ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современной системе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросам преодоления состояний страха, тревоги и стресса детей, их фрустрационных состояний. Педагог дошкольной образовательной организации ставит перед собой задачу целенаправленного воздействия на эмоционально-личностную сферу ребенка.
Здесь особый упор делается на работу с семьей дошкольника, учитываются его индивидуальные, возрастные характеристики (интересы, предпочтения, увлечения). Работа по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста требует от педагога грамотного, профессионального подхода [1, с.44].
Нами была организована деятельность по коррекции стрессовых, тревожных состояний детей. Данная работа реализовывалась в период с сентября 2021 года по май 2022 года (14 занятий, один раз в две недели) в экспериментальной группе дошкольников МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани.
Цель реализации занятий: содействовать формированию знаний старших дошкольников о своих внутриличностных механизмах, мотивация детей к преодолению разных сложных ситуаций, воспитание стремления строить коллективные, сотруднические отношения с окружающими, формировать желание самостоятельно решать проблемные ситуации, развивать интерес к построению плодотворной продуктивной деятельности.
При осуществлении работы по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста мы старались создавать благоприятную обстановку для работы (спокойная музыка, тишина, позитивный психологический микроклимат в группе).
При организации деятельности со старшими дошкольниками мы учитывали темперамент детей, их склонность к проявлению тревожных состояний. Содержание каждого занятия стремились сделать насыщенным и максимально увлекательным для ребенка.
Для этого использовали в работе с детьми разнообразные приемы, технологии, средства работы, а также материалы и оборудование в виде художественной литературы, мультимедийной презентации, раздаточных материалов, наглядных пособий и др. [4, с.8].
Рассмотрим ниже более подробно содержание указанной деятельности. Первое занятие «Расскажи о себе». На данном занятии каждый из дошкольников получил задание рассказать о себе то, что он считает интересным. Для того, чтобы детям было понятно на конкретном примере первым выступает сам педагог. «Меня зовут Ляйсан Мударисовна. Я люблю заниматься вышиванием и увлекаюсь чтением книг. Летом я часто работаю в саду, поливаю, пропалываю грядки. Также мне нравиться заниматься с детьми, моя профессия воспитатель».
Далее педагог предлагает выступить по желанию каждому дошкольнику экспериментальной группы. При этом в ответе каждого ребенка воспитатель стремится подчеркнуть положительные качества личности: доброта, честность, смелость, уверенность в себе, готовность прийти на помощь, активность на занятиях и др.
Второе занятие было посвящено теме «Наши эмоции», здесь дошкольники экспериментальной группы получили общие представления об эмоциях, способах их проявления в разных ситуациях. Дети участвовали в задании, где должны были изобразить при помощи мимики, жестов, интонации, тембра голоса определенные эмоции, которые оговаривались заранее.
Например страх, веселье, грусть, радость, спокойствие, умиротворение, тревога, удивление и др. Таким образом, дошкольники учились выражать свои переживания внешне и наблюдать со стороны отражение личностных чувств и эмоций своих сверстников.
На третьем занятии «Нарисуй свой мир» дети получили задание при помощи карандашей, фломастеров и красок нарисовать на формате А4 свой мир так, как они представляют [3, с.40].
Например, Марат З. изобразил на своем рисунке эпизод летней рыбалки, снасти и принадлежности для ловли рыбы, собаку и родителей. Комментируя свою работу, мальчик отметил, что ему нравится выезжать на природу вместе со своей семьей, играть в мяч, ловить насекомых, собирать ягоды.
«Почему мы сердимся?», на данном занятии старшие дошкольники знакомились с особенностями проявления психических состояний личности в разных ситуациях и обстоятельствах («Я сержусь, когда у меня не получается что-то сделать», «Я сержусь, когда мама заставляет собирать игрушки и ложиться спать»). Здесь мы прорабатывали на практике разные проблемные ситуации из жизни детей и совместно искали выход из них с наименьшими потерями для обеих сторон участвующих в общей деятельности.
«Чувство страха». Здесь младшие школьники продолжали знакомиться с проявлениями разных психических состояний личности. В частности, мы предоставили вниманию детей обучающую презентацию по теме занятия, где в доступной форме изложили, какие бывают наши страхи, чем они опасны для нас и как с ними бороться. Отдельно по данной теме была проведена и консультация с родителями, вручены памятки в форме рекомендации по борьбе с проявлениями реакций страха у детей (отказ спать в одиночестве, боязнь темноты, страх перед новым коллективом и др.).
«Как научиться дружить?». На данном занятии дети экспериментальной группы познакомились с основными навыками коммуникации в коллективе сверстников. Была проведена беседа по теме «Мои друзья», где каждый из дошкольников рассказал о своем лучшем друге, совместных с ним интересах, общих играх, увлечениях. Дети сами сформулировали итог занятия «Настоящих друзей не бывает много, нужно уметь ценить дружбу».
«Мои успехи», данное занятие было посвящено расширению представлений старших дошкольников друг о друге. Эльвира С. «Я люблю заниматься танцами, хожу в кружок танцев с четырех лет. Часто мы выступаем на городских праздниках вместе со своей группой, у меня есть грамоты, дипломы и медали» (презентация достижений, фотографии, видеоматериалы, элементы выступлений). Анализируя информацию об интересах и потребностях своих сверстников, дети экспериментальной группы учились смотреть с интересом на события, которые их окружают, мотивировались к освоению новых для себя умений [2, с.10].
«Учимся снимать напряжение» на данном занятии мы провели небольшой психологический тренинг, направленный на выработку навыков снятия внутреннего и физического напряжения. В основном дети освоили навыки дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление основных мышц тела. Данный тренинг преследовал цель обучения дошкольников навыкам управления своим поведением в состоянии фрустрации.
На занятии по теме «Моя семья» мы работали над расширением представлений дошкольников о взаимоотношениях в семье, воспитанием чувства уважения и любви к родителям. Здесь мы стремились объяснить детям, что мнение родителей бывает оправданным (чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»).
«Как избежать ссоры». Цель занятия учить детей находить компромиссы в конфликтных ситуациях, правильно выражать свою точку зрения. В процессе занятия обыгрывались разные ситуации их жизни детей дошкольного возраста (анализировалось поведение участников конфликта, результаты ссоры, варианты разрешения и др.).
Также нами была организована экскурсия в парк («Красота в нашем окружении»).
Цель экскурсии развивать у детей навыки наблюдения за явлениями природы, жизнедеятельностью животных, насекомых, учить восхищаться и наслаждаться красотой окружающего мира (оттенки рассвета, заката, шум ветра, дождя, ароматы цветов, шелест листьев, ледоход, снегопад и др.).
На занятии по теме «Учимся понимать других» мы продолжали формировать представление дошкольников о том, что все люди разные, у всех свои интересы, увлечения и взгляды, важно уметь уважать мнение других. В ходе занятия проведена деловая игра «Вопрос-ответ» [1, с.54].
Цель занятия «Совместная встреча» учить родителей и старших дошкольников осваивать особенности плодотворных взаимоотношений в семье. Организация и проведение ролевой игры «Меняемся местами». В ходе занятия дошкольники получили возможность примерить на себя роль взрослого, а родители примерили на себя позицию ребенка.
На заключительном занятии «Рефлексия и анализ проделанной работы» мы подводили общие итоги с дошкольниками, какую пользу мы извлекли из занятий, что нового узнали, как мы будем использовать эти навыки в дальнейшем.
Таким образом выше нами было изложено содержание образовательно-воспитательной работы по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста. Всего в план вошли 14 занятий, которые реализовывались на основе использования разных направлений психолого-педагогической деятельности.
Развитию представлений, направленных на преодоление собственных фрустрационных реакций, содействовали следующие занятия, основанные на применении элементов тренинговой деятельности: «Расскажи о себе», «Наши эмоции», «Нарисуй свой мир», «Почему мы сердимся?», «Чувство страха», «Как научиться дружить?», «Мои успехи» и др.