Статья:

Ценностные ориентации подростков

Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Плеханова Н.А. Ценностные ориентации подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(20).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные ориентации подростков

Плеханова Наталья Анатольевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Бондаренко Геннадий Викторович
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков обусловлена как минимум двумя причинами.

Во-первых, подростковый возраст связан с формированием и развитием ценностных ориентаций, именно в этом возрасте ценностно-смысловая сфера расширяется, углубляется и вбирает все то, что важно уже для самого подростка, а не для его окружения.

Во-вторых, изменения, происходящие во всех сферах жизни, перестройка ценностей всего общества, накладывает отпечаток на ценности подростков, как самой подверженной изменениям категории.

В связи с актуальностью проблематики, одной из задач нашего исследования стало изучить ценностные ориентации подростков. Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в проявлении ценностных ориентаций у младших и старших подростков. Мы сформировали две выборки – младшие подростки в возрасте 12-13 лет (40 человек) и старшие подростки в возрасте 14-15 лет (30 человек).

С помощью программы Statistica 10.0 нами были произведены расчёты, направленные на выявление различий. Критические значения для данного количества испытуемых: 403 (р≤0.01) и 460 (р≤0.05).

Результаты расчетов, позволяющих выявить различий в ценностях младших и старших подростков по методике исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представим в таблице 1. В результате подсчетов нами выявлены различия по показателям «Результат» (р=0.01) и «Локус контроля – Я» (р=0.01). Старшие подростки в большей степени заинтересованы в результате собственной жизни, они выше ценят тот отрезок жизни, который уже прожит, выше оценивают ее продуктивность, считают его осмысленным. Также старшие подростки в большей степени уверены, что могут выстроить собственную жизнь так, как им хочется, в соответствии со своими представлениями о том, как это должно быть.

Скорее всего это связано с тем, что старшие подростки уже обладают большей свободой. чаще могут проявлять свою самостоятельность.

Таблица 1.

Выявление различий в смысложизненных ориентациях младших и старших подростков

Показатели

Младшие подростки (ср.балл)

Старшие подростки (ср.балл)

U-критерий Манна Уитни

P – уровень стат. значимости

1

Цели

29.4

26.3

464.5

0.11

2

Процесс

27.2

27.2

592.5

0.93

3

Результат

23.8

28.5

380

0.01

4

ЛК Я

19.0

23.2

365.5

0.01

5

ЛК Жизнь

29.1

25.3

429.5

0.04

6

ОЖ

96.0

94.8

529.5

0.41

 

Результаты расчетов, позволяющих выявить различий в ценностях младших и старших подростков по методике ценностных ориентаций личности М. Рокича представим в таблицах 2, 3. Сначала представим результаты по терминальным ценностям.

Таблица 2.

Выявление различий в терминальных ценностях младших и старших подростков

Показатели

Младшие подростки (ср.балл)

Старшие подростки (ср.балл)

U-критерий Манна Уитни

P – уровень стат. значимости

1

Активная деятельная жизнь

8.5

7.3

550

0.56

2

Жизненная мудрость

9.4

6.9

423.5

0.04

3

Здоровье

4.8

8.0

403.5

0.02

4

Интересная работа

9.7

6.7

376.5

0.01

5

Красота природы и искусства

12.8

10.4

429.5

0.04

6

Любовь

5.9

8.1

445

0.07

7

Материально обеспеченная жизнь

10.1

9.4

546.5

0.53

8

Наличие хороших и верных друзей

7.0

7.3

572.5

0.75

9

Общественное призвание

11.4

10.0

497.5

0.23

10

Познание

11.8

10.4

495.5

0.22

11

Продуктивная жизнь

11.7

12.0

570

0.73

12

Развитие

10.0

10.3

564

0.67

13

Развлечения

11.8

11.5

598

0.99

14

Свобода

10.4

11.4

545.5

0.52

15

Счастливая семейная жизнь

7.3

7.4

585

0.86

16

Счастье других

12.8

10.5

468

0.12

17

Творчество

12.0

12.7

563

0.66

18

Уверенность в себе

8.4

10.4

454.5

0.09

 

В результате подсчетов нами выявлены различия по показателям «Жизненная мудрость» (р=0.04), «Здоровье» (0.02), «Интересная работа» (0.01) и «Красота природы и искусства» (р=0.04). Младшие подростки выше ставят такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, интересная работа и красота искусства и природы.

Младшие подростки прислушиваются к мнению старших, ценят их мудрые советы, любят наслаждаться красивыми пейзажами, полагают, что работа должна быть интересной.

Старшие подростки выше ценят здоровье. Связано это может быть с растущим количеством заболеваний у людей в целом и у подростков в частности. В связи с чем здоровье достаточно высоко ценится.

Различий в инструментальны ценностях у младших и старших подростков нами обнаружено не было, что говорит о схожести представлений подростков о том, как необходимо добиваться целей.

Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в проявлении ценностных ориентаций у младших и старших подростков, нами подтверждена. Старшие подростки в большей степени заинтересованы в результате собственной жизни, они выше ценят тот отрезок жизни, который уже прожит, выше оценивают ее продуктивность, считают его осмысленным.

Также старшие подростки в большей степени уверены, что могут выстроить собственную жизнь так, как им хочется, в соответствии со своими представлениями о том, как это должно быть. Скорее всего это связано с тем, что старшие подростки уже обладают большей свободой. чаще могут проявлять свою самостоятельность. Старшие подростки выше ценят здоровье.

Связано это может быть с растущим количеством заболеваний у людей в целом и у подростков в частности. В связи с чем здоровье достаточно высоко ценится. Младшие подростки выше ставят такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, интересная работа и красота искусства и природы. Младшие подростки прислушиваются к мнению старших, ценят их мудрые советы, любят наслаждаться красивыми пейзажами, полагают, что работа должна быть интересной.

Понимание того, какие ценностные ориентации преобладают и являются значимыми для разных периодов подросткового возраста, позволит с учетом этого адекватно выстраивать профилактическую, развивающую и коррекционную работу. Это обуславливается тем, что ценностные ориентации являются базовыми личностными характеристиками, на которые надстраиваются другие элементы.