Статья:

Профессиографический подход как основа подбора кадров в системе МЧС России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(41)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Соловьева О.О., Несин А.М. Профессиографический подход как основа подбора кадров в системе МЧС России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 20(41). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/41/41342 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиографический подход как основа подбора кадров в системе МЧС России

Соловьева Олеся Олеговна
магистрант, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Москва
Несин Андрей Михайлович
магистрант, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Анализ психологии профессиональной деятельности сотрудников федерального государственного противопожарного надзора способствует познанию и анализу ее психологических характеристик, а также содержащихся в задачах, предмете, объекте и субъекте труда, позволяет сформировать психологическую осведомленность о ее структуре и содержании.

Ключевые слова: инспектор федерального государственного противопожарного надзора, профессиональная деятельность, профессиограмма, психограмма, население, профилактика, надзор

 

Последнее время структура системы МЧС России претерпевает серьёзные изменения, касающиеся штатной численности личного состава и требований, предъявляемых к сотрудникам, в том числе и к инспекторам государственного пожарного надзора.

Стоит заметить, что от грамотной работы инспекторов федерального государственного пожарного надзора по пресечению нарушений требований пожарной безопасности в сочетании с разъяснением норм и убеждением граждан в необходимости принятия мер пожарной безопасности зависит жизнь и здоровье населения. Поэтому качество реализации функций надзорной деятельности как части системы государственного управления в области пожарной безопасности находится в зависимости от качественной работы сотрудников, которым необходимо обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы предотвратить пожары и максимально снизить угрозу для жизни и здоровья людей.

Деятельность инспекторов в рамках надзорно-профилактических мероприятий зачастую осуществляется в сложной обстановке, которая характеризуется высокой степенью напряженности, физическими и умственными перегрузками.

Проанализировав действующие должностные обязанности инспекторского состава федерального государственного пожарного надзора профессиональную деятельность можно рассмотреть, как многоступенчатую систему взаимодействия.

Сотрудник в рамках надзорных мероприятий контактирует с руководителем объекта, изучает большое количества нормативно-правовых актов, представляет отчетность о проделанной работе, а также дополнительно проводит работу с населением в рамках профилактических операций.

Как результат эффективной работы инспектора отмечается снижение количества пожаров и погибших на них людей, минимизация материального ущерба, а также исполнение ежегодного плана проверок.

Стоит отметить, что анализ личного состава вышеуказанного подразделения пока­зывает, что, несмотря на хорошее здоровье, активность в профессиональной деятельности, по факту, некоторые сотрудники не способны достигнуть даже минимального уровня профессионального мастерства.

Выполнение основных функций инспектором невозможно без учета нескольких факторов и психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников.

Подробное изучение психологии профессиональной деятельности сотрудников надзора является актуально, это связано с тем, что помогает осознать и проанализировать деятельность, которая характеризуется определенными задачами, предметом, объектом, субъектом труда, что дает возможность проинформировать о ее структуре и содержании. Важно, чтобы непосредственно сами сотрудники надзорной деятельности досконально осознавали требования к выбранной ими профессии, знали, как повысить качественный уровень профессионализма и психологически быть готовы к выполнению необходимых служебных задач.

Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Психограмма сотрудника федерального государственного надзора включает основные группы, в которые входят некоторые психологические качества: смелость, уверенность в себе, способность брать на себя ответственность и принимать решение при недостатке времени и информации, умение распределять внимание свои силы и возможности, уравновешенность, самообладание, коммуникабельность, располагать к себе людей и вызвать у них доверие, умеренная и обоснованная склонность к риску.

Данные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач. Знания, умения и опыт не только укрепляют волевое качество смелости, но иногда принимают часть ее функции на себя.

Таким образом, претендент на должность инспектора федерального государственного надзора должен обладать комплексом профессионально обусловленных требований. Способствовать подбору кадров может разработка профессиограммы, которая содержит необходимые параметры личности в профессиональной деятельности.

Таким образом, в современных условиях сотрудник должен обладать набором основных профессионально важных качеств, данная деятельность относится к интеллектуальной – познание объективной действительности и обработка полученной информации. Мышление оперативное, креативное и д.р.

Факторами стресса являются многочисленные и эмоционально насыщенные контакты, срочное предоставление информации вышестоящему руководству, пожары, чрезвычайные ситуации, ненормированный характер труда.

Эмоциональная устойчивость позволяет эффективно справляться со стрессом, быстро и четко принимать адекватные решения в сложной обстановке дефицита времени. Такие люди, чаще бывают активными, неимпульсивными, настойчивыми. Такая устойчивость обусловлена мотивацией и достижением высоких результатов. Самооценка играет важную роль в профессиональной деятельности, ее отсутствие уменьшает надежность работы в условиях ЧС и во многом определяет формирование других важных качеств.

Психологическая устойчивость более выражена у лиц не подверженных тревожности, они более рациональны, способны быстро преодолевать стрессовые ситуации, с высокой подвижностью психических процессов и возможностью адаптации. Для тревожных лиц типичны ригидность личных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации программы психической адаптации.

Профессионально подготовленным специалистом является тот, у кого сформирована система профессиональных знаний и умений, а также есть стремление к самостоятельному, неординарному и конструктивному решению поставленных перед ним задач, физическая и психологическая подготовка.

Профессионально важные качества для сотрудников являются интроверсия и экстраверсия (переживание монотонности, усталости, когда в работе наступает однообразие). Важные и необходимые психические свойства человека развиваются в процессе профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами. Стоит отметить, что в кризисных ситуациях резко увеличивается нагрузка на психологическое состояние. Если такие ситуации возникают часто, то появляется необходимость в отсеве людей, которые не соответствуют по психологическим качествам требованиям деятельности.

В целом профессионализм определяется как стиль мышления и поведения человека в профессиональной деятельности, который детерминируется общим развитием личности. В понятие «Профессионализм» включаются уровень интеллекта, мировоззрение, знание, умения, навыки, способы и формы профессионального общения, поведения специалиста.

Таким образом, профессионализм – это своеобразный показатель общей ориентации человека, в значительной степени определяющий его профессиональное самочувствие, нравственный облик, уровень мастерства, его профессиональную компетентность и надежность.

 

Список литературы:
1. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С.Я. Батышева. М., 1999. 186 с.
2. Педагогика: учеб. пособ. для студентов пед. вузов / В.И. Лозовая, Е.Н.Камышанченко, П.Г. Москаленко, 1997. 284 с.
3. Смирнов И.П. Человек – образование – профессия – личность. М., 2002. 402 с.
4. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.