Статья:

Коррекционно-развивающая деятельность психолога в процессе инклюзивного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Заяшникова О.В., Кобазова Ю.В. Коррекционно-развивающая деятельность психолога в процессе инклюзивного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59476 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекционно-развивающая деятельность психолога в процессе инклюзивного образования

Заяшникова Ольга Викторовна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
канд. пед. наук. доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

В России в контексте социально-экономического оздоровления общества и ратификации Конвенции о правах инвалидов (Федеральный Закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов») возрастает значение прав человека, в том числе прав ребенка, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.2 п.26.) под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [5].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2019 года в Российской Федерации число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составило 670006 детей, в 2018 – 651043 детей-инвалидов, в 2017 – 636024 детей-инвалидов, в 2016 – 616905 детей-инвалидов. Данные по Республике Саха (Якутия): 2019 – 6459 детей-инвалидов, 2018 – 6240 детей, 2017 – 5993 детей-инвалидов [1]. Прогрессирующий темп роста числа детей-инвалидов подчеркивает актуальность внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику.

В России одной из приоритетных задач государственной образовательной политики является социализация детей с ОВЗ, их включение в общеобразовательный процесс, полноценное участие в жизни общества, эффективная реализация в различных видах деятельности. В соответствии п.27 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [5]. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются все участники инклюзивного образовательного процесса [3].

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению и обучению детей с ОВЗ в инклюзивном образовании регламентируется: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Приказом от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и др.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями [6]. Основной задачей психолога в инклюзивном образовании является построение системы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого воспитанника, обеспечивающее социально-психологическое благополучие всех участников инклюзивного образовательного пространства, а именно: создание комфортных условий для формирования успешной адаптации, реабилитации детей с ОВЗ в социуме; социально-психологическое содействие семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. 

В рамках Августовского совещания педагогических работников в 2019-2020 учебном году Министерством образования науки и образования РС(Я) представлен проект «Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Республике Саха (Якутия) до 2024 года» [7]. В Республике Саха (Якутия) создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения и реализации инклюзивного образования. Обеспечены условия для свободного выбора родителями образовательных организаций для детей с ОВЗ. В ходе проектной площадки «Инклюзивное образование» 21 августа 2019 года прошел круглый стол «Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия)». Педагоги отметили необходимость целенаправленной работы с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. Большое внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогов и специалистов, их функционалу и компетенциям.

В процессе психолого-педагогического сопровождения психолог проводит семинары-практикумы, практико-ориентированные лекции и мастер-классы на которых знакомят родителей и педагогов с особенностями детей с ОВЗ, приемами и методами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Работа с педагогическим составом ведется в рамах психологического просвещение в форме групповых консультаций, тренингов и мастер-классов, супервизии педагогических ситуаций, тренинга коммуникативных навыков, направленных на повышение психологической компетентности администрации и педагогов [2]. Не менее важное направление – работа с родителями детей инклюзивных классов. Важно донести до них информацию о том, что включение детей с ОВЗ в образовательную среду наравне с обычными детьми является не менее полезным для них, чем для детей с ОВЗ и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности.

Коррекционно-развивающая работа - система медицинских, педагогических, психологических воздействий, способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом [8].

Коррекционно-развивающая деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве определяется как психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на создание таких условий, в которых ребенок с проблемами в развитии оказывается в благоприятных социально-психологических условиях для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода. Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии: психодиагностическая деятельность, консультационная деятельность, развивающая и психокоррекционная деятельность и пропедевтическая и профилактическая деятельность. Главными условиями внедрения и реализации инклюзии в образовательное пространство являются системность и непрерывность. Ребенок с ОВЗ должен развиваться при помощи инклюзии весь период своего обучения, начиная с детского сада и вплоть до получения среднего или высшего профессионального образования. 

В коррекционно-развивающей деятельности психолога инклюзивного образования выделяют основные направления работы: работа с детьми, имеющими проблемы в развитии; работа с педагогами; работа с администрацией образовательного учреждения; работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ. Таким образом, в ходе психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном пространстве психолог должен обладать высоким профессионализмом, использовать комплексный, дифференцированный подход ко всем участникам инклюзивного образовательного пространства, обладать стремлением к саморазвитию и личностному росту.

 

Список литературы:
1. http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# 
2. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: от теории к практике: материалы региональной научнопрактической конференции (Белгород, 25 октября 2018 года) / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород, 2018. – 526 с.  
3. Баль Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования.- Минск: Народная света, 2015. -  112 с.
4. Вопросы инклюзивного образования детей // News.Ykt https://news.ykt.ru/mobile/article/90550 (дата обращения: 16.10.2019).
5. Закон РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 325 с.
7. Проект Концепция развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Республике Саха (Якутия) до 2024 года // ysia.ru http://ysia.ru/pedagogi-vnesli-predlozheniya-v-proekt-kontseptsii-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-respublike/(дата обращения: 16.10.2019).
8. Хименкова Е.С. Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1048-1053. // https://moluch.ru/archive/62/9568/ (дата обращения: 15.10.2019).