Статья:

Анализ влияния мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов на самооценку старших дошкольников

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Гололобова А.М. Анализ влияния мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов на самооценку старших дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(49).pdf (дата обращения: 10.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ влияния мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов на самооценку старших дошкольников

Гололобова Анна Михайловна
студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Руднева Юлия Алексеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

 

Для того чтобы понять какое влияние на формирующуюся самооценку старшего дошкольника имеют различные мультипликационные фильмы следует более подробно рассмотреть воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Советские мультфильмы, как правило, носят  воспитательный характер и практически в каждом есть своя мораль, способная сформировать у старших дошкольников  представление о нормах и правилах поведения в социуме. Ведь именно знание норм и правил поведения является одним из ключевых моментов при формировании адекватной самооценки.

Современные же мультфильмы ярко выраженного воспитательного посыла не несут. Главные персонажи часто нарушают основные правила и номы поведения в социуме, допускают неуважительное отношение к животным, к старости, слабости и беспомощности. Все это может сформировать у детей неправильную модель поведения. И при этом такое поведение персонажей никем не наказывается и не порицается. Так в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» образ бабушки Аленки (невесты Алеши Поповича) сильно утрирован, ее в мультфильме бью, обманывают, Аленка ездит на ее шее, бабушка и образ бабушки совершенно не связывается с мудростью.  А в советских мультфильмах внешность бабушек и дедушек мягкая и без резких черт, они проявляют мудрость и дают важные наставления или советы.  («Серебряное копытце», «Василек», «День рождения бабушки»)

Советские мультфильмы пропагандируют заботливое отношение к братьям нашим меньшим, рисуют их образы добродушными и с приятной внешностью («Варежка», «Верните Рекса», «Волшебное кольцо»). Они построены так, что если животные и оказываются в трудной ситуации, то зрители испытывают жалость и сострадание. В мультфильме «Винкс»  у Блум есть питомец заяц Кико  который постоянно попадает в опасные ситуации, он падет, ударяется и все это преподнесено как смешная ситуация и дети весело смеются в такие моменты. В «Фиксиках» собака Кусачка  показывается как нервное и недружелюбное животное. Но есть и приятные исключения, такими являются мультфильм «Лунтик» в котором пропагандируется позитивное отношение ко всем представителям мира насекомых, «Доктор Плюшева», «Принцесса София».

Как говорилось выше, в советских мультфильмах большое внимание уделялось формированию нравственных эталонов и норм поведения, например, умению дружить, уважительно относиться к ближним, взаимопомощи и взаимовыручке ("Чебурашка и крокодил Гена", «Крошка Енот», «Цветик - семицветик», «Храбрый олененок», "Бюро находок", «Лунтик»,  «Кот Леопольд», Птичка Тари»). К счастью в современной мультипликации есть достаточное количество мультфильмов, способных предоставить старшим дошкольникам так необходимые для  дальнейшего формирования адекватной самооценки нравственные эталоны, правила  и нормы поведения. На первое место, конечно же, можно поставить мультфильм «Лунтик». Герои этого умеют прощать и дружить, они гостеприимны и отзывчивы, стремятся всегда прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. В мультфильмах «Моя милая пони» и «Клуб Винкс» главных героинь  связывает тесная дружба, они всегда готовы прийти друг другу на помощь и поддержать в трудную минуту.

Так же в советских мультфильмах очень важным моментом является то, что персонажи в начале мультфильма обладают какими-либо отрицательными качествами, но события, происходящие в мультфильме, меняют их мировоззрение и характер. Например, мультфильм «Хочу быть отважным» рассказывает о тигренке, который был большим трусишкой, но однажды у него заболела мама, и ему пришлось побороть свой страх и бежать в страшную грозу за доктором. Так он стал храбрым. И таких мультфильмов в светской мультипликации много («Храбрый заяц», «Кувшинчик и дудочка», «Последний лепесток», «Ничуть не страшно», «Зеркальце», «Юля - капризуля», «Маша и волшебное варенье»). Это позволяет ребенку осознать, что даже если он что- то делает не так, у него всегда есть возможность измениться, стать лучше, что в корне может повлиять на его самооценку.

Воспитанию воли, стремлению преодолевать трудности так же уделяется много внимания в советской мультипликации (например «Топчумба», «Дедушка и внучек», «Чемпионат», «Футбольные звезды»). Через подобные мультфильмы приходит понимание того, что чтобы стать сильным и выносливым нужно поставить цель и много тренироваться и не пасовать перед трудностями. В большинстве же современных мультфильмов главные герои многое получают просто так, не прикладывая к этому никаких усилий. Так в мультфильме «Кунг-фу Панда» у главного героя дар кунг-фу появляется ниоткуда, а вот на второстепенных ролях остаются персонажи, которые добились успехов в кунг-фу своими упорными тренировками и самосовершенствованием. Феи Винкс имеют свой дар от рождения, и их учеба в школе фей выгладит не как тяжелый труд самосовершенствования, а как веселое времяпровождение с походами по магазинам и постоянными вечеринками. Исключением можно назвать мультфильмы «Лови волну!», в котором главный герой одерживает победу только благодаря своим упорным тренировкам.

Также в советской мультипликации уделяется внимание воспитанию интереса к труду, потребности трудиться, доводить начатое дело до конца, быть ответственным и самостоятельным, а так же отрицательное отношение к лени. («Как утенок- музыкант стал футболистом», «Машенька и медведь», «Так сойдет», «Как стать большим», «День рождения», «Тимка и Димка», «Золушка»). Из современных мультфильмов можно назвать «Чаггингтон: Веселые паровозики». Главные герои этого мультфильма с удовольствием выполняют порученные им дела, они ответственны и пытаются довести начатое дело до конца.

В советских и современных мультфильмах по-разному обозначено отношение к учебе, к школе, а ведь это один из важных моментов формирования личностных универсальных учебных действий. В советских мультфильмах школа показана как источник получения новых знаний, как место встречи с друзьями. Образ учителя положительный, без резких черт внешности и отрицательного  характера («Слоненок идет учиться», «Лесная школа», «Филиппок»,  «Как верблюжонок и ослик в школу ходили»). Даже если герои в советских мультфильмах порой ленятся, пропускают школу  и не слушаются взрослых, то по ходу мультфильма, сталкиваясь с результатами своих ошибок, они понимают, что лучше все делать самому, что учеба в школе это очень важное и увлекательное занятие («Волшебный магазин», «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков», «Опять двойка», «История с единицей», «Девочка в цирке», «Друзья-товарищи»). 

В современной мультипликации школа либо не изображена совсем, либо изображена так, что у  детей может сформироваться неправильное представление о цели посещении этого учреждения. Так в мультфильме «Школа Монстр хай» обучение в школе  это отличный повод для учащихся поразвлечься. Девушки в яркой, модной одежде на занятиях читают глянцевые журналы, разговаривают по телефону и потешаются над учителем. А единственная по сюжету умная героиня мультфильма изображена в виде безликой  и угловатой девочки- монстра в огромных очках и с сутулой фигурой.  Феи клуба Винкс   все свое свободное от битвы с монстрами время посвящают общению с мальчиками, хождению по магазинам и организации веселых вечеринок. В мультфильме «Барбоскины»  Дружок учится из рук вон плохо, но при этом занимается спортом и мечтает стать футбольной звездой. Роза - типичная блондинка, интересы которой лежат в плоскости нарядов, украшений и танцев, мечтает стать поп-звездой, хотя не умеет петь. Самый умный ребенок в семье - это Генка, но он считается главным занудой. Впрочем, есть, конечно, и другие примеры. Так в зарубежном прокате был выпущен мультфильм «Школьный автобус» где дети совместно с приятной учительницей постоянно путешествуют и узнают много нового и интересного.

Психология детей такова, что всю информацию они воспринимает в виде образов, из этих образов он  выстраивают модель мира и самым главным образом для них  является образ матери, девушки, девочки. Облик и манера поведения современных мультипликационных героинь формируют у девочек стереотипы внешности и поведения, девочки во всем хотят быть похожими на любимых героинь. Мальчики,  в свою очередь, формируют для себя образ, к которому они будут бессознательно стремиться при дальнейшем выборе спутницы жизни. Речь идет не только  о внешности, но и о внутренних душевных качествах, отражением которых является внешний образ мультипликационных героинь.

Женский образ в современных мультфильмах более ярок агрессивен, бросок, лишен  романтики и тайн, наделен взрослым реализмом, в нем отсутствуют такие традиционные для российского общества женские качества как  целомудрие, застенчивость, отзывчивость, великодушие, скромность, бескорыстность. Те самые качества, которые прославляют наши старые добрые мультфильмы, можно вспомнить образы Настеньки из «Аленького цветочка», Василисы Премудрой, Аленушки. Эти образы наполняют красивые, четкие линии,  неброские и реалистичные краски, акцент делается на действиях, поступках, словах героинь, на лицах у них отсутствуют  злобные выражения. Отсутствуют грубые слова или выражения, ругань, злость. Так же в советских мультфильмах героини способны на самопожертвование («Дикие лебеди», «Снежная кролева», «Василиса Микулишна») 

У любимых среди девочек фей Винкс и девочек - монстров яркий, вызывающий внешний вид, высокие каблуки, слишком откровенная одежда, яркая косметика и не соответствующие возрасту позы и движения. Внешний вид  Розы  из «Барбоскиных» так же очень ярок и привлекателен для девочек, им хочется быть похожими на нее, хотя вряд ли этот образ является подходящим для подражания.

Мужской образ в советских мультфильмах (будь то мультфильм про людей или про животных) наделяется такими качествами  как мужественность, ответственность, заботливость, смелость, доброжелательность, умение прийти на помощь, принять решение  («Царевна- лягушка»,  «Мешок яблок»,  «Волк и теленок», «Маугли», «Дядя Степа», «Ничуть не страшно») [4, с.29].

Здесь же хотелось бы вспомнить о взаимоотношении полов в мультфильмах разного периода. В советской мультипликации показывается правильное полоролевое взаимодействие, мужчины наделены чисто мужскими качествами, о которых говорилось выше, они принимают решения, отстаивают свою точку зрения, защищает близких от чужих нападок, заботятся о семье. Женщины  добры, нежны, мягки, трудолюбивы, отзывчивы к чужому горю, внимательны к другим. Мужчина глава семьи, а женщина его поддерживает. Часто женский образ показывается в советских мультфильмах  на контрасте и учат дошкольников противопоставлять добро и зло («Крошечка- Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и ленивица»).

В современных мультфильмах, особенно зарубежных, происходит подмена  полоролевой функции у мужчин и женщин. Женщины становятся более жесткими, агрессивными, они принимают решения и играют главенствующие роли. Так феи из клуба Винкс ведут ожесточенную борьбу с различными монстрами, а их молодые люди играют в мультфильме второстепенную роль и лишь иногда помогают феям в их борьбе. Современный герой мультфильмов   зачастую проявляют агрессивную манеру поведения, он привык все проблемы решать силой, дракой, битвой, в то время как в советских мультфильмах зло обычно стремились обхитрить. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. У ребенка есть возможность определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков [2, с.63].

Современные мультфильмы имеют сюжет с агрессивной направленностью, в котором главные герои ведут ожесточенную войну с монстрами и разнообразными злобными персонажами («Бен10», «Новые приключения черепашек ниндзя», «Трансформеры»). Эти персонажи имеют уродливую, агрессивную  внешность, по сюжету они выскакивают из самых неожиданных мест, пугают и нападают на главных героев. Просмотр таких мультфильмов долгий период времени,  способен  повысить тревожности у детей с повышенной чувствительностью. У них может появиться ощущение беспричинного страха и чувство, что вот- вот что-то должно случиться. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я же ничего не могу!») [1, с.29]

Но не следует забывать и то, что в современных мультфильмах (особенно западных) главные герои не всегда наделены положительными качествами. Они хулиганят, воруют, бранятся, совершают безрассудные и опасные для собственной безопасности поступки. Проблема заключается в том, что  современная мультипликация рисует образы   героев яркими, эмоционально выразительными, внешне привлекательными для детей и если образ произвел на ребенка большое впечатление своей художественной выразительностью, то данный ребенок может идентифицировать себя с этим образом независимо от нравственной позиции героя.

Часто в мультфильмах нет четкой границы между понятиями «плохой» - «хороший», так в мультфильме «Рапунцель: запутанная история» одним из героев является  обаятельный и самоуверенный Флин Райдер - главный вор королевства. По логике вещей, поскольку он вор, то должен быть отрицательным героем, но создатели наделили его яркой и привлекательной внешностью, легким  характером, и теперь он даже вызывает положительные эмоции. В итоге данный герой, оставаясь на позициях отрицательного персонажа по типажу, выглядит  как бы хорошим и добрым. При этом,  какой- либо  значительной истории превращения  его из плохого в хорошего по сюжету не происходит. В советских мультфильмах внешность отрицательных героев чаще всего несимпатичная, а порой даже безобразная, положительные же персонажи наделены привлекательной внешностью, что дает четкие ориентиры для оценки поступков этих персонажей.

 Старший дошкольник не всегда могут вдумчиво подойти к оценке тех или иных примеров,  особенно тех, которые носят отрицательный характер. Часто ребенок недисциплинированность принимает за смелость, упорство за настойчивость, лживость за хитрость,  лихачество за храбрость[3, с.51]. Так, некоторые дети, копируя рискованное поведение своих любимых мультипликационных героев, могут проявить «смелость» и спрыгнуть с крыши или дразнить агрессивную собаку, «стащить» из супермаркета мелкий товар  и т.п. Им начинает  казаться, что они обладают какими-то качествами, что они «круче» чем другие дети и им позволено больше.  Таким образом, можно говорить о том, что мультфильмы могут сыграть определенную роль в завышении самооценки у склонных к этому старших дошкольников.

 Современные отечественные и зарубежные мультфильмы обладают низкой речевой культурой и наполнены речевыми ошибками,  бранными и жаргонными словами, недопустимые для слуха ребенка («тупица», «кретин»,  «дебил», «сопляк», «болван», «тормоз»), словами – паразитами, просторечными и разговорными словами. Часто в мультфильме можно услышать такие слова как «прикольно», «клево», «круто», «шизовое местечко». Дети, копируя поведение понравившихся героев, будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи старших дошкольников. Советская мультипликация дает детям правильные речевые эталоны, а  неправильные речевые обороты, речевые ошибки в мультфильмах, как правило, допускают только отрицательные герои[2, с.62].

Таким образом, можно говорить о том, что советские мультфильмы в большей степени, чем современные, формируют положительные стереотипы внешности и поведения, душевных качеств. Современные отечественные и зарубежные мультфильмы, в отличие от советских мультфильмов, наполнены неправильными речевыми эталонами.

 
Список литературы:
1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. [Текст]  М.: Чистые пруды, 2006. -32с.
2. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2012. №10. - С.60-71.
3. Тимошина И. Н, Морозова А. В. Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка [Текст] // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2013. №5. –С.49-59 
4. Шестопалова Е. Телевизионные мультипликационные сериалы для детей: формирование личности и социальной направленности. [Текст]// Дошкольное воспитание. -2014. №5 –С.25-32.
5. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. [Текст]/ С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. С. 55 - 61.