Музыкальная психология в контексте современных тенденций
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Музыкальная психология в контексте современных тенденций
В контексте современных тенденций постиндустриального общества, когда «перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социоэкономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации» [3, с. 35] поэтому «одной из первостепенных задач выдвигается исследование личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях» [3, с. 35].
Прежде всего, изучение данного аспекта характерно для искусства, и, соответственно, музыки, но и психологи в последнее время стали заниматься исследованием конкретной личности. Поэтому и появилась область науки психология музыки, или, как называют ее музыканты, «музыкальная психология», которая на современном этапе становится быстро прогрессирующей областью науки.
Как известно, интерес к изучению искусства со стороны психологии имеет подобную историю, что и общая психология: достаточно назвать такие имена зарубежных ученых, как В. Вундт, Г. Фехнер, Т. Рибо, К. Штумпф, Г. Мюнстерберг, неоднократно обращавшихся в своих исследованиях к проблемам искусства; вспомним имена крупнейших отечественных психологов: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Гарбузов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие, которые в той или иной форме откликались на художественную проблематику.
В последние десятилетия XXI века отмечается взлет музыкально- психологических исследований: выходят в свет различные программы по психологии для музыкальных колледжей и вузов, монографии, хрестоматии, альманахи, защищено множество диссертаций; появляются новые профессии: психологи музыки, арт-педагоги не только в крупнейших городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в других городах страны, включая дальнее и ближнее зарубежье.
Однако, следует отметить, что в большей степени данные исследования, носят эмпирический характер, разрозненны по-своей обширной практической направленности и требует осмысления, систематизирования с научной точки зрения, что, в частности, может быть решено с помощью теоретических установок психологии музыки. Конечно, искусство и психология, изучая общий объект — человека, рассматривают в нем разные грани. Обе науки во многом сближаются. Следует также отметить: на современном этапе происходит сближение психологической науки со многими другими смежными отраслями: педагогикой, медициной, инженерной психологией, биологией и т.д. Все большее внимание в терапевтической психологической практике (и не только) используются нетрадиционные, немедицинские методы лечения. Хотелось бы привести примеры из книги современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера “Домашняя музыкальная аптечка”, в которой в качестве «лекарства» рекомендованы музыкальные сочинения в различных жизненных ситуациях, например:
• Для «уменьшения агрессии – слушать драматическую музыку с переходом к успокаивающей /медленного характера... Бах, Хроматическая фантазия и фуга» [95];
• Для «преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости... Чайковский Первая симфония “Зимние грезы»;
• Для преодоления нарушений сна и бессонницы...Бах — Гольберг-вариации”;
• Для формирования уверенности в себе и преодоления комплекса неполноценности...Гендель - Кончерто гроссо... Бах - Браденбургские концерты;
• Для изживания депрессии и меланхолии... Дворжак - симфония № 3... Моцарт концерт До-минор»[99].
Т.о., возникшая в век интеграции на стыке психологии и музыкознания, музыкальная психология, была подготовлена достаточными эмпирическими исследованиями, в частности зарубежной практики, и стала развиваться в следующих направлениях:
• психология музыкальной деятельности;
• психология музыкального образования;
• социальная психологию музыки;
• музыкотерапия.
Авторы в своих исследованиях чаще всего опираются на среду музыкантов-исполнителей: т. к., например, многие из них страдают паническим страхом перед выступлением на сцене или боятся «переиграть» руки (пианисты, скрипачи) и т. д. Однако подобного рода страхи характерны не только для вышеназванной категории людей, но и для тех, кто связан с театром: певцы, танцоры, актеры, а кроме того, даже обычный ребенок может испытывать страх во время ответов у доски или же написания контрольной. Следует также напомнить, какую популярность приобрели телевизионные проекты «Голос-дети», «Синяя птица», «Ты супер!» с методами психологического сопровождения во время выступления детей. Рамки статьи не позволяют говорить о критериях качества данного вида деятельности, главное: это востребованность нашей действительности.
Конечно, в становлении музыкальной психологии нельзя не отметить роль зарубежной практики т. к. этими проблемами исследователи активно занимаются с середины прошлого века. Достаточно назвать ряд всемирно известных центров: “Ассоциация Профессиональных Музыкальных Терапевтов (APMT) в Великобритании; Американская Ассоциация Музыкальной Терапии; Канадская Ассоциация Музыкальных Терапевтов (CAMT); существуют Международные Организации: Music Therapy Associations and Educational Facilities, European Music Therapy Commitee.
Безусловно, развитие музыкальной психологии привело к появлению новой профессии как, «музыкальный терапевт», спектр обязанностей которого весьма обширен: по зарубежным стандартам – это профессиональный музыкант, владеющий игрой на нескольких инструментах, владеющий голосом, умеет импровизировать в ряде стилей, музицировать в ансамбле, обладающий знаниями в области теории, истории музыки. Студенты в процессе обучения обязательно занимаются исследовательской деятельностью и практикуют как психологи в области музыкотерапии; и конечно, приобретая профессию музыкального терапевта, они получают теоретические и практические знания по психологии относительно нормы и различных отклонений человеческого развития, а также методик их диагностики и лечения. Следует назвать также и ряд направлений данной профессии, в которых сочетаются как традиционные аспекты деятельности, так и вновь приобретенные: клинический консультант, административный (работа с персоналом), педагогический (преподаватель университета, колледжа), что, в свою очередь, позволяет охватывать самые различные организации и создавать новые рабочие места в условиях кризиса, социальных катаклизм, стрессовых ситуаций.
Музыкальная психология в своей направленности как наука остается, пока практически ориентированной. На современном этапе ярко выражено стремление к преодолению разрыва между основами теоретических данных и накопленным опытом работы в самых разных областях, что приводит исследователей таких, как: психологов, физиологов, музыковедов, педагогов и музыкантов - практиков к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества «для более четкого очерчивания предметного поля междисциплинарной научной области, расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний» [1, с. 15].