Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Рожкова А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133088 (дата обращения: 27.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Рожкова Алла Юрьевна
магистрант, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Для успешного формирования условий готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия. Эти условия разделяют на внешние: материальная обеспеченность учебного процесса, наличие наглядных и прочих средств, компьютеризация обучения и т.п. и внутренние: уровни обученности, воспитанности, развитости детей, их отношение к учению и т.п. (Гребенюк О.С.). Следует отметить, что психолого-педагогические условия выступают в виде определенной «системы», которая выражена в наборе утверждений. Признаками системы являются: взаимодействие элементов, связей и т.д. Основные элементы психолого-педагогической системы: цели воспитания, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и участников психолого-педагогической деятельности. Итак, определив психолого-педагогической целью формирование условий готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, прогнозируется результат — повышение уровня указанной готовности. Диагностика — первоочередной и значимый элемент системы и включает в себя обследование всех компонентов этого комплексного понятия: физического, психологического, социального и интеллектуального. Исследование компонентов готовности позволяет определить исходный уровень готовности, отстающий компонент и своевременно внести коррективы в процесс формирования условий готовности, разработать индивидуальный маршрут обучения и, тем самым, повысить уровень готовности дошкольников к обучению в школе. Оценка готовности детей к обучению в школе осуществляется посредством анализа результатов комплексной диагностики. Итак, первым психолого-педагогическим условием формирования готовности детей старшего дошкольного возраста является осуществление диагностики и оценки готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе усилиями специалистов разного профиля. Результаты обследования компонентов готовности заносятся в индивидуальные и групповые диагностические карты и соотносятся с оценочными таблицами каждого компонента готовности, что позволяет осуществлять реализацию индивидуально-дифференцированного подхода и маршрута для формирования условий готовности дошкольников к обучению в школе. Данный подход позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей (структурные, неформальные объединения). Такие группы выделяются по сходным индивидуальным качествам детей, что позволяет использовать различные формы и методы воспитания для достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Работа в подруппах значительно активизирует процесс обучения. С родителями разрабатывается индивидуальная программа с учетом отстающих компонентов готовности дошкольников к обучению в школе. Таким образом, реализация индивидуально-дифференцированного подхода по комплексному формированию условий готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является вторым психолого-педагогическим условием. В процессе формирования условий готовности задействованы все участники педагогического взаимодействия: педагоги, психолог, медицинские работники, инструктор физического воспитания. Обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб является третьим психолого-педагогическим условием формирования повышения готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Для улучшения показателей социальной готовности детей старшего дошкольного возраста организованы собрания малых групп, которые проходят раз в неделю. Общения в малых группах позволяют детям рассказывать о своих успехах и неудачах, о конкретных ситуациях. Дети пытаются разрешить конфликты, возникающие с другими участниками группы, оценивают успешность своей работы. Такая форма работы позволяет ребенку легче пойти на контакт, поделиться своими трудностями. Ежедневная здоровье сберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения является основным содержанием работы, направленной на улучшение показателей физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Поэтому следующим, четвертым, психолого-педагогическим условием, благоприятным для успешного формирования условий готовности, является признание занятий по физическому воспитанию, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, мер по оздоровлению детей значимой частью комплексного процесса формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Работа с родителями рассматривается как превентивные мероприятия дезадаптации детей к школьному обучению и построена в двух направлениях: просвещение и социально-психологическое консультирование по проблеме подготовки дошкольников к обучению в школе и личностного развития ребенка, привлечение родителей в образовательный процесс. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей оценивается по следующим показателям: использование навыков положительного общения, определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи, создание дружелюбного партнерства между дошкольным учреждением и семьей. Следовательно,  пятым педагогическим условием формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является организация систематического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам готовности детей к обучению в школе. На дошкольной ступени образования необходимо сохранить самоценность дошкольного детства и формировать личностные качества ребенка, которые служат основой его успешного обучения в школе. Все негативные проблемы в деятельности образовательных учреждений решаются посредством осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы. Выявленные психолого-педагогические условия реализации представленной программы обеспечивают успешное формирование   комплексной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Список литературы:
1. Алиева Т.И. Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Алиева и др. //Обруч. - 1998. - №5. - С. 1-8. 
2. Гребенюк О.С. Теория обучения: учеб. для студ. высш.учеб. заведений; С. Гребенюк Т.Б. Гребенюк. - М..ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. — 384с: 
3. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Гребенюк, М.И.Рожков. -  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003; - С.148-150. 
4. Кудрявцев  B.T. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / В.Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс, минус. — 2000. - №7. — С.3-8. 
5. Кудрявцев В.Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: 
6. Монография.  В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Згоров,  Рос. акад. обр., институт дошкольного обр. и системного воспитания — М.: 2003. - 153