Статья:

СТАНОВЛЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Даренская Ю.О. СТАНОВЛЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119668 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТАНОВЛЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Даренская Юлия Олеговна
магистрант НОЧУВО Московский институт психоанализа, РФ, г. Москва
Лямина Л.В.
научный руководитель,

 

Аннотация. 2021-2022 год как никогда остро поставили перед всем человечеством проблему подмены истинных ценностей, ложных фактов и искаженной реальности. Развитие «Я–концепции» подростка, как дополнительной возможности адаптации, которая ориентирует индивида на нормативное и культурно-обусловленное поведение сейчас во всем мире стоит особо остро. Свободный доступ к сети Интернет, без сформированного у подростка самосознания, формирует ориентацию на развлечения, подмену духовных, этических и моральных норм, нравственных ценностей. Если рассматривать психологический феномен рефлексии в контексте эволюции психики, то можно заключить, что это инструмент адаптации к изменяющейся внешней и усложняющейся внутренней среде.

 

Ключевые слова: «Я-Концепция», рефлексия, подростковый возраст, адаптация.

 

Подростковый возраст – это период для  поиска своей идентичности, время проверять границы вседозволенности, поддаваться желаниям быть признанным, и самое главное получать опыт.  Именно в это время начинает вырабатываться «собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения», развиваются рефлексивные способности, появляется чувство собственной неповторимости, уникальности, «происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние».  Ж.Ж. Руссо называл его периодом второго рождения, А.Н. Леонтьев также поддерживал идею повторного рождения личности, а Э. Шпрангер–рассматривал как возможность открытия своего «Я», с выработкой личной системы ценностей и плана на будущее. В период полового созревания, у подростка происходят  конституционные сдвиги, формируется новое представление о себе. Согласно теории Левина, в переходном возрасте имеет место расширение кругозора индивида, круга его общения, принадлежности подростка к той или иной группе, на которых он ориентируется.

Данный период онтогенеза, довольно размыт в рамках определения возрастной границы: от 11 лет до 15-ти по Д.И. Фельдштейну, 16-ти по Л.И. Божович, 18-ти лет по Л.С. Выготскому. Но в одном мнение едино –подростковый возраст, он же переходный возраст находится между этапами детства и взрослой жизни, и, является кризисным периодом в жизни человека (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др). Для успешного преодоления данного онтогенетического кризиса необходимо развить положительную направленность в системе представлений человека о самом себе («Я-Концепция»), рефлексивные способности для осознания предпосылок и последствий собственной деятельности (И.С. Кон, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Э.Г. Юдин, и др.). К. Роджерс считал, что на  поведение человека, существенно оказывает влияние то, как он прогнозирует свое будущее и изменение негативного представления о себе и своих способностях, вероятно, способствовало бы успеху в будущем[1].

Взаимосвязь «Я-Концепции» и рефлексии следует из  уровневой концепции самосознания В.В. Столина. На ее основе были разработаны представления о процессе и структуре самосознания. Отмечено, что даже если в детском возрасте требования окружающих, их стандарты и планы не учитывали личных планов, интересов и талантов ребёнка, то рефлексивный самоанализ позволяет в подростковом возрасте осознать это и «выйти» на сознательный выбор способа самоконтроля, определяющего саморазвитие, самовоспитание и самоопределение, как факторы будущей «Я-концепции»

Важным аспектом в данном вопросе является имение Л.Н. Кузнецовой о том, что рефлексия не может быть усвоена из культуры в готовом виде, ее становление происходит в процессе общения, построено в форме диалога.  В диалоге (беседе) происходит столкновение двух или более представлений о значимости существования человека и особенностей понимания себя [4]. Подобное было описано и М.М. Бахтиным: «творческая продуктивность заключается именно в том, что оно пробуждает самостоятельную мысль и самостоятельное новое слово, что оно изнутри организовывает массы наших слов, а не остается в обособленном и неподвижном состоянии». В общении формируется «социальное сознание, которое, будучи перенесенным внутрь, становится самосознанием» [2].

В случае формирования позитивной «Я-концепции» ребенок усваивает нормы, ценности, законы, по­степенно из объекта социальных отношений превращается в субъекта этих отношений, собственного развития и саморегуляции. В психологических характеристиках подросткового возраста подчеркиваются сложности этого периода из-за несформированности «Я-концепции», но возможно тут есть и плюс: если рассматривать с другой стороны, то несформированность данного феномена может быть благоприятным фактором в становлении позитивной «Я-концепции» [6].

Оценка динамики уровня самооценки показала, что уровень самооценки после участия в рефлексивных сессиях стал достоверно выше. Например, у старших подростков были получены следующие данные:  самоуверенность и самоценность выросли на 22%, самопринятие на 16%, саморуководство на 14%. Остальные составляющие также показали рост от 5 до 10%.

Уровень рефлексивности за период исследования показал значимые изменения: количество подростков 15-17 лет с низким уровнем рефлексивности снизилось с 32% до 7%, а со средним наоборот возросло с 39,3 до 64,3. У подростков 12-14 лет так же произошли аналогичные изменения: разница в процентном соотношении подростков с низким уровнем и среднем составила 33,5% в положительную сторону. Также увеличилось количество подростков со средним уровнем с 33,3% до 66,7%

Развитая рефлексия способна вывести индивида за пределы ограниченного, осколочного видения себя в социуме. Беря в пример спиральную динамику развития мировоззрения человечества, развитие рефлексии в подрастающем поколении связано не только с философским осмыслением жизни, но и со способностью каждым человеком оценивать в себе личностно значимые качества, способностью контролировать развитие собственной личности и собственное существование в мире[5].

 

Список литературы:
1. Арендачук, И.В. Самооценка и «Я-концепция» как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендачук [Текст] // Известия саратовского университета. Серия: акмеология образования. – 2017. – №4(24). – С. 356-360.
2. Ермолаева, М.Г. Способы формирования рефлексии [Текст] / М.Г. Ермолаева // Сборник научных статей и докладов XII Всероссийской научно-практической конференции: 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского посвящается. 2018;  Изд-во: ДВФУ Филиал ДВФУ в г.Уссурийске, 2018
3. Карпова, Е.В. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности / Е.В. Карпова, И.Н. Макарычев [Текст] // Ярославский педагогический вестник – 2016. – № 6. 
4. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов [Текст] // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73. 
5. Dorner P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence. / P. Dorner М. : – Berlin, 1978. – р.101-107