Статья:

Психодинамические свойства и креативность у студентов высших учебных заведений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Белякова В.В., Яворская М.В. Психодинамические свойства и креативность у студентов высших учебных заведений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75023 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психодинамические свойства и креативность у студентов высших учебных заведений

Белякова Валерия Витальевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток
Яворская Марина Владимировна
старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам исследованию психодинамических свойств и креативности у студентов высших учебных заведений. Выявлено, что из всех психодинамических свойств личности у подавляющего большинства студентов наиболее выражена ригидность, которая характеризуется затруднениями в изменении намеченной программы при условиях, объективно требующих ее перестройки с не выраженностью эмоциональных проявлений; тугоподвижностью мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения; в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. У единственной студентки с хорошо развитым воображением, способной заранее продумывать варианты как справляться со всеми трудностями, очень высокая скорость возникновения и окончания нервных процессов, что говорит о её способности максимально правильно для себя отреагировать при изменяющихся обстоятельствах.

 

Ключевые слова: ригидность, студенты, обучение, креативность.

 

Предполагается, что студенты высших учебных заведений должны быть креативными людьми, которые творчески мыслят, умеют рассуждать. Все более актуальной становится потребность в формировании творческих (креативных) личностей, умеющих решать нестандартные задачи в условиях неопределенности. В связи с этим совершенствования и преобразования требует сам образовательный процесс. Это требование касается коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе.

Психодинамические свойства студентов представляют собой набор качеств личности, необходимых для успешного реагирования в изменяющихся условиях, т.е. психодинамические свойства  студентов представляют собой определенный психодинамический уровень, который отражает набор свойств психодинамического характера [2]. 

По данным литературные источники, удалось выяснить, что креативность представляет собой определенный уровень творческой одаренности, а также способности к творчеству, который составляется относительно устойчивую характеристику личности.  Цель исследования – определить психодинамические свойства и креативность у студентов высших учебных заведений [1].

В исследовании участвовало 30 человек в возрасте 19 лет, которые учатся на втором курсе в разных высших учебных заведениях г. Владивостока. В исследовании были использованы следующие методики:

  • диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности, и склонности к риску;
  • диагностика психодинамических свойств личности Б.Н. Смирнова для выявления полярных свойств темперамента: экстраверсии - интроверсии, эмоциональной возбудимости - эмоциональной уравновешенности, темп реакций (быстрый - медленный), активность (высокую - низкую).

Результаты диагностики личностной креативности по методике Е. Е. Туник представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты диагностики личностной креативности по методике Е. Е. Туник

 

Результаты данного теста показали, что у большинства обследуемых (16) преобладает склонность к риску, что представляет собой стремление студентов настаивать на своем и не считаться с мнением окружающих, не исключая в своей практике как положительный, так и отрицательный результат. Студенты стараются познать что-то новое и не поддаются на мнение окружающих, часто рискуют.

У 9 человек преобладает любознательность, обследуемые проявляют интерес ко всему, они способны исследовать новые идеи, а также искать необычные пути решения проблем.

Четверо обследуемых любят познавать сложные явления, интересуются идеями и событиями, очень настойчивы и всегда добиваются своих целей, способны выполнять сложные задания [3].

И только у одного студента хорошо развито воображение, он способен рассказывать истории придуманного плана, заранее продумывает как справляться со всеми трудностями, размышляет о явлениях, с которыми ещё не сталкивался, видит необычным образом то, что изображается на рисунках и картинках, удивляется разным вещам и событиям.

Результаты по критерию искренность в методике Б.Н. Смирнова представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты по критерию искренность по методике Б.Н. Смирнова

 

Все 30 человек отвечали искренне, их ответы являются достоверными.

Результаты методики диагностика психодинамических свойств личности Б.Н. Смирнова представлены таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики психодинамических свойств личности Б.Н. Смирнова

Экстраверсия

Ригидность

Эмоциональная возбудимость

Темп реакции

активность

3

очень высокая

7

очень высокая

5

очень высокая

3

очень высокая

1

очень высокая

10

высокая

11

высокая

4

высокая

10

быстрый

4

высокая

12

средняя

11

средняя

12

средняя

8

средний

10

средняя

4

высокая интроверсия

0

высокая пластичность

6 высокая эмоциональная уравновешенность

8

медленная

8

низкая

1 очень высокая интроверсия

1 очень высокая пластичность

3 очень высокая эмоциональная уравновешенность

1

очень медленный

7

очень низкая

 

Диагностики психодинамических свойств личности показала, у 13 человек диагностирована высокая и очень высокая экстраверсия, которая проявляется общительностью, множеством друзей, не любовью долго читать и заниматься систематической учебой, стремлением к различного рода возбуждениям (как положительным, так и отрицательным), склонностью к риску и приключениям, импульсивностью, оптимистичностью, предпочтением действий и движений, иногда вспыльчивостью, не всегда контролируемыми эмоциями и чувствами. Из положительных черт характерны: энергичность, инициативность, энтузиазм, стремление к новым сторонам жизни при реализации своих замыслов, деятельность, организационность, целеустремлённость и предприимчивость. С окружающими демонстрируют жизнерадостность.

У максимального количества обследуемых (29) выявлена высокая и средняя ригидность, как проявление затрудненности в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Поведение выражается: в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций; в тугоподвижности перестройки системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения; в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации.

Для 15 обследуемых характерна низкая и очень низкая активность со сниженной деятельностью в отношении принятой цели.

Таким образом, деятельность подавляющего большинства студентов характеризуется затруднениями в изменении намеченной программы при условиях, объективно требующих ее перестройки. Поведение характеризуется: не выраженностью эмоциональных проявлений; тугоподвижностью мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения; в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. У единственной студентки с хорошо развитым воображением, способной заранее продумывать варианты как справляться со всеми трудностями диагностирована очень высокая скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Только одна студентка из всех обследованных способна максимально правильно для себя отреагировать при изменяющихся обстоятельствах.

 

Список литературы:
1. Богославская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2013. - 173 с.
2. Вербова А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход - М.: Высшая школа, 2011. - 336 с.
3. Ермаклаева - Томина Л. Б., Опыт экспериментального изучения творческих способностей. Вопросы психологии. - 2017. - №4. - С. 74-83.