Статья:

Особенности профессиональной деформации педагогических работников образовательных учреждений

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Самоловских О.С. Особенности профессиональной деформации педагогических работников образовательных учреждений // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности профессиональной деформации педагогических работников образовательных учреждений

Самоловских Ольга Сергеевна
магистрант, Амурский государственный университет – АмГУ, РФ, г. Благовещенск
Зенина Светлана Рашидовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Амурский государственный университет – АмГУ, РФ, г. Благовещенск

 

Многочисленные исследования, проводимые в области психологии труда,  доказывают, что профессиональная деятельность вызывает определенные личностные изменения, в том числе, профессиональные деформации личности. Деформация личности – изменение качеств личности, которое нарушает ее целостность. Освоение профессии неизбежно сопровождается преобразованиями в структуре личности. Усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности, подавляют или разрушают структуры, не участвующие в этом процессе. Именно такое противоречие нарушает целостность личности, снижает ее адаптивность и стабильность. Наибольшее  влияние  профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, деятельность которых связана с людьми. Это могут быть работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, и сами психологи. Но наиболее опасны и сильно выражены деформации у педагогов и психологов. Их работа состоит не только в общении с людьми, но и в помощи им, как психологической, так и получение и передача знаний. А если деформации повлекут негативные последствия, то и оказание помощи будут не корректной и со знаком минус. Именно поэтому стоит разобраться в этом вопросе и вовремя предотвратить или сгладить последствия профессиональных деформаций педагогических работников.

Как говориться выше, в наибольшей степени проявление профессиональной деформации выражено в системе «человек – человек». К признакам профессиональной деформации относятся как нарушения в деятельности и поведении человека, так и профессиональные изменения в личности, которые не отвечают нормам профессиональной этики, морали и нравственности и не одобряются общественным мнением.

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких и сложных. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, и в следствии этого является одной из наиболее деформирующих личность человека. В свою очередь, понятие «профессиональная деформация педагога», сводится к нескольким основным значениям:

1) состояние, возникающее у здоровых педагогов в эмоционально напряжённой атмосфере профессионального общения и характеризующееся совокупностью признаков эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера;

2) следствие развития эмоционального стресса, выработанный педагогом способ реагирования (адаптации) на хронические стрессовые воздействия интенсивного общения в профессиональной среде [3, с.22].

Возникновение профессиональной деформации личности преподавателя порождает профессионально нежелательные качества и меняет его профессиональное поведение.  Это влечет за собой снижение профессиональных качеств и негативное воздействие на обучающихся и в целом окружающих людей. А многолетнее  выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей и задач приводит к возникновению хронической усталости [5, с.320].

Проявления профессиональных деформаций можно разделить на четыре уровня:

1) Общепедагогические деформации, характеризующиеся похожими изменениями личности у всех лиц, занимающихся преподавательской  деятельностью. Наличие данных деформаций делает педагогов схожими друг с другом. Эти особенности связаны со спецификой общества, в котором находится личность педагога, когда он, используя свою личность, как механизм воздействия на обучаемого, прибегает к более эффективным приемам, известным как  авторитарный стиль руководства. В следствии в его личности появляется завышенная самооценка, чрезмерная самоуверенность. А в отношении с учащимися появляются напряженные и недоверчивые отношения.

2) Типологические деформации. Педагоги с данным типом деформации пытаются внести элемент «научности» во всевозможные, порой даже бытовые, ситуации. Это в большинстве касается педагогов с большим стажем работы, когда наука уже как «стиль жизни», или же совсем молодых преподавателей, у которых в голове слишком много новой «научной» информации, которую они еще не научились систематизировать и разделять в обычной жизни.

3) Специфические, или предметные, деформации, которые обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Достаточно внешних признаков, чтобы  легко определить, какой предмет преподает данный преподаватель. Легко отличить  воспитателя ДОУ от педагога школы или университета, а педагогов-предметников друг от друга. Это может проявляться в употреблении определенной специфической терминологии, приведение примеров в жизни, основанных на специфике определенного предмета.

4) Индивидуальные деформации - это изменения, происходящие в структуре личности и внешне не связанные с процессом педагогической деятельности [2, с.990].

Профессиональные деформации могут выражаться по-разному, в зависимости от ряда причин. Чаще всего на первом месте оказывается статусная деформация, когда педагог перестает ограничивать свои властные полномочия. У педагога появляется стремление к подавлению окружающих, пропадает самокритичность, либо наступает другая крайность, когда педагог начинает пассивно адаптироваться к существующим условиям, начинает преобладать конформизм [4, с.240].

На более глубоком уровне деформации у педагога появляются властность, низкая эмоциональность, жесткость, а в дальнейшем он становится профессионально несостоятельным.

В качестве основной причины деформации психологи называют разделение труда и узкую специализацию деятельности. В результате специализации возникает так называемый «профессиональный тип человека» (или «профессиональный характер»), в формировании которого большое значение имеет профессиональный опыт.

Так же причины профессиональной деформации можно разделить на объективные и субъективные факторы. Существенным объективным фактором, влияющим на деформации педагога, является ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности, изменение семейной ситуации (расторжение брака, утрата спутника жизни), низкий уровень материального благосостояния [3, с.23]. Эта причина самая распространенная и вполне может охватывать все профессии.

Помимо этого большое влияние на рост профессиональной деформации оказывает успешность профессиональной деятельности. Это могут быть не реализованные профессиональные планы или же неожиданно разрушенные успешные планы. Необходимость, а часто невозможность стабилизации профессиональной деятельности разрушает самооценку и здоровье педагога и является толчком к профессиональной деформации. Весьма важным объективным фактором, влияющим на профессиональные деформации, являются возрастные психологические изменения: ухудшение самочувствия, связанное с возрастом, ослабление психических процессов и интеллектуальных возможностей педагога. Существенным субъективными фактором нужно назвать личностные, психологические качества самого педагога (агрессивность, пассивность).

Пассивность педагога является основной причиной отсутствия видимых результатов своего труда, а отсюда и отсутствие мотивации, отсутствие профессионального развития. Если преподаватель сам не хочет или ленится саморазвиваться или в принципе что-либо делать для улучшения своей деятельности, то в его профессиональной деятельности может произойти застой, что приведет к негативным последствиям.

Очень важным субъективным фактором профессиональной деформации является отсутствие культуры отдыха. В связи с низкой культурой отдыха или его отсутствием в целом, педагоги не могут правильно снимать психоэмоциональное перенапряжение и стресс, нарастает невосприимчивость к новому, что приводит к профессиональной деформации [1, с.272].

Следует отметить, что первоначальные признаки деформации личности появляются уже на 6-7 году профессиональной педагогической деятельности. И если в контексте говорить о профилактике профессиональной деформации педагога, необходимо учитывать, что большинство педагогов, а именно около 90%, это женщины. Помимо этого необходимо знать, что профессиональные  деформации педагога неизбежны. Однако руководитель образовательной организации должен принять все меры для минимизации негативных деформаций личности педагога.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и активное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой, – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и стабильность, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Таким образом, можно установить, что профессиональная деятельность оказывает формирующие влияние на личность, приводя порой к профессиональной деформации. А в качестве причин деформации можно назвать разделение труда и узкую специализацию деятельности. Важен так же и успех в профессиональной деятельности. Если долгое время педагог не будет добиваться каких-либо успехов, получать хотя бы малейшие достижения и поощрения, то он в большей степени подвержен влиянию профессиональных деформаций. А самыми распространенными последствиями деформация могут стать завышенная самооценка, агрессивность, пассивность, ухудшение здоровья и  профессиональное выгорание в целом, что влияет не только на самого педагога, но и на окружающих людей.

 

Список литературы:
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 
2. Вьюшкина Д.А. Профессиональная деформация педагога // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 990-992.
3. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. – С. 22-24.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240 с.
5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.