Управление конфликтами с участием агрессивных подростков
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(77)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(77)
Управление конфликтами с участием агрессивных подростков
Проблема конфликтного взаимодействия подростков приобретает все большую остроту для современных школ, техникумов, колледжей и т.д. Несмотря на огромное количество научных работ и литературы, агрессия в ситуации конфликта малоизучена, и возникает вопрос: какими методами можно ее снизить, и какие коррекционные работы существуют?
Ни теоретики, ни практики по сей день не имеют единой точки зрения к пониманию феномена агрессии. Неспособность людей понять и признать собственную агрессию, регулировать ее проявления, вызывает страх и множество вопросов. Отечественные исследователи (Е.М. Волкова, Л.Ю. Иванова, И.В. Дубровина, А.А. Реан, С.М. Курганов, А.И. Захаров) определяют агрессию как психическое состояние личности, а также разрушительное поведение, нарушающее психическую или физическую целостность другого человека (или группы людей), наносящее ему вред или же ведущее к его уничтожению [3, с. 98-99]. Все агрессивные действия выступают в качестве:
1) защиты своего «Я» от внешних угроз;
2) средства достижения определенной цели;
3) способа психологической и эмоциональной разрядки.
В подростковом возрасте агрессивное состояние стимулируется не только отставанием в личностном развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Желание скорее стать взрослыми, независимыми провоцирует появление недостатков в поведении: грубость, драчливость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление. Ограничение своих определенных потребностей приводит к скапливанию внутреннего напряжения. В итоге подросток, не находя иного выхода, разряжается при помощи агрессивных действий. Если человек не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением можно еще справиться при помощи совместных усилий родителей, учителей, психолога.
Основная среда, где возникают конфликты у подростков – школа/колледж, поэтому мы будем исследовать агрессию в рамках педагогического конфликта. Коррекция агрессивного поведения у подростков осуществляется в процессе урегулирования конфликта. Стоит отметить, что многие не различают понятия урегулирование и разрешение. По мнению А.Я. Анцупова, при разрешении конфликта происходит активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют и устранению причин возникшего противоречия. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья нейтральная сторона [1, с.469]. Необходимо обучать подростков выстраивать коммуникацию и хорошие взаимоотношения друг с другом. Самой распространенной практикой на сегодняшний день является восстановительная медиация. «Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций»[2, с.18]. Главные участники медиации – стороны конфликта, а посредник организует конструктивный и безопасный диалог между ними. Задачи медиатора в случае агрессивного поведения подростков в конфликте: уменьшить напряжение, снять угрозу, дать возможность оппонентам выговориться. На индивидуальных встречах медиатор должен скорректировать агрессивное поведение и провентилировать эмоции. В качестве методов снижения агрессии может быть предложена «техника 5 шагов», которую проводят подросткам, находящихся в конфликтной ситуации. Она позволяет позитивно переструктурировать проблему, выразить гнев, проработать незавершенный конфликт. Подросткам предлагается нарисовать таблицу, состоящую из 5 колонок на листе формата А4:
1. «Осознание эмоций»: выписываются все эмоции и чувства, с которыми человек столкнулся в данной конфликтной ситуации (Что я чувствовал? Какими были мои реакции?)
2. «Осознание мыслей»: необходимо прописать мысли по отношению к самому себе, к другим участникам конфликта и к ситуации в целом (О чем я думал во время конфликта? Какие образы были в сознании?)
3. «Осознание потребностей»: указываются интересы и потребности, которые оказались затронутыми и ущемленными в результате состоявшегося конфликта (Какие мои стремления и интересы были затронуты и ущемлены?)
4. «Осознание негативной стороны проблемы»: неправильные действия, отрицательные мысли и чувства, которые привели к ухудшению ситуации.
5. «Осознание позитивной стороны проблемы»: конструктивные действия, которые могли бы исправить ситуацию.
Данная техника довольно простая, но проводимая с ее помощью борьба с агрессией очень эффективна. Она позволяет изменить отношение к ситуации, осознать свою злость, раздражение и неудовлетворенность. При этом гнев, страх и агрессия переводятся в конструктивное русло, направляются на активное преодоление конфликта.