Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-КОРРЕКТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сомова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-КОРРЕКТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119159 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-КОРРЕКТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Сомова Алла Анатольевна
магистрант, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Мережников Андрей Петрович
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. Статья посвящена формированию адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков с помощью психолого-корректирующей программы.

 

Ключевые слова: самооценка, адекватность, уверенность, младшие подростки.

 

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в современном обществе, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями, низкий уровень уверенности в себе – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, нерешительности и стресса [1, с. 227].

Наиболее острые динамические последствия этой проблемы отражаются в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков. Именно в подростковом возрасте формируется Я-Идентичность. Стремление обучающихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности, и при этом высокая значимость межличностных отношений со сверстниками влияют на самооценку подростка и его уверенность в себе.

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено.

В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы [5, с. 239].

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка [2, с. 93].

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [3, с. 37].

Самооценка влияет на уверенность в себе. Уверенность – чувство защищенности, веры в свои силы. А это в свою очередь проявляется в том, как подросток ведет себя в жизни, добивается ли целей, готов ли пробовать новое, несет ли ответственность за свои поступки и т.д. [4, с. 461].

Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка и уверенность в себе для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков осуществлялась в 4 этапа:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Констатирующий этап. На данном этапе осуществлен выбор диагностических методик, позволяющей определить вид самооценки подростков и уровень уверенности в себе контрольной и экспериментальной групп.
  3. Формирующий этап посвящен разработке и реализации комплекса занятий по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.
  4. Контрольный этап. На данном этапе проведена повторная диагностика учащихся, проанализированы ее результаты, на основании которых сделаны выводы об эффективности разработанного комплекса занятий по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Для экспериментального исследования были выбраны следующие методики:

  1. Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси.
  2. Методика исследования самооценки Т. В. Дембо- С.Я. Рубинштейн.
  3. «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
  4. Тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек.

Математико-статистические: Т-критерий Стьюдента.

Участниками исследования стали ученики шестых классов МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска. Общее количество испытуемых 48 человек: по 24 человека в контрольной и экспериментальной группах.

В результате исследовании по указанным выше методикам были получены следующие экспериментальные данные.

Результаты исследования в 6-х классах по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси представлены на рисунке 1.

 

1.gif

Рисунок 1. Результаты исследования на констатирующем этапе по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси

 

В результате наблюдались одинаковые значения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе: по 14 (58,4%) школьников с адекватной самооценкой, по 8 (33,3%) школьников с заниженной самооценкой, по 2 (8,3%) подростков с завышенной самооценкой.

Результаты исследования по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн на рисунке 2.

 

2.gif

Рисунок 2. Результаты исследования на констатирующем этапе по методике исследования самооценки Т. В. Дембо-С.Я. Рубинштейн

 

В результате наблюдались одинаковые значения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе: по 3 (12,5%) подростка с завышенной самооценкой. В экспериментальной группе: 8 (33,3%) школьников с заниженной самооценкой, 13 (54,17%) подростков с адекватной самооценкой. В контрольной группе: 7 (29,16%) школьников с заниженной самооценкой, 14 (58,34%) подростков с адекватной самооценкой.

Результаты исследования по методике «Шкала самоуважения» М.Розенберга представлены на рисунке 3.

 

3.gif

Рисунок 3. Результаты диагностики самоуважения подростков на констатирующем этапе по методике исследования «Шкала самоуважения» М. Розенберга

 

Наблюдались одинаковые значения по 18 (75%) подростков со средним уровнем самоуважения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе. В экспериментальной группе: 4 (16,67%) школьников с низким самоуважением, 2 (8,33%) подростка с высоким самоуважением. В контрольной группе: по 3 (12,5%) подростка с низким и высоким самоуважением.

Результаты исследования по методике тест «Уверенность в себе» В.Г.Ромек представлены на рисунках 4 и 5.

 

4.gif

Рисунок 4. Результаты диагностики уверенности подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек

 

5.gif

Рисунок 5. Результаты диагностики уверенности подростков контрольной группы на констатирующем этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г.Ромек

 

В экспериментальной группе: по шкале «уверенность в себе» 5 (20,83%), 15 (62,5%), 4 (16,67%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «социальная смелость» 10 (41,66%), 13 (54,17%), 1 (4,17%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «инициатива в социальных контактах» 7 (29,17%), 17 (70,83%), подростков с низкими и средними показателями соответственно. В контрольной группе: по шкале «уверенность в себе» 3 (12,5%), 17 (70,83%), 4 (16,67%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «социальная смелость» 8 (33,33%), 13 (54,17%), 3 (12,5%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «инициатива в социальных контактах» 6 (25%), 17 (70,83%), 1 (4,17%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно.

Для анализа результатов диагностики был применен t-критерий Стьюдента. В результате получились следующие значения t-критерия Стьюдента: по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси 0,125; по методике исследования самооценки Т. В. Дембо- С.Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 0,324, по «Шкале самоуважения» М. Розенберга 0,633, по тесту «Уверенность в себе» В.Г. Ромек по шкале «уверенность в себе» 0,237, по шкале «социальная смелость» 1,326,  по шкале «инициатива в социальных контактах» 0,322. Для выборки 48 человек статистически значимые различия при: р>0,05=2,013; р>0,01=2,687. Так как значения t-критерия Стьюдента меньше 2,013, это свидетельствует о незначимом различии между контрольной и экспериментальной группах.

Полученные данные также говорят о том, что желательно провести коррекционную работу по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков. На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирования адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков. Программа состоит из 10 занятий. Данная программа направлена на: формирования умения оценивать возможности и результаты своей деятельности; осознание собственных положительных и отрицательных сторон; формирование положительного самоотношения; развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других; развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции, релаксации (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях; формирование навыков уверенного поведения; развитие коммуникативных навыков. Программа была проведена с экспериментальной группой.

После завершения реализации программы формирования адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков с целью экспериментальной проверки её эффективности, испытуемые были повергнуты повторному тестированию, был проведен контрольный эксперимент. Для оценки сдвигов в показателях уровней применялся t-критерий Стьюдента.

Результаты тестирования испытуемых подростков на контрольном этапе эксперимента по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси представлены на рисунке 6.

 

6.gif

Рисунок 6. Результаты исследования на контрольном этапе по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси

 

При сравнении значений контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе tэмп. = 2,106. tэмп. < tкр. при p>0,01, tэмп. > tкр. при р>0,05 значит изменения находятся в зоне неопределенности. При сравнении значений экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 3,738. tэмп. > tкр. при p>0,01. Следовательно, у испытуемых экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения. При сравнении значений контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 1,422. tэмп. < tкр. при p>0,05. Следовательно, у подростков контрольной группы не произошли статистически значимые изменения.

Результаты тестирования испытуемых подростков на контрольном этапе эксперимента по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн представлены на рисунке 7.

 

7.gif

Рисунок 7. Результаты исследования на контрольном этапе по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

 

При сравнении значений контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе tэмп. = 2,702. tэмп. > tкр. при p>0,01, значит у экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения по сравнению с контрольной группой. При сравнении значений экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 3,312. tэмп. > tкр. при p>0,01. Следовательно, у испытуемых экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения. При сравнении значений контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 1,531. tэмп. < tкр. при p>0,05. Следовательно, у подростков контрольной группы не произошли статистически значимые изменения.

Результаты тестирования испытуемых подростков на контрольном этапе эксперимента по методике «Шкала самоуважения» М.Розенберга представлены на рисунке 8.

 

8.gif

Рисунок 8. Результаты диагностики самоуважения подростков на контрольном этапе по методике исследования «Шкала самоуважения» М.Розенберга

 

При сравнении значений контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе tэмп. = 2,132. tэмп. < tкр. при p>0,01, tэмп. > tкр. при р>0,05 значит изменения находятся в зоне неопределенности. При сравнении значений экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 3,029. tэмп. > tкр. при p>0,01. Следовательно, у испытуемых экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения. При сравнении значений контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе tэмп. = 1,528. tэмп. < tкр. при p>0,05. Следовательно, у подростков контрольной группы не произошли статистически значимые изменения.

Результаты тестирования испытуемых подростков на контрольном этапе эксперимента по методике тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек представлены на рисунках 9 и 10.

 

9.gif

Рисунок 9. Результаты диагностики уверенности подростков экспериментальной группы на контрольном этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек

 

5.gif

Рисунок 10. Результаты диагностики уверенности подростков контрольной группы на контрольном этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г.Ромек

 

При сравнении значений контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе по шкале «уверенность в себе» tэмп. = 2,713, по шкале «социальная смелость» tэмп. = 2,822, по шкале «инициатива в социальных контактах» tэмп. = 3,336. tэмп. > tкр. при p>0,01 по всем шкалам, значит у экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения по сравнению с контрольной группой. При сравнении значений экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе по шкале «уверенность в себе» tэмп. = 3,812, по шкале «социальная смелость» tэмп. = 4,485, по шкале «инициатива в социальных контактах» tэмп. = 3,496. tэмп. > tкр. при p>0,01 по всем шкалам. Следовательно, у испытуемых экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения. При сравнении значений контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе по шкале «уверенность в себе» tэмп. = 1,935, по шкале «социальная смелость» tэмп. = 1,728, по шкале «инициатива в социальных контактах» tэмп. = 1,728. tэмп. < tкр. при p>0,05 по всем шкалам. Следовательно, у подростков контрольной группы не произошли статистически значимые изменения.

Таким образом, разработанная программа помогла в формировании адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков.

 

Список литературы:
1. Горбунова, О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О. С. Горбунова // Концепт. – 2015. – №1. – С. 226-230. 
2. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. - №13. – С. 91-95. 
3. Минюрова, С. А. Психология развития: учебное пособие для студентов / С.А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 94 с. 
4. Пастухова, М. В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / М. В. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 5-2(12). – С. 460- 462. 
5. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан, Ж. Г. Дандарова, В. А. Аверин; отв. ред. А. А. Реан. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.