Статья:

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСТРЕССУ СРЕДИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Асташова В.Ю. СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСТРЕССУ СРЕДИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 33(212). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/212/117899 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСТРЕССУ СРЕДИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Асташова Вероника Юрьевна
студент, Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. Коломна
Таров Андрей Геннадиевич
научный руководитель, канд. техн. наук, Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. Коломна

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реакции человека на стрессоры, вызывающие явление дистресса. Особое внимание уделяется проблемам физического и психического характера, вызванным деструктивным влиянием продолжительного стресса.  Рассмотрены способы и методы противодействия дистрессу. Также в статье указывается способ проверки уровня стресса.

 

Ключевые слова: Аутоагрессивное поведение; стресс; стрессоустойчивость; дистресс; профессиональный стресс; эмоциональное выгорание.

 

Стресс – неотъемлимая часть жизни любого живого существа, однако его влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Стресс не означает ухудшение здоровья, но является первым признаком болезненной физической и эмоциональной реакции.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью [3].

Физиологи­ческие реакции в ответ на кратковременные стрессоры (напри­мер, тревогу) исчезают сразу же, как только ситуация меняется для индивида на благоприятную. Более длительные нагрузки приводят к стой­кой адаптации физиологической системы, которая сопровожда­ется повышением сопротивляемости организма. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и снятию стресса, поэтому чрезмерные по силе и длительности нагрузки ведут к срыву работы адаптационной системы, что является причиной различных за­болеваний, таких как сердечная недостаточность, гастрит, диа­бет и даже рак [1, с. 454-455].

В качестве факторов стресса на рабочем месте могут выступать:

1) Проблемы надежности, наличия, пригодности и обслуживания (ремонта) оборудования и помещений;

2) Монотонная или повторяющаяся, фрагментированная или бессмысленная работа, а также работа, характеризующаяся недоиспользованием навыков и высокой степенью неопределенности;

3) Перегрузка или недозагрузка, неконтролируемый темп, крайне сжатые сроки;

4) Сменная работа, жесткий график работы, непредсказуемая продолжительность рабочего дня, работа длительное время без возможности общаться;

5) Неадекватная коммуникация, практическое отсутствие помощи в решении производственных проблем и развитии личности, отсутствие определения организационных задач;

6) Неопределенность и конфликт функций, ответственность за других людей;

7) Отсутствие роста, его неопределенность, недостаточное или избыточное продвижение по службе, низкая оплата труда, негарантированная занятость, низкая общественная ценность труда;

8) Низкая степень участия в принятии решений, отсутствие автономии (автономия, особенно в форме участия, также является проблемой контекста труда и его организации в целом);

9) Социальная или физическая изоляция, плохие отношения с начальством, межличностные конфликты, отсутствие социальной поддержки;

10) Противоречие потребностей на работе и дома, низкая степень поддержки со стороны семьи, проблема противоречий карьерных потребностей супругов.

При условии, что человек постоянно находится под влиянием неблагоприятных факторов, влияющих разрушительно на его психическое и физическое здоровье, у него появляются невротические расстройства, беспричинные и частые приступы раздражительности, недовольства, злобы, слабость, вялость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, мешающие полноценно жить. У него не получается расслабиться, возможны приступы паники и страха, он становится более подверженным болезням, его организм усиленно растрачивает свою энергию, что провоцирует усталость на фоне истощения, а также бессонницу и беспокойный сон, что ещё сильнее ухудшает самочувствие.

Снижение концентрации внимания и интеллектуальных возможностей, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, проблемы с памятью, недоверие к себе и окружающим людям, суетливость, частое желание плакать и другие симптомы могут сильно повлиять на работу в коллективе, снизить скорость выполнения заданий и мешать выполнению должностных обязанностей.

Повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали, как к средству расслабления, может привести к формированию зависимостей.

Полное снятие стрессовой активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в то время как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме. В подобных случаях также возможно эмоциональное выгорание, что может повлечь за собой полный уход из профессии, что впоследствии потребует времени и ресурсов на переквалификацию или адаптацию к новой сфере деятельности.

Данная проблема актуальна уже много лет, однако из-за быстрых темпов развития общества и периода пандемии во время короновирусной инфекции, уровень стресса работников увеличился из-за адаптации системы к новым условиям, вот почему так важно вовремя заметить негативное влияние дистресса и принять соответствующие меры, что позволит сохранять производительность рабочего коллектива на должном уровне.

В век стремительного развития информационных технологий человек испытывает очень высокий уровень нервных перегрузок, связанных с обилием информации и необходимостью быстро и качественно обрабатывать её. Помимо информационного, к видам профессионального стресса также относятся эмоциональный и коммуникативный. Порой бывает невозможно удаление факторов стресса, но возможно ограничение их влияния.

Для проверки уровня стресса на рабочих местах и в качестве диагностики возможно использование теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкалы самооценки тревоги Цунга, теста «Причины стресса в вашей работе» и других. Это позволит оценить средний общий уровень стресса, что позволит определиться, какие элементы рабочего процесса нужно оптимизировать для повышения работоспособности и продуктивности работников.

Общие методы оптимизации психического состояния, которые могут применяться также независимо от работы:

1) Ароматерапия;

2) Арттерапия;

3) Аутогенная тренировка (аутотренинг);

4) Библиотерапия;

5) Визуализация с использованием позитивных образов;

6) Дыхательные техники;

7) Комплексы  упражнений для саморегуляции;

8) Концентрация;

9) Массаж и самомассаж;

10) Медитация;

11) Нервно-мышечная релаксация;

12) Позитивное мышление;

13) Рациональная психотерапия;

14) Цветотерапия.

Со стороны работодателя в качестве мер снижения дистресса в рабочей среде могут применяться: создание комнаты отдыха, комитета по вопросам труда, оплата услуг фитнес-центров, разрешение для работников выходить на улицу во время обеденного перерыва, организация корпоративных мероприятий, специальных тренингов, недопущение переработок, введение гибкого графика труда. Доброжелательная атмосфера, отсутствие избыточного контроля, терпимость к людям, доступность информации – внедрение этих принципов в корпоративную культуру поможет в борьбе со стрессом среди сотрудников, чтобы они могли приносить больше пользы компании, в которой работают [2].

Стресс сопровождает нас на протяжении всей жизни, мы развиваемся благодаря нему, но важно вовремя распознавать, когда благо преображается во вред для здоровья и принимать соответствующие меры.

 

Список литературы:
1. Борневассер М., Стресс в условиях труда // Психические состояния / Под. ред. Куликова Л. В. СПб: Питер, 2000. С. 454-455. (Дата обращения: 09.09.2022).
2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с. (Дата обращения: 11.09.2022).
3. Хуторянская Т.В. Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления // Образование в современном мире. – 2019. – С.403-407. [Электронный ресурс]. URL: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ (elibrary.ru) (Дата обращения: 10.09.2022).