Статья:

НЕЙРОСЕТИ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИИ: ПРИМЕНЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Серова А.Д. НЕЙРОСЕТИ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИИ: ПРИМЕНЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146742 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕЙРОСЕТИ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИИ: ПРИМЕНЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ

Серова Алина Дмитриевна
студент, кафедра психологии и педагогики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Клемес Виктория Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Последние годы ознаменовались многими событиями в области психологии, в том числе и развитием искусственного интеллекта (далее ИИ). Ресурсы IT-технологий и активное внедрение нейросети в процессы исследования психологических феноменов благополучия человека позволяют расширить форму применения психодиагностики, создав возможности для получения информации о личности и ее развитии.

Термин «искусственный интеллект» был разработан Джоном Маккарти для объяснения способности машины выполнять функции, которые будут считаться разумными, такие как рассуждение, обучение, принятие решений, адаптация, контроль и восприятие. Однако в мире до сих пор нет единого определения этого понятия. В широком смысле искусственный интеллект – это технология общего назначения, которая способна улучшить благосостояние и благополучие людей, внести вклад в устойчивую глобальную экономическую деятельность, повысить уровень инноваций и производительности, а также помочь в решении ключевых глобальных проблем [6].

Несмотря на то, что ИИ открывает совершенно новые возможности для специалистов в области психологии, роль искусственного интеллекта в психологической науке нередко недооценивается специалистами-психологами. Иногда психологи отвергают его использование в своих областях деятельности, потому что они обеспокоены тем, что нейросети и ИИ заменят их. Так, О.Г. Иванова в своей статье предлагает использовать приложение в качестве помощника-психолога для помощи людям со стрессом, «а не бросить все ресурсы на обучение новых специалистов в сфере психологии». К преимуществам использования приложений с ИИ она относит доступность в любое время, протоколы безопасности, позволяющие более строго соблюдать конфиденциальность [3].

Однако о полной замене человека искусственным интеллектом, на наш взгляд, говорить преждевременно, лучше обратить внимание на то, что  технологии ИИ и нейросети могут стать незаменимым помощником для практикующих психологов и помочь им автоматизировать некоторые рутинные процессы, например, ускорить обработку данных, оценить параметры пациентов, выходящие за пределы человеческих чувств, такие как оптическое считывание выражения лица и моргания глаз, анализ голосовых данных для восприятия тонких различий в речевых характеристиках, оценка физиологических особенностей (учащенное сердцебиение или изменение температуры при ответе на заданные вопросы во время терапии).   

По мере расширения сферы применения искусственного интеллекта психологами, терапевтами и консультантами, становится важно понимать существующие возможности и потенциал технологии для модернизации здравоохранения в области психического здоровья людей. Так, «виртуальные карманные психотерапевты» и «социальные роботы» уже сейчас используются в клинической психологии как инструмент для профилактики деменции и лечения аутизма. Было обнаружено, что дети с аутизмом положительно реагируют на роботов. Например, робот KASPAR — человекоподобный социальный робот размером с ребенка с выразительными чертами лица — используется для терапии детей с аутизмом и в качестве исследовательской платформы для изучения возможности улучшения социальных навыков у детей [4].

В ближайшем будущем роботизированные агенты будут помогать медицинским работникам и терапевтам, а где-то брать на себя ответственность за терапевтические вмешательства, постановку диагноза и назначение лечения пациентам. Чтобы обеспечить ответственное клиническое внедрение, необходимо определить и рассмотреть этические и социальные последствия все более широкого использования искусственного интеллекта в области психологического здоровья.

В настоящее время за рубежом и в России реализуются немало проектов по применению искусственного интеллекта и возможностей нейросетей в области психологии. Так, зарубежные исследователи нашли успешным применение нейросети ChatGPT при оказании психологической помощи пожилым людям. Теодор Д. Коско, научный сотрудник Оксфордского института старения населения, считает, что ChatGPT делает такую помощь более индивидуализированной. Так как в возможности данной нейросети входит поддержание диалога, то, по мнению автора, его можно использовать для оказания эмоциональной поддержки или как собеседника на любимые темы, а также просто для развлечения. Автор отмечает, что ChatGPT, обладая способностью к адаптации под собеседника, может стать ресурсом для улучшения психологического благополучия пожилых людей. Кроме того, по мнению Т.Д. Коско, ChatGPT может облегчить общение между пожилыми людьми путем создания виртуальных чат-групп, в которых можно будет делиться мыслями, переживаниями, историями из жизни, обмениваться советами и завязывать дружеские отношения в безопасной среде. Это поможет создать у пожилых людей чувство общности с кем-то, тем самым облегчив их одиночество [2].

Еще одним примером успешного применения возможностей ИИ можно считать успешный кейс лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, которая использовала искусственный интеллект при анализе цифрового видео для выявления малых изменений частоты пульса и кровотока человека, незаметных человеческому глазу [4].

Российские ученые ищут пути замены бумажных технологий самоидентификации типов характера на нейронную сеть, путем создания сверточной нейронной сети (CNN), распознающей на основе фотографии лица один из восьми типов характера. Предполагается, что нейросеть дает более высокий результат точности ответов за счет обобщения всех имеющихся изображений и отсутствия фактора субъективности оценки [7].

Исследователи, использующие технологии ИИ и нейросети для обработки информации, полученной в ходе эксперимента и расчетов по коррекции физиологических составляющих стресса, отмечают, что характерной особенностью нейронной сети является ее обучаемость – способность находить зависимости между входными и выходными данными, которые предлагаются ей в ходе обучения. За счет заложенного параллелизма нейросеть позволяет обрабатывать большие объемы информации, а также выполнять задачи, алгоритм решения которых она прорабатывает сама [8].

Еще одним примером использования технологий нейронных сетей является российское программное приложение Pic2Speech, разработанное на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и помогающее в организации альтернативных способов коммуникации лиц с тяжелыми формами речевых патологий [1].

Современные технологии «виртуальной реальности» также активно внедряются в психологическую практику. Применение специальных программно-технических средств динамической компьютерной графики позволяют моделировать реальную среду, события и ситуации, что может быть использовано для решения различных научных и практических задач в области психического здоровья. Программы с элементами виртуальной реальности могут успешно применяться для исследования процессов переработки информации, принятия решений, а также в обучении и модификации поведения. Эффективность психотерапевтических воздействий обеспечивается высокой вовлеченностью пользователей в интерактивную цифровую среду, которая воспринимается как реальный мир. Основными мишенями для интервенций становятся нарушенные отношения с теми или иными составляющими реальной среды. Виртуальная реальность позволяет успешно проводить экспозицию при наличии специфических фобий. Компьютерная графика максимально имитирует условия реальной среды, что обеспечивает успех психотерапевтических интервенций [5].

Таким образом, сочетание преимуществ психологической экспертизы с применением технологий искусственного интеллекта могут оказывать положительное влияние на нормализацию психологического здоровья людей в целом. Несмотря на то, что использование искусственного интеллекта в психологии остается относительно новой областью, повсеместное распространение смартфонов означает, что у многих появляется возможность для запуска растущего числа психологических приложений, основанных на технологии ИИ. Однако существует риск возникновения психологической зависимости при длительном использовании специализированных приложений, поэтому полное исключение роли специалиста-психолога в терапии с использованием нейросетей, приложений и специализированных технологий пока не представляется возможным. Кроме того, для эффективного внедрения технологий искусственного интеллекта в практическую психологию, необходимы четкие рекомендации по разработке руководства по вопросам проектирования, использования и регулирования технологий искусственного интеллекта для области психического здоровья. На данный момент отсутствуют инструменты по их интеграции с работой психологов, психиатров, их существующими технологиями и инструментами, а также нормативной базой. Кроме того, нет понимания, как работники могут эффективно взаимодействовать с внедренным ИИ на практике; не проводится обучение по правильному применению ИИ в работе. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что инструменты искусственного интеллекта не должны использоваться в качестве средства по ограничению или сокращению предоставления квалифицированной помощи офлайн-специалистами.

 

Список литературы:
1. Алексеев И.А., Вебер А.А., Копорулин А.А. Применение метода про-ектов при обучении разработке приложения для альтернативной коммуника-ции лиц с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Шадринского государ-ственного педагогического университета. 2022. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-proektov-pri-obuchenii-razrabotke-prilozheniya-dlya-alternativnoy-kommunikatsii-lits-s-tyazhelymi-narusheniyami (дата обращения: 27.03.2024).
2. Джибилова Е. Г., Побываев Н. С. Анализ российского и зарубежного опыта применения ChatGPT и искусственного интеллекта в политике и соци-альной сфере // Социально-гуманитарные знания. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rossiyskogo-i-zarubezhnogo-opyta-primeneniya-chatgpt-i-iskusstvennogo-intellekta-v-politike-i-sotsialnoy-sfere (да-та обращения: 19.03.2024). 
3. Иванова О. Г. Искусственный интеллект как средство борьбы со стрес-сом // Пензенский психологический вестник. 2022. №2 (19).  URL:https://doi.org/10.17689/psy-2022.2.8 (дата обращения: 19.03.2024). 
4. Корж Е.М., Громова А.В. Потенциал применения технологий искус-ственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-primeneniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-psihologii (дата обращения: 27.03.2024)
5. Незнанов Н. Г., Васильева А. В. Цифровизация в оказании помощи в области психического здоровья. Новые возможности для специалистов и па-циентов // Национальное здравоохранение. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-okazanii-pomoschi-v-oblasti-psihicheskogo-zdorovya-novye-vozmozhnosti-dlya-spetsialistov-i-patsientov (дата обращения: 27.04.2024)
6. Парентони Л. Чего следует ожидать от искусственного интеллекта? // Russian Journal of Economics and Law. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chego-sleduet-ozhidat-ot-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 20.03.2024)
7. Полозов А. А., Штарк М. П., Полозова К. А., Мальцева Н. А., Ахмет-зянов А. Р. Определение типа характера личности сверточной нейронной се-тью на примере методики MMPI // Модели, системы, сети в экономике, тех-нике, природе и обществе. 2023. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-tipa-haraktera-lichnosti-svertochnoy-neyronnoy-setyu-na-primere-metodiki-mmpi (дата обращения: 20.03.2024)
8. Фетисова Н. Л., Дударев К. С., Дударев Д. С. Применение нейросети для корелляции отдельных физиологических составляющих стресса в чрез-вычайных ситуациях // StudNet. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-neyroseti-dlya-korrelyatsii-otdelnyh-fiziologicheskih-sostavlyayuschih-stressa-v-chrezvychaynyh-situatsiyah (дата обращения: 20.03.2024)