ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ
Введение Переходный возраст, охватывающий период подросткового возраста, представляет собой уникальный и критически важный этап в жизни человека. Это время, когда индивидуум начинает переход от детства к взрослой жизни, что сопровождается рядом значительных эмоциональных, психологических и социальных изменений. Подростковый возраст характеризуется поиском самоидентичности, развитием автономии и формированием ключевых аспектов личности, которые будут играть решающую роль во взрослой жизни. Одним из таких аспектов является разработка и утверждение жизненных стратегий. Жизненные стратегии подростков – это не просто планы на будущее или карьерные амбиции. Это сложный комплекс взглядов, ценностей, установок, ожиданий и поведенческих моделей, который оказывает глубокое влияние на выборы, принимаемые в юности и на протяжении всей жизни. Эти стратегии помогают подросткам проходить через сложности социальных взаимодействий, академических вызовов и эмоциональных колебаний, с которыми они сталкиваются. К.А. Абульханова-Славская, считая, что жизненная стратегия может быть либо активной, либо пассивной, выделяет оптимальные и неоптимальные жизненные стратегии [1]. О.С. Васильева и Е.А. Демченко выделяют качественные (жизненные цели и систему ценностей) и количественные (ответственность и осмысленность жизни) характеристики жизненных стратегий [2].
Основные факторы, влияющие на формирование жизненных стратегий
Семейная среда Семья является первичной и основной социальной средой, в которой подросток начинает формировать свои жизненные стратегии. Стиль воспитания, применяемый родителями, оказывает значительное влияние на развитие подростка. Авторитарный стиль может привести к низкой самооценке и зависимости от мнения других, в то время как демократический стиль воспитания способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Гиперопека может затруднить развитие навыков самостоятельного принятия решений. Гармоничные отношения в семье способствуют развитию у подростка чувства безопасности и стабильности, что является важным фактором для формирования позитивных жизненных стратегий. Напротив, конфликтные отношения могут привести к развитию негативных поведенческих паттернов. Эмоциональная поддержка и понимание со стороны родителей помогают подростку чувствовать себя ценным и уверенным. Осознание своей значимости помогает подростку задуматься о своём будущем и стимулирует его к достижению целей[3].
Образовательная среда После семьи, школа и другие образовательные учреждения играют важнейшую роль в формировании жизненных стратегий подростков. Учителя не только передают знания, но и служат моделями для подражания, менторами и советниками. Их отношение к подростку, способность вдохновлять и поддерживать может значительно повлиять на формирование учебных и жизненных амбиций подростка. Образовательные программы, направленные на развитие критического мышления, социальных навыков и творчества, способствуют формированию у подростков гибких и эффективных жизненных стратегий.
Социально-культурный контекст
Социально-культурный контекст, в котором подростки растут и развиваются, оказывает глубокое влияние на формирование их жизненных стратегий. Этот контекст включает в себя культурные нормы, ценности общества, а также влияние средств массовой информации, интернета, медиа-ресурсов. Культурные нормы и ценности, преобладающие в обществе, формируют представления подростков о том, что считается приемлемым, желательным и достойным уважения. Эти нормы и ценности могут варьироваться в зависимости от страны, региона, религиозных и этнических групп. Они влияют на представления подростков о семейных отношениях, профессиональных амбициях, гендерных ролях и многом другом. СМИ и интернет играют все более значимую роль в жизни современных подростков. Они не только предоставляют информацию и развлечения, но и формируют образцы для подражания, стандарты красоты, успеха и популярности. Социальные сети, блоги, онлайн-сообщества могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на самооценку подростков, их мировоззрение и поведенческие стратегии.
Стратегии формирования
Позитивное подкрепление Поддержка, понимание и позитивное подкрепление со стороны взрослых помогают подростку формировать уверенность в себе и своих способностях, что важно для разработки жизненных стратегий.
Развитие критического мышления Обучение подростков критическому мышлению и самостоятельности в принятии решений способствует развитию умения строить собственные жизненные планы.
Поддержка социализации. Создание условий для здоровой социализации, в том числе через участие в социальных и культурных мероприятиях, способствует формированию адекватного восприятия окружающего мира.
Заключение Формирование жизненных стратегий подростков – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода со стороны родителей, образовательных учреждений и общества в целом. Поддержка и понимание, развитие критического мышления и социализация – ключевые аспекты, которые помогут подростку сформировать здоровые и продуктивные жизненные стратегии.