Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Юсупова Л.М. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109471 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юсупова Ляйсан Мударисовна
студент, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель,

 

В современной системе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросам преодоления состояний страха, тревоги и стресса детей, их фрустрационных состояний. Педагог дошкольной образовательной организации ставит перед собой задачу целенаправленного воздействия на эмоционально-личностную сферу ребенка.

Здесь особый упор делается на работу с семьей дошкольника, учитываются его индивидуальные, возрастные характеристики (интересы, предпочтения, увлечения). Работа по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста требует от педагога грамотного, профессионального подхода [1, с.44].

Нами была организована деятельность по коррекции стрессовых, тревожных состояний детей. Данная работа реализовывалась в период с сентября 2021 года по май 2022 года (14 занятий, один раз в две недели) в экспериментальной группе дошкольников МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани.

Цель реализации занятий: содействовать формированию знаний старших дошкольников о своих внутриличностных механизмах, мотивация детей к преодолению разных сложных ситуаций, воспитание стремления строить коллективные, сотруднические отношения с окружающими, формировать желание самостоятельно решать проблемные ситуации, развивать интерес к построению плодотворной продуктивной деятельности.

При осуществлении работы по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста мы старались создавать благоприятную обстановку для работы (спокойная музыка, тишина, позитивный психологический микроклимат в группе).

При организации деятельности со старшими дошкольниками мы учитывали темперамент детей, их склонность к проявлению тревожных состояний. Содержание каждого занятия стремились сделать насыщенным и максимально увлекательным для ребенка.

Для этого использовали в работе с детьми разнообразные приемы, технологии, средства работы, а также материалы и оборудование в виде художественной литературы, мультимедийной презентации, раздаточных материалов, наглядных пособий и др. [4, с.8].

Рассмотрим ниже более подробно содержание указанной деятельности. Первое занятие «Расскажи о себе». На данном занятии каждый из дошкольников получил задание рассказать о себе то, что он считает интересным. Для того, чтобы детям было понятно на конкретном примере первым выступает сам педагог. «Меня зовут Ляйсан Мударисовна. Я люблю заниматься вышиванием и увлекаюсь чтением книг. Летом я часто работаю в саду, поливаю, пропалываю грядки. Также мне нравиться заниматься с детьми, моя профессия воспитатель».

Далее педагог предлагает выступить по желанию каждому дошкольнику экспериментальной группы.  При этом в ответе каждого ребенка воспитатель стремится подчеркнуть положительные качества личности: доброта, честность, смелость, уверенность в себе, готовность прийти на помощь, активность на занятиях и др.

Второе занятие было посвящено теме «Наши эмоции», здесь дошкольники экспериментальной группы получили общие представления об эмоциях, способах их проявления в разных ситуациях.   Дети участвовали в задании, где должны были изобразить при помощи мимики, жестов, интонации, тембра голоса определенные эмоции, которые оговаривались заранее.

Например страх, веселье, грусть, радость, спокойствие, умиротворение, тревога, удивление и др. Таким образом, дошкольники учились выражать свои переживания внешне и наблюдать со стороны отражение личностных чувств и эмоций своих сверстников.

На третьем занятии «Нарисуй свой мир» дети получили задание при помощи карандашей, фломастеров и красок нарисовать на формате А4 свой мир так, как они представляют [3, с.40].

Например, Марат З. изобразил на своем рисунке эпизод летней рыбалки, снасти и принадлежности для ловли рыбы, собаку и родителей. Комментируя свою работу, мальчик отметил, что ему нравится выезжать на природу вместе со своей семьей, играть в мяч, ловить насекомых, собирать ягоды.

«Почему мы сердимся?», на данном занятии старшие дошкольники знакомились с особенностями проявления психических состояний личности в разных ситуациях и обстоятельствах («Я сержусь, когда у меня не получается что-то сделать», «Я сержусь, когда мама заставляет собирать игрушки и ложиться спать»). Здесь мы прорабатывали на практике разные проблемные ситуации из жизни детей и совместно искали выход из них с наименьшими потерями для обеих сторон участвующих в общей деятельности.

«Чувство страха».  Здесь младшие школьники продолжали знакомиться с проявлениями разных психических состояний личности. В частности, мы предоставили вниманию детей обучающую презентацию по теме занятия, где в доступной форме изложили, какие бывают наши страхи, чем они опасны для нас и как с ними бороться.   Отдельно по данной теме была проведена и консультация с родителями, вручены памятки в форме рекомендации по борьбе с проявлениями реакций страха у детей (отказ спать в одиночестве, боязнь темноты, страх перед новым коллективом и др.).

«Как научиться дружить?». На данном занятии дети экспериментальной группы познакомились с основными навыками коммуникации в коллективе сверстников. Была проведена беседа по теме «Мои друзья», где каждый из дошкольников рассказал о своем лучшем друге, совместных с ним интересах, общих играх, увлечениях. Дети сами сформулировали итог занятия «Настоящих друзей не бывает много, нужно уметь ценить дружбу».

«Мои успехи», данное занятие было посвящено расширению представлений старших дошкольников друг о друге. Эльвира С. «Я люблю заниматься танцами, хожу в кружок танцев с четырех лет. Часто мы выступаем на городских праздниках вместе со своей группой, у меня есть грамоты, дипломы и медали» (презентация достижений, фотографии, видеоматериалы, элементы выступлений). Анализируя информацию об интересах и потребностях своих сверстников, дети экспериментальной группы учились смотреть с интересом на события, которые их окружают, мотивировались к освоению новых для себя умений [2, с.10].

«Учимся снимать напряжение» на данном занятии мы провели небольшой психологический тренинг, направленный на выработку навыков снятия внутреннего и физического напряжения. В основном дети освоили навыки дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление основных мышц тела. Данный тренинг преследовал цель обучения дошкольников навыкам управления своим поведением в состоянии фрустрации.

На занятии по теме «Моя семья» мы работали над расширением представлений дошкольников о взаимоотношениях в семье, воспитанием чувства уважения и любви к родителям. Здесь мы стремились объяснить детям, что мнение родителей бывает оправданным (чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»).

«Как избежать ссоры». Цель занятия учить детей находить компромиссы в конфликтных ситуациях, правильно выражать свою точку зрения. В процессе занятия обыгрывались разные ситуации их жизни детей дошкольного возраста (анализировалось поведение участников конфликта, результаты ссоры, варианты разрешения и др.).

Также нами была организована экскурсия в парк («Красота в нашем окружении»).

Цель экскурсии развивать у детей навыки наблюдения за явлениями природы, жизнедеятельностью животных, насекомых, учить восхищаться и наслаждаться красотой окружающего мира (оттенки рассвета, заката, шум ветра, дождя, ароматы цветов, шелест листьев, ледоход, снегопад и др.).

На занятии по теме «Учимся понимать других» мы продолжали формировать представление дошкольников о том, что все люди разные, у всех свои интересы, увлечения и взгляды, важно уметь уважать мнение других. В ходе занятия проведена деловая игра «Вопрос-ответ» [1, с.54].

Цель занятия «Совместная встреча» учить родителей и старших дошкольников осваивать особенности плодотворных взаимоотношений в семье. Организация и проведение ролевой игры «Меняемся местами». В ходе занятия дошкольники получили возможность примерить на себя роль взрослого, а родители примерили на себя позицию ребенка.

На заключительном занятии «Рефлексия и анализ проделанной работы» мы подводили общие итоги с дошкольниками, какую пользу мы извлекли из занятий, что нового узнали, как мы будем использовать эти навыки в дальнейшем.  

Таким образом выше нами было изложено содержание образовательно-воспитательной работы по преодолению фрустрационных реакций детей дошкольного возраста. Всего в план вошли 14 занятий, которые реализовывались на основе использования разных направлений психолого-педагогической деятельности.

Развитию представлений, направленных на преодоление собственных фрустрационных реакций, содействовали следующие занятия, основанные на применении элементов тренинговой деятельности: «Расскажи о себе», «Наши эмоции», «Нарисуй свой мир», «Почему мы сердимся?», «Чувство страха», «Как научиться дружить?», «Мои успехи» и др.

 

Список литературы:
1. Мазуренко, А.С. Стрессовые состояния: формы и классификации / А.С. Мазуренко. – Минск: Весна, 2020. – 154 с.
2. Наскоков, В.Н. Работа с родителями в условиях детского сада / В.Н. Наскоков. – Иркутск: Слово, 2019. – 211 с.
3. Озерова, А.С. Жизнь дошкольника в условиях семьи и детского сада / А.С. Озерова.  -  Махачкала: Дело, 2020. – 201 с.
4. Першина, А.Е. Понятие о фрустрации в трудах зарубежных авторов / А. Е. Першина // Воспитатель. – 2021. - №1. – С. 8.