Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Исакова М.Г. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133903 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ

Исакова Мария Гагиковна
студент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет Институт образования, РФ, г. Кемерово

 

Введение Переходный возраст, охватывающий период подросткового возраста, представляет собой уникальный и критически важный этап в жизни человека. Это время, когда индивидуум начинает переход от детства к взрослой жизни, что сопровождается рядом значительных эмоциональных, психологических и социальных изменений. Подростковый возраст характеризуется поиском самоидентичности, развитием автономии и формированием ключевых аспектов личности, которые будут играть решающую роль во взрослой жизни. Одним из таких аспектов является разработка и утверждение жизненных стратегий. Жизненные стратегии подростков – это не просто планы на будущее или карьерные амбиции. Это сложный комплекс взглядов, ценностей, установок, ожиданий и поведенческих моделей, который оказывает глубокое влияние на выборы, принимаемые в юности и на протяжении всей жизни. Эти стратегии помогают подросткам проходить через сложности социальных взаимодействий, академических вызовов и эмоциональных колебаний, с которыми они сталкиваются. К.А. Абульханова-Славская, считая, что жизненная стратегия может быть либо активной, либо пассивной, выделяет оптимальные и неоптимальные жизненные стратегии [1]. О.С. Васильева и Е.А. Демченко выделяют качественные (жизненные цели и систему ценностей) и количественные (ответственность и осмысленность жизни) характеристики жизненных стратегий [2].

Основные факторы, влияющие на формирование жизненных стратегий

Семейная среда Семья является первичной и основной социальной средой, в которой подросток начинает формировать свои жизненные стратегии. Стиль воспитания, применяемый родителями, оказывает значительное влияние на развитие подростка. Авторитарный стиль может привести к низкой самооценке и зависимости от мнения других, в то время как демократический стиль воспитания способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Гиперопека может затруднить развитие навыков самостоятельного принятия решений. Гармоничные отношения в семье способствуют развитию у подростка чувства безопасности и стабильности, что является важным фактором для формирования позитивных жизненных стратегий. Напротив, конфликтные отношения могут привести к развитию негативных поведенческих паттернов. Эмоциональная поддержка и понимание со стороны родителей помогают подростку чувствовать себя ценным и уверенным. Осознание своей значимости помогает подростку задуматься о своём будущем и стимулирует его к достижению целей[3].

Образовательная среда После семьи, школа и другие образовательные учреждения играют важнейшую роль в формировании жизненных стратегий подростков. Учителя не только передают знания, но и служат моделями для подражания, менторами и советниками. Их отношение к подростку, способность вдохновлять и поддерживать может значительно повлиять на формирование учебных и жизненных амбиций подростка. Образовательные программы, направленные на развитие критического мышления, социальных навыков и творчества, способствуют формированию у подростков гибких и эффективных жизненных стратегий.

Социально-культурный контекст

Социально-культурный контекст, в котором подростки растут и развиваются, оказывает глубокое влияние на формирование их жизненных стратегий. Этот контекст включает в себя культурные нормы, ценности общества, а также влияние средств массовой информации, интернета, медиа-ресурсов. Культурные нормы и ценности, преобладающие в обществе, формируют представления подростков о том, что считается приемлемым, желательным и достойным уважения. Эти нормы и ценности могут варьироваться в зависимости от страны, региона, религиозных и этнических групп. Они влияют на представления подростков о семейных отношениях, профессиональных амбициях, гендерных ролях и многом другом. СМИ и интернет играют все более значимую роль в жизни современных подростков. Они не только предоставляют информацию и развлечения, но и формируют образцы для подражания, стандарты красоты, успеха и популярности. Социальные сети, блоги, онлайн-сообщества могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на самооценку подростков, их мировоззрение и поведенческие стратегии.

Стратегии формирования

Позитивное подкрепление Поддержка, понимание и позитивное подкрепление со стороны взрослых помогают подростку формировать уверенность в себе и своих способностях, что важно для разработки жизненных стратегий.

Развитие критического мышления Обучение подростков критическому мышлению и самостоятельности в принятии решений способствует развитию умения строить собственные жизненные планы.

Поддержка социализации. Создание условий для здоровой социализации, в том числе через участие в социальных и культурных мероприятиях, способствует формированию адекватного восприятия окружающего мира.

Заключение Формирование жизненных стратегий подростков – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода со стороны родителей, образовательных учреждений и общества в целом. Поддержка и понимание, развитие критического мышления и социализация – ключевые аспекты, которые помогут подростку сформировать здоровые и продуктивные жизненные стратегии.

 

Список литературы: 
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. М., 1991. URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document214.pdf (дата обращения: 24.11.2023).
2. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74–84.
3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Поли-тиздат, 1984.-335с.