СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСТРЕССУ СРЕДИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСТРЕССУ СРЕДИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реакции человека на стрессоры, вызывающие явление дистресса. Особое внимание уделяется проблемам физического и психического характера, вызванным деструктивным влиянием продолжительного стресса. Рассмотрены способы и методы противодействия дистрессу. Также в статье указывается способ проверки уровня стресса.
Ключевые слова: Аутоагрессивное поведение; стресс; стрессоустойчивость; дистресс; профессиональный стресс; эмоциональное выгорание.
Стресс – неотъемлимая часть жизни любого живого существа, однако его влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Стресс не означает ухудшение здоровья, но является первым признаком болезненной физической и эмоциональной реакции.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью [3].
Физиологические реакции в ответ на кратковременные стрессоры (например, тревогу) исчезают сразу же, как только ситуация меняется для индивида на благоприятную. Более длительные нагрузки приводят к стойкой адаптации физиологической системы, которая сопровождается повышением сопротивляемости организма. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и снятию стресса, поэтому чрезмерные по силе и длительности нагрузки ведут к срыву работы адаптационной системы, что является причиной различных заболеваний, таких как сердечная недостаточность, гастрит, диабет и даже рак [1, с. 454-455].
В качестве факторов стресса на рабочем месте могут выступать:
1) Проблемы надежности, наличия, пригодности и обслуживания (ремонта) оборудования и помещений;
2) Монотонная или повторяющаяся, фрагментированная или бессмысленная работа, а также работа, характеризующаяся недоиспользованием навыков и высокой степенью неопределенности;
3) Перегрузка или недозагрузка, неконтролируемый темп, крайне сжатые сроки;
4) Сменная работа, жесткий график работы, непредсказуемая продолжительность рабочего дня, работа длительное время без возможности общаться;
5) Неадекватная коммуникация, практическое отсутствие помощи в решении производственных проблем и развитии личности, отсутствие определения организационных задач;
6) Неопределенность и конфликт функций, ответственность за других людей;
7) Отсутствие роста, его неопределенность, недостаточное или избыточное продвижение по службе, низкая оплата труда, негарантированная занятость, низкая общественная ценность труда;
8) Низкая степень участия в принятии решений, отсутствие автономии (автономия, особенно в форме участия, также является проблемой контекста труда и его организации в целом);
9) Социальная или физическая изоляция, плохие отношения с начальством, межличностные конфликты, отсутствие социальной поддержки;
10) Противоречие потребностей на работе и дома, низкая степень поддержки со стороны семьи, проблема противоречий карьерных потребностей супругов.
При условии, что человек постоянно находится под влиянием неблагоприятных факторов, влияющих разрушительно на его психическое и физическое здоровье, у него появляются невротические расстройства, беспричинные и частые приступы раздражительности, недовольства, злобы, слабость, вялость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, мешающие полноценно жить. У него не получается расслабиться, возможны приступы паники и страха, он становится более подверженным болезням, его организм усиленно растрачивает свою энергию, что провоцирует усталость на фоне истощения, а также бессонницу и беспокойный сон, что ещё сильнее ухудшает самочувствие.
Снижение концентрации внимания и интеллектуальных возможностей, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, проблемы с памятью, недоверие к себе и окружающим людям, суетливость, частое желание плакать и другие симптомы могут сильно повлиять на работу в коллективе, снизить скорость выполнения заданий и мешать выполнению должностных обязанностей.
Повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали, как к средству расслабления, может привести к формированию зависимостей.
Полное снятие стрессовой активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в то время как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме. В подобных случаях также возможно эмоциональное выгорание, что может повлечь за собой полный уход из профессии, что впоследствии потребует времени и ресурсов на переквалификацию или адаптацию к новой сфере деятельности.
Данная проблема актуальна уже много лет, однако из-за быстрых темпов развития общества и периода пандемии во время короновирусной инфекции, уровень стресса работников увеличился из-за адаптации системы к новым условиям, вот почему так важно вовремя заметить негативное влияние дистресса и принять соответствующие меры, что позволит сохранять производительность рабочего коллектива на должном уровне.
В век стремительного развития информационных технологий человек испытывает очень высокий уровень нервных перегрузок, связанных с обилием информации и необходимостью быстро и качественно обрабатывать её. Помимо информационного, к видам профессионального стресса также относятся эмоциональный и коммуникативный. Порой бывает невозможно удаление факторов стресса, но возможно ограничение их влияния.
Для проверки уровня стресса на рабочих местах и в качестве диагностики возможно использование теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкалы самооценки тревоги Цунга, теста «Причины стресса в вашей работе» и других. Это позволит оценить средний общий уровень стресса, что позволит определиться, какие элементы рабочего процесса нужно оптимизировать для повышения работоспособности и продуктивности работников.
Общие методы оптимизации психического состояния, которые могут применяться также независимо от работы:
1) Ароматерапия;
2) Арттерапия;
3) Аутогенная тренировка (аутотренинг);
4) Библиотерапия;
5) Визуализация с использованием позитивных образов;
6) Дыхательные техники;
7) Комплексы упражнений для саморегуляции;
8) Концентрация;
9) Массаж и самомассаж;
10) Медитация;
11) Нервно-мышечная релаксация;
12) Позитивное мышление;
13) Рациональная психотерапия;
14) Цветотерапия.
Со стороны работодателя в качестве мер снижения дистресса в рабочей среде могут применяться: создание комнаты отдыха, комитета по вопросам труда, оплата услуг фитнес-центров, разрешение для работников выходить на улицу во время обеденного перерыва, организация корпоративных мероприятий, специальных тренингов, недопущение переработок, введение гибкого графика труда. Доброжелательная атмосфера, отсутствие избыточного контроля, терпимость к людям, доступность информации – внедрение этих принципов в корпоративную культуру поможет в борьбе со стрессом среди сотрудников, чтобы они могли приносить больше пользы компании, в которой работают [2].
Стресс сопровождает нас на протяжении всей жизни, мы развиваемся благодаря нему, но важно вовремя распознавать, когда благо преображается во вред для здоровья и принимать соответствующие меры.