» с методами психологического сопровождения  во время выступления детей. Рамки  статьи не позволяют говорить о критериях  качества данного вида деятельности, главное: это востребованность нашей действительности.

Конечно, в становлении музыкальной психологии нельзя не отметить роль   зарубежной практики т. к.  этими проблемами исследователи активно занимаются с середины прошлого века. Достаточно назвать ряд всемирно известных центров: “Ассоциация Профессиональных Музыкальных Терапевтов (APMT) в Великобритании; Американская Ассоциация Музыкальной Терапии; Канадская Ассоциация Музыкальных Терапевтов (CAMT); существуют Международные Организации: Music Therapy Associations and Educational Facilities, European Music Therapy Commitee.

Безусловно, развитие музыкальной психологии привело к появлению новой профессии как, «музыкальный терапевт», спектр обязанностей которого весьма обширен: по зарубежным стандартам  – это профессиональный музыкант, владеющий игрой на нескольких инструментах, владеющий голосом, умеет импровизировать в ряде стилей, музицировать в ансамбле,  обладающий  знаниями в области теории, истории музыки.  Студенты в процессе обучения обязательно занимаются исследовательской деятельностью и практикуют как психологи в области музыкотерапии; и конечно, приобретая профессию музыкального терапевта, они получают теоретические и практические знания по психологии относительно нормы и различных отклонений человеческого развития, а также методик их диагностики и лечения. Следует назвать также и ряд направлений данной профессии, в которых сочетаются как традиционные аспекты деятельности, так и вновь приобретенные: клинический консультант, административный (работа с персоналом), педагогический (преподаватель университета, колледжа), что, в свою очередь,  позволяет охватывать самые различные организации и  создавать новые рабочие места в условиях кризиса, социальных катаклизм, стрессовых ситуаций.

Музыкальная психология в своей направленности как наука остается, пока практически ориентированной. На современном этапе ярко выражено стремление к преодолению разрыва между основами теоретических данных и накопленным опытом работы в самых разных областях, что приводит   исследователей таких, как: психологов, физиологов, музыковедов, педагогов и музыкантов - практиков к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества «для более четкого очерчивания предметного поля междисциплинарной научной области, расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний» [1, с. 15].

 

Список литературы:
1. Вышегородцева  С.О. Проблемы и перспективы музыкальной психологии и психотерапии в современном мире // Музыкальная психология и психотерапия. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. 2007. №2. с. 3-15.
2. Рюгер К. Музыкальная аптечка // Музыкальная психология и психотерапия. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. 2007. №2. с. 94-99.
3. Собчик Л.Н. Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога.// Московский психологический журнал, 2004, №3
4. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия // Музыкальная психология и психотерапия. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. 2007. №2. с. 76-89.