Статья:

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Конференция: CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Выборнова Н.А. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЛИНИИ РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(247). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(247).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Выборнова Надежда Александровна
студент, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Непрерывное развитие социума охватывает все сферы человеческой жизни, в обществе складываются новые устои и идеалы. Значительную роль в создании трендов и тенденций играет современная молодежь как наиболее инициативная и энергичная группа людей, в зоне интересов которой личностное и профессиональное становление, внесение собственного вклада в общественный прогресс. В угоду устремлениям и удовлетворению физиологических, социальных, духовных потребностей молодежь образует определенную систему ценностей, основывающуюся не только на их взглядах, но и на главенствующих в обществе стандартах.

Ценностная система в динамике общественных процессов приобретает новые оттенки, меняет человеческие смыслы, ориентиры и выводит их на уровень, соответствующий конкретному историческому периоду или социально-демографической специфике людей.

Ежегодно в научных сообществах обсуждаются ценности, ценностные ориентации молодежи, определяются истоки и факторы их формирования и трансформации. Считаем необходимым сделать обзор научных публикаций за последние годы, чтобы определить линии развития ценностных ориентаций молодежи на современном этапе.

Как известно, в России 2024 год объявлен годом семьи, и в честь этого государством планируется множество мероприятий, направленных на поддержку института семьи. Поэтому, на наш взгляд, вопрос семейных ценностей, переживающих сегодня кризис, будет подниматься остро. По данным исследования Т.К. Меркуловой и А.С. Ашихминой, среди студентов наблюдается следующая тенденция: ориентация на брачные отношения имеется у 60% респондентов, однако первостепенной задачей стоит самореализация в карьере и материальное благополучие. Хотя любовь становится двигателем к счастливому браку, многие (60% юношей и 70% девушек) не считают ее определяющим фактором в создании семьи. К тому же, регистрация брака для 65% опрошенных не является обязательной процедурой. Воспитание детей принято молодежью особо важной ценностью. Также предпочтительно формирование нуклеарной семьи как ячейки общества, поскольку проживание с родственниками способствует конфликтам  [3, с. 142].

В целом, данные опроса отражают современное состояние проблемы – преобладание нуклеарных семей, более поздние браки, наличие незарегистрированных браков. Тем не менее можно говорить о позитивном отношении к воспитанию детей.

К.А. Репникова затрагивала ценности современной молодежи, определяя их изменчивость в связи влиянием внешней среды. Студенты наиболее важными ценностями выделяют семью и детей (41%), карьеру и социальный статус (23%), образование (10%), в то время как незначительными оказались патриотизм (51%), идеология и общественное признание (по 23%). Факторы, способствующие формированию ценностей, по мнению молодежи, – это семья (40%), друзья и окружение (36%). Также респондентами отмечается влияние периода пандемии (COVID-19) на переоценку жизненных ориентиров и ценностей [4, с. 35].

Негативную сторону современных тенденций относительно ценностей отражает исследование Е.В. Вайднер и Е.А. Ашивкиной: в системе ценностей молодежи обретает популярность идея о получении легких денег в отсутствии желания получать образование, работать и саморазвиваться. С одной стороны, молодое поколение полно амбициями и высокими притязаниями, с другой – пестрит равнодушием к насущным проблемам и прокрастинирует. Однако молодежью осуждаются различного рода зависимости, а также бесцельное существование. Причинами культурного кризиса, по словам респондентов, являются проблемы в нравственном воспитании людей (30%), снижение образованности и качества образования (25%), увеличение числа бедных (25%), недостаточное приложение усилий ради высоких результатов (20%). Падение роли духовных ценностей во взглядах молодежи заключается в снижении качества жизни, а индивидуализм как актуальная проблема сказывается на моральных и культурных ценностях [2, с. 3].

Значимость карьеры как ценности рассматривали Е.Е. Агафонова, Г.А. Чеджемов. По результатам опроса среди студентов выяснилось, что для них высокая заработная плата есть гарант успеха, ради достижения которого необходимо чем-то жертвовать. Однако, выбирая между карьерой и семьей, студенты склонны отдавать предпочтение семье, что в очередной раз доказывает авторитет института семьи, несмотря на его неустойчивое положение среди молодых людей в последние годы [1, с. 49].

Проанализировав результаты современных исследований, мы пришли к выводу, что молодежь – это противоречивый слой общества, переменчивый в своем отношении к базовым ценностям и, вероятно, в несколько размытом представлении о сути тех или иных вещей. В одних случаях мы наблюдаем спад семейных ценностей, в других видим непоколебимую роль семьи; с одного ракурса молодежь воспринимается очень активной и замотивированной в своем развитии и самоактуализации, с другого – прослеживаются стремление жить, прикладывая минимум усилий, пассивность, бездеятельность. Такая неопределенность места ценностей в жизни молодежи, вероятно, объясняется переживаемыми в последнее время событиями и рядом социальных мероприятий, осуществляемых государством для достижения каких-то целей.

Так или иначе, формирование ценностей у молодежи – это существенная социальная проблема, раскрывающаяся с разных позиций в зависимости от того, что на данном этапе времени необходимо обществу. Очевидно, отношение к ценностям не может быть постоянным и одинаковым, поэтому так важно поддерживать значимость социальных институтов, культуры и тех сфер, которые содействуют нравственности и внутреннему развитию людей.

 

Список литературы:
1. Агафонова Е.Е., Чеджемов Г.А. Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №44. - С. 48 – 50.
2. Вайднер Е.В., Ашивкина Е.А. Составляющие системы ценностей современной молодежи // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 2.
3. Меркулова Т.К., Ашихмина А.С. Семейные ценности современной молодежи // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, Липецк-Барнаул. – Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. – 2023. – С. 139-143.
4. Репникова К.А. Ценности современной молодежи в условиях нестабильности внешней среды // Контентус. – 2021. – № 2(103). – С. 30-38.