Статья:

Развитие долговременной памяти обучающихся на уроках математики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Скворцов О.Ю., Якунина С.Н. Развитие долговременной памяти обучающихся на уроках математики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92264 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие долговременной памяти обучающихся на уроках математики

Скворцов Олег Юрьевич
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Якунина Светлана Николаевна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Лазарева Елена Геннадьевна
научный руководитель, старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблема развития памяти обучающихся на уроках математики, дано определение психологического понятия память, описаны основные виды памяти, различные психологические приёмы её развития, а также приведены некоторые примеры специальных упражнений на развитие различных видов памяти.

 

Ключевые слова: память, виды памяти, долговременная память, психологические приёмы, мнемические процессы.

 

Человек всегда стремится к прогрессу, развитию, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Великий русский физиолог и психолог М.И. Сеченов писал, что память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношения к окружающему миру. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, успешное обучение ребенка. Поэтому проблема формирования и развития памяти у школьников является актуальной. А систематическая работа учителя над этой проблемой повысит уровень сформированности этого психического процесса и облегчит школьное обучение.

С точки зрения психологии, память — это психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [4, c. 247] Память имеет свои параметры: объём запоминаемой информации, время, требуемое для запоминания, полноту, скорость, лёгкость воспроизведения, готовность к воспроизведению, скорость забывания. По данным параметрам различают виды памяти, которые можно разграничивать в зависимости от характера запоминаемого материала, установок субъекта — поставленной цели и длительности хранения информации. Для классификации видов памяти существуют различные основания. Психологи выделяют кратковременную — долговременную, произвольную — непроизвольную, вербальную, образную, моторную, эмоциональную, пространственную память и т. д. [4, c. 255] В данной статье мы уделим внимание вопросам развития долговременной памяти обучающихся.

Что же такое долговременная память?  Вид памяти, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения называется долговременной памятью (от англ. long-term memory). [5] Она содержит всё наши знания об окружающем мире. Мы можем вспоминать прошлые события, решать задачи, распознавать образы благодаря материалу, находящемуся именно в долговременной памяти— иначе говоря, мы можем мыслить благодаря долговременной памяти. Все знания, которые лежат в основе познавательной деятельности и познавательных способностей человека, хранятся в долговременной памяти. Чтобы какая-то информация, событие или факт отложились в памяти человека, они должны пройти три стадии: 1) память чувственного восприятия, 2) кратковременная память, 3) долговременная память. [5, c.169] Память чувственного восприятия сглаживает наши ощущения, поддерживая их непрерывность. Когда мы моргаем, окружающий нас мир остается разноцветным, а не становится внезапно чёрным. На переднем плане нашего сознания находится кратковременная память. В отличие от памяти чувственного восприятия, которая действует автоматически и непроизвольно, кратковременная память может быть сконцентрирована усилием воли. Хотя события, имеющие для человека особое значение, или те, которые оказали на него большое эмоциональное воздействие, могут автоматически трансформироваться из кратковременной памяти в долговременную, но все же в большинстве случаев этого не происходит.

Память можно и нужно развивать в течение всей жизни, формируя и используя различные способы запоминания, но всё же наилучшие результаты достигаются тогда, когда начало тренировок было положено в раннем возрасте.

Задача любого учителя — учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, организовать и методически выстроить свой урок так, чтобы процесс обучения стал зоной их психологического и познавательного развития.

Большие возможности развития памяти обучающихся на уроках имеет учитель математики. Адекватно и эффективно организовать деятельность обучающихся на уроке учителю позволяет знание психологических закономерностей работы важных познавательных процессов, включая долговременную память. Так, например, двенадцатилетний подросток может непроизвольно запомнить, не применяя каких-либо специальных приёмов запоминания, 7–8 единиц информации.  Но такой результат возможен лишь при условии высокой сконцентрированности обучающегося на запоминаемом материале, потому что от умения человека управлять своим вниманием во многом зависит активное состояние природных механизмов запоминания.

В школьных учебниках по математике и методических пособиях для учителей содержатся задания, указывающие на необходимость запоминания различных математических правил, вычислительных приёмов, а также задания на повторение, предлагающие вспомнить ранее изученный материал. Также встречаются задания, предлагающие ребятам запомнить решение отдельных примеров и некоторое время спустя решить эти же примеры по памяти. Но школьные учебники, как отмечают методисты, не знакомят обучающихся с приёмами эффективного запоминания математических правил, а также не содержат специальных тренировочных упражнений на их закрепление. Большинство авторов школьных учебников ориентируется на визуальный анализатор, т.е. на выделение ярким цветом или рамкой информации, подлежащей запоминанию. Это вполне объяснимо, так как перед авторами стоит довольно широкий круг задач. Обучение школьников только на основе упражнений, предлагающихся в учебниках математики и дидактических материалах, не способствует активному развитию их памяти. Поэтому учителю необходимо создавать собственную базу таких заданий самостоятельно и включать их в обучающий процесс, а также развивать памяти обучающихся, используя разные психологические приёмы.  В связи с этим учителю математики необходимо предусматривать на своих уроках время и место для системы специальных упражнений на развитие различных видов памяти и формирование представлений школьников о приёмах запоминания и воспроизведения информации.

Методисты рекомендуют много различных математических задач и упражнений, способствующих развитию долговременной памяти.

Вот некоторые из примеров:

1. Дано несколько чисел (например, 2, 7, 6, 4, 10, 5, 11). Запомните их, найдите квадрат каждого числа, запишите полученные результаты в порядке возрастания.

2. Дано несколько чисел (например, 400, 225, 169, 144, 100, 81, 64). Запомните их, извлеките квадратный корень из каждого числа, запишите полученные результаты в порядке убывания.

3. Дано несколько чисел (числа могут быть натуральными, целыми и т. д). В течение двух минут постарайтесь запомнить эти числа, а затем запишите их в том же порядке.

4. Решите уравнения:

1) 3x−7 = 20; 2) −2x=12;

3) 15−4x=−1; 4) 2x−5 =−5;

5) −3(2−x) = 6.

Запомните полученные результаты, закройте тетради, вычеркните из таблицы числа, которые не являются корнями уравнений.

6

0

-6

-9

9

5

-4

-5

4

5. Найдите корни уравнений: Запомните полученные результаты, закройте тетради, заштрихуйте ячейки таблицы с числами, которые не являются корнями уравнений.

5

-4

1

-7

3

4

12

0

-2

2

-1

7

 

В процессе приобретения новых знаний обучающимся приходится запоминать не только числа, но и формулы, правила, схемы, поэтому необходимо использовать разнообразные приёмы запоминания для успешного развития долговременной памяти. 

В процессе обучения вообще и на уроках математики в частности существуют различные психологические приёмы развития памяти школьников. Рассмотрим некоторые из них.

Приём ассоциаций

заключается в сопоставлении новой, подлежащей запоминанию, с хорошо узнаваемым образом, помогающим легко выбирать требующуюся информацию из памяти. Такой приём способствует развитию не только памяти, но и креативности мышления. [1, c. 3]

Приём классификации

заключается в разделении информации на определённые, чётко обозначенные классы. При использовании этого приема нагрузка на память обучающихся уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделён материал, подлежащий запоминанию. [1, с. 3]

Приём группировки информации

заключается в том, что материал, подлежащий запоминанию, разделяется на части или группы. [1, с. 3]

Приём структурирования материала -

это прием, при котором внутри запоминаемого материала устанавливаются связи, отношения, благодаря чему он воспринимается как целое. Данный приём позволяет успешно запоминать, и воспроизводить любую информацию (абстрактную, запутанную и др.), сохранять, потому что направлен на её упорядочение. Однако данный приём требует значительных интеллектуальных усилий.

Приём достраивания материала -

это приём, основанный на том, что имеющемся у человека психическом свойстве запомнить любую новую информацию, объединив её какими-либо связями, «посредниками», добавив к запоминаемому что-либо от себя. [1, с. 4]

Приём перекодирования информации -

это один из самых доступных и распространённых способов запоминания, когда, например, то, что описывается словами представлено в виде рисунка, картины и наоборот. [1, с. 4]

Приём поиска опорного пункта

в зависимости от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребёнка новая информация может напоминать что угодно. Например, сочетания цифр, как правило, запоминают в связи с памятными датами (такими, как день рождения), а имена и отчества — в сопоставлении с именами известных писателей, своих родственников. Данный приём основан на составлении мнемического плана для запоминания большого объёма информации. Необычные словосочетания, метафоры, имена, неожиданный поворот событий, незнакомые или, наоборот, очень знакомые слова могут выступать в качестве опорных пунктов. [1, с. 4]

Приём аналогии

этот приём заключается в установлении подобия, сходства в определённых отношениях предметов или явлений в целом различных. Так, предмет или явление следует отнести к общему классу предметов или явлений и отобразить только ему присущую индивидуальность, чтобы дать некое его определение. [1, с. 4]

Приём схематизации

в некоторых случаях материал легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы (таблицы, правила, алгоритма и т. д.). Данный приём можно использовать, например, при записи свойств арифметических действий или при обдумывании плана решения задачи, в ходе которого обучающиеся строят «дерево рассуждений», которое является опорной схемой и позволяет запомнить ход рассуждений. [1, с. 4] Перечисленные приёмы следует применять, учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, специфику изучаемого материала, обучающие и воспитательные задачи урока.  Конечно же, учитель должен всячески поощрять стремление ребёнка к личностному и познавательному развитию, его самостоятельному поиску ответов на актуальные вопросы.  Очень важно, чтобы подобные занятия приносили подросткам пользу и доставляли удовольствие. В подростковом возрасте обучающиеся способны классифицировать, группировать материал, пользоваться опорными пунктами, искать ассоциации, составлять мнемические планы, структурировать, схематизировать материал, искать аналогии запоминаемой информации, сопоставлять и соединять новую информацию с уже известной, так как у них развивается абстрактное мышление. Возможности подростка в отношении использования мнемических приёмов практически безграничны, но необходимо ему помочь. Работа по развитию долговременной памяти должна проводиться на различных этапах урока математики постоянно. В систему упражнений необходимо включать задания на развитие различных видов памяти, при этом сложность заданий должна постепенно возрастать и должен постепенно увеличиваться объём единиц запоминания.  Упражнения на развитие памяти не будут отрывать много драгоценного времени от урока математики, если их включать в сам процесс обучения математике, а не выделять в качестве отдельного этапа урока. Результатом же этой работы будет повышение качества знаний обучающихся. [1 c. 5]

 

Список литературы:
1. Науменко, О. В. Возможности развития памяти учащихся на уроках математики: журнал / О.В. Науменко, Е.А. Шершицкая. – Москва : Начальная школа плюс до и после, 2004. - 5 с. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/449/4491844bb4f14d249370a8b791dca55b.pdf (дата обращения: 24.04.2021). – Текст: электронный.
2. Черемошкина, Л. В. 100 игр для развития памяти: учебное пособие /Л. В. Черемошкина. – Москва: Логос, 2001 – 103 с.
3. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения : книга /Т. Вьюжек — Москва: Эксмо, 2003. — 304 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов: книга / А.Г. Маклаков – Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 583 с.
5. Сосновского Б.А. Психология : Учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновского — Москва: Высшее образование, 2008. — 660 с.
6. Академик [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике : электрон. словарь, 2021. URL: https://academic.ru (дата обращения: 24.04.2021) – Текст: электронный