К проблеме нарушений эмоционально-личностной сферы при шизофрении
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
К проблеме нарушений эмоционально-личностной сферы при шизофрении
Шизофрения – «психическое заболевание, характеризующееся дисгармоничностью и утратой единства психических функций (мышления, эмоций, моторики), длительным непрерывным или приступообразным течением и разной выраженностью продуктивных (позитивных) и негативных расстройств, приводящих к изменениям личности в виде аутизма, снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей инвертированности» [1, с.210]. В последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению эмоционально-личностных особенностей больных шизофренией, как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI века в мире насчитывалось более 45 млн. больных шизофренией (около 1 % населения), причем патология поражает людей наиболее продуктивного возраста (16-30 лет) [3, с.92]. Необходимо отметить, что изменения личности при шизофрении обладают нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения ряда вопросов по дифференциальной диагностике, а учет особенностей личности и эмоций очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий [2, с.34].
В связи с этим, целью настоящей работы стало исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у больных шизофренией.
В исследовании приняли участие 40 человек, разделенных на 2 группы. 1–основная группа составила 20 пациентов ГКУЗ «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №2» (мужчины и женщины с диагнозом шизофрения); 2 – группа сравнения – 20 здоровых испытуемых, сопоставимых по полу, возрасту и уровню образования с первой группой.
Для диагностики эмоционально-личностной сферы обследуемых применялись следующие методы: 1). Многофакторный личностный опросник FPI; 2). Шкала ситуативной и личностной тревожности по Спилбергу-Ханину; 3). Дифференциальная шкала эмоций К. Изарда. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью Microsoft Excel 2007 и статистического пакета SPSS 13.0.
Согласно результатам Многофакторного личностного опросника FPI у пациентов, больных шизофренией, снижены показатели по шкалам общительности (1 балл), уравновешенности (2 балла), открытости (2 балла). И повышены показатели по шкалам нейротизма (8 баллов), реактивной агрессивности (8 баллов), депрессивности (9 баллов), раздражительности (7 баллов) и застенчивости (8 баллов). При этом различия между средними показателями у больных и здоровых испытуемых имеют высокую статистическую достоверность (p < 0,05).
Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод о снижении потребности в общении больных шизофренией, снижении социальной активности, изоляции от общества, неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, наличии депрессивных признаков, характерных для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале депрессии говорят о наличии депрессивных признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Повышенные показатели по шкале застенчивости свидетельствуют о наличии тревожности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
По Шкале ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина также были получены достоверные различия между средними показателями тревожности у больных шизофрений (54 балла) и здоровых лиц (35 баллов). Средние показатели личностной и ситуативной тревожности у больных шизофренией значительно выше (p < 0,05).
Наконец, результаты Дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда свидетельствуют о том, у больных шизофренией, по сравнению со здоровыми испытуемыми, снижены показатели по всем шкалам эмоций: «интерес» (2 балла), «радость» (1 балл), «удивление» (2 балла), «горе» (2 балла), «гнев» (3 балла), «отвращение» (3 балла), «презрение» (2 балла), «страх» (1 балл), «стыд» (1 балл), «вина» (3 балла). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для больных шизофренией характерна эмоциональная уплощенность.
Различия между средними показателями по данному тесту между экспериментальной и контрольной группами имеют высокую статистическую достоверность (p < 0,05).
После проведения корреляционного анализа по результатам исследования были обнаружены следующие зависимости.
1. Реактивная агрессивность – Маскулинизм – Феминизм. Положительная и значимая корреляция. Можно сделать вывод о том, что агрессивное отношение к социальному окружению более свойственно больным с протеканием психической деятельности преимущественно по мужскому типу.
2. Нейротизм – Депрессивность. Корреляция положительная и значимая. Можно сделать вывод, что чем выше уровень невротизации личности, тем больше вероятность к появлению депрессии.
3. Нейротизм – Раздражительность. Положительная и значимая корреляция говорит о том, что при невротизации личности будут проявляться с прямо пропорциональной зависимостью такие черты личности как неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективному реагированию.
4. Застенчивость – Депрессивность. Корреляция положительная и значимая. Можно сделать вывод, что чем выше уровень застенчивости, тем больше будут проявляться депрессивные признаки.
5. Экстраверсия – Интроверсия – Депрессия. Корреляция отрицательная и значимая. Следовательно, можно сделать вывод, что депрессия в большей мере свойственна интровертированным личностям, в то время как экстраверты менее подвержены депрессии.
6. Экстраверсия – Интроверсия – Застенчивость. Корреляция отрицательная, значимая. Можно сделать вывод, что такая черта личности как застенчивость в большей мере свойственна интровертам.
7. Ситуативная тревожность – Личностная тревожность. Корреляция положительная, значимая. Можно сделать вывод, что чем выше уровень ситуативной тревожности, тем выше личностная тревожность.
8. Маскулинизм – Феминизм – Реактивная агрессивность. Корреляция положительная и значимая. Следовательно, можно сделать вывод, что больным с протеканием психических процессов преимущественно по мужскому типу более свойственны агрессивное отношение к социальному окружению и стремление к доминированию.
9. Маскулинизм – Феминизм – Депрессивность. Корреляция отрицательная, значимая. Можно сделать вывод, что больным с протеканием психических процессов по мужскому типу менее свойственны депрессивные проявления.
10. Депрессивность – Застенчивость. Корреляция положительная и значимая. Следовательно, можно сделать вывод, что чем выше уровень депрессии у больных шизофренией, тем больше трудностей будет возникать у них в социальных контактах, и тем более тревожны и замкнуты они будут.
11. Депрессивность – Маскулинизм – Феминизм. Корреляция отрицательная, значимая. Можно сделать вывод, что депрессивность более свойственна больным шизофренией с протеканием психической деятельности преимущественно по женскому типу.
Анализируя данные корреляции, можно сделать вывод о том, что при невротизации личности с прямо пропорциональной зависимостью будут проявляться такие черты, как неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективному реагированию. Агрессивное отношение к социальному окружению более свойственно больным с протеканием психической деятельности преимущественно по мужскому типу, а депрессивность более свойственна больным шизофренией с протеканием психической деятельности преимущественно по женскому типу. Для больных с протеканием психических процессов преимущественно по мужскому типу характерно агрессивное отношение к социальному окружению и стремление к доминированию.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у больных шизофренией отмечаются депрессивные тенденции, эмоциональная уплощенность, повышенный уровень тревожности, снижение потребности в общении и социальной активности, что существенно нарушает их социально-психологическую адаптацию.