Статья:

Уровень стрессоустойчивости и стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Зеленя М.И., Самойленко Е.А. Уровень стрессоустойчивости и стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 4(140). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/140/86361 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровень стрессоустойчивости и стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью

Зеленя Маргарита Игоревна
студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток
Самойленко Екатерина Андреевна
студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

THE LEVEL OF STRESS TOLERANCE AND COPING BEHAVIOR STRATEGIES IN PEOPLE WITH DIFFERENT SOCIAL ACTIVITIES

 

Margarita Zelenya

Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

Ekaterina Samoilenko

Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. Работа представляет собой результаты исследования. Обоснована актуальность изучения уровня стрессоустойчивости и стратегий совладающего поведения у людей с разной социальной активностью. Гипотезой выступает два предположение о том, что, во-первых, студенты, с высокой социальной активностью, обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, чем студенты с меньшей социальной активностью. Во-вторых, у студентов с более высокой социальной активностью преобладают эффективные стратегии совладания. Представлены результаты эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и стратегий совладающего поведения у людей с разной социальной активностью в выборке 1 и выборке 2.

На основании полученных резутатов, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась частично, так как уровень стрессоустойчивости у студентов, состоящих в общественных объединениях, оказался выше, чем у студентов, не состоящих в общественных объединениях, однако у студентов, состоящих в общественных организациях присутствуют как эффективные, так и неэффективные стратегии совладания со стрессовой ситуацией.

Практическая значимость работы состоит в возможности оповещения руководителей общественных организаций, а так же самих студентов о результатах диагностики, а так же, возможности проведения активного мероприятия, направленного на повышения уровня стрессоустойчивости, как для студентов, состоящих в общественных объединениях, так и для студентов, не состоящих в общественных объединениях, но желающих повысить собственную стрессоустойчивость.

Abstract. The work represents the results of the study.. The relevance of studying the level of stress tolerance and coping behavior strategies in people with different social activities has been substantiated. The hypothesis is two assumptions that, firstly, students with high social activity have a higher level of stress resistance than students with less social activity. Secondly, students with higher social activity are dominated by effective coping strategies. The results of an empirical study of the level of stress tolerance and coping behavior strategies in people with different social activities in in Selection 1 and Selection 2 are presented.

Based on the results obtained, we can conclude that the hypothesis was partially confirmed, since the level of stress resistance in students who are in public associations was higher than in students who are not in public associations, however, students in public organizations have both effective and ineffective strategies for coping with a stressful situation.

The practical significance of the work lies in the possibility of notifying the leaders of public organizations, as well as students themselves about the results of diagnosis, as well as the possibility of conducting an active event aimed at increasing the level of stress resistance, both for students who are members of public associations and for students who are not members of public associations, but who wish to increase their own stress resistance.

 

Ключевые слова: стрессоустойчивость, социальная активность, стратегии совладающего поведения, стресс.

Keywords: stress tolerance, social activity, coping strategies, stress, students.

 

На сегодняшний день, по мнению учёных и исследователей, стресс присутствует в жизни студента на постоянной основе, что может быть связано со многими факторами (например, нерациональный режим учёбы и отдыха из-за которого возникает напряжение от неспособности справиться одновременно с учебными и бытовыми проблемами) [1].

Студенты, которые, помимо учебной деятельности, активно занимаются какой-либо общественной, творческой, спортивной, научной деятельностями, а так же их руководители, заинтересованы в том, чтобы повысить уровень стрессоустойчивости, оценить способы совладания со стрессовыми ситуациями и, если это возможно, скорректировать их [2].

В связи с актуальностью темы была сформулирована цель работы: определить уровень стрессоустойчивости и изучить стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью.

В связи со сказанным ранее, гипотезой выступает два предположение о том, что, во-первых, студенты, с высокой социальной активностью, обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, чем студенты с меньшей социальной активностью. Во-вторых, у студентов с более высокой социальной активностью преобладают эффективные стратегии совладания.

Так же, был определён объект исследования – стрессоустойчивость личности, и предмет - уровень стрессоустойчивости и стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

- проанализировать психологическую литературу по теме.

- рассмотреть методы исследования уровня стрессоустойчивости людей с разной социальной активностью, а также методы исследования стратегий совладающего поведения;

- провести эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости людей с разной социальной активностью, а также исследование стратегий совладающего поведения;

- провести обработку полученных эмпирических данных.

Также, для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и методики:

Методы исследования:

1) сравнительный метод

2) психодиагностические методы (анкетирование, опросник)

3) психографический метод (проективная методика)

4) количественные и качественные методы обработки результатов исследования.

Методики исследования:

1) Методика «тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона.

2) Методика «копинг-тест» Р.Лазаруса

3) Анкета студента.

4) Методика «Человек — Человек под дождем» Е. Романовой и Т. Сытько

5) Методика «Я и стресс», Монина Г. Б., Раннала Н. В

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «ВГУЭС» с 17 февраля по 11 апреля 2020 года. В исследовании приняли участие 36 респондентов обоих полов в возрасте от 17 до 23 лет. Все респонденты являлись студентами ВГУЭС. Деление на выборки производилось путём участия и неучастия респондентов в студенческих объединениях. Для исследования феномена, изучаемого в ходе практического исследования, респондентам было предложено пройти индивидуальное тестирование.

В ходе обработки данных, полученных при анкетировании, нами было отмечено следующее:

Студенты, состоящие в общественных организациях в основном, считают себя социально-активным человеком; предпочитают участвовать в разнообразных мероприятиях города, края и страны; осознанно действуют для достижения поставленных целей; берут на себя ответственность и отстаивают свою позицию. В деятельности в большей степени проявляют способности: Общение и взаимодействие с людьми. Для социально-активного человека наиболее важными считают: Отношение человека к окружающим людям.

Студенты, не состоящие в общественных организациях в основном  не считают себя социально-активным людьми; иногда участвуют только в городских праздниках; иногда участвуют только в выборах; осознанно действуют для достижения поставленных целей; берут на себя ответственность и отстаивают свою позицию. В деятельности в большей степени проявляют способности: Отношение к жизни и цели. Для социально-активного человека наиболее важными считают: Отношение к труду и результатам деятельности.

В ходе обработки данных, полученных по методике «тест самооценки стрессоустойчивости» Коухена было определено, что большинство студентов, которые состоят в общественных объединениях, выше оценивают собственную стрессоустойчивость, вероятно, они чаще готовы к неприятностям, а также к решению этих неприятностей, чем студенты, не состоящие в общественных объединениях.

Скорее всего, студенты, состоящие в общественных объединениях, более склонны к преодолению негативных переживаний за счёт положительного переосмысления проблемы, так же, скорее всего, чаще вырабатывают стратегии разрешения проблемы, опираясь на прошлый опыт и имеющиеся ресурсы, прилагают усилия для поиска информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Возможно, студенты, не состоящие в общественных объединениях, чаще чувствуют неудовлетворенность собой, обвиняют себя в каких-либо ситуациях, и в равной мере, как и студенты, состоящие в общественных объединениях, могут использовать агрессивные усилия для изменения происходящего, могут отрицать или обесценивают трудную ситуацию, возможно, периодически стремятся к бегству или избеганию проблемы, а так же иногда стараются подавлять или сдержать собственные эмоции [3].

У большинства студентов, не состоящих в общественных объединениях, поведение в стрессовых ситуациях не меняется относительно обычного поведения, однако у некоторых, вероятно, появляется желание избежать сложных обстоятельств, причем, не проявляя активных действий. Скорее всего, респонденты либо считают неэффективным, либо отрицают поддержку родителей в трудных ситуациях. Также, скорее всего, респонденты часто оказываются неспособными справиться с актуальным стрессом, который у большинства вызывает бурные чувства.

У большинства студентов, которые состоят в общественных объединениях, так же поведение не меняется, и, чаще всего, соответствует возрасту и гендеру рисующего, однако, и, в зависимости от силы стрессора, может возникнуть нежелание совершать активные действия, и, возможно, избежать стрессовые ситуации. Вероятнее всего, студентам, состоящим в общественных объединениях, более свойственно использование родительских паттернов поведения в стрессовых ситуациях, они для них эффективны, что способствует более успешной адаптации. Здесь же следует отметить, что студенты, состоящие в общественных объединениях, больше нуждаются в дополнительной поддержке, возможно, больше желают уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности, чем студенты, не состоящие в общественных объединениях [4].

В ходе обработки полученных эмпирических данных было определено, что студенты, не состоящие в общественных объединениях, в большей степени проявляют робость и нерешительность в собственных действиях, также, возможно, бывают эмоционально нестабильны и тревожны, часто проявляют инфантильность и незрелость, бывают ригидны, редко предпринимают попытки что-либо изменить или улучшить, в условиях стресса, скорее всего, ведут себя пассивно, возможно, желают  находиться в отдалении от близких в момент стрессового состояния.

У большинства студентов, состоящих в общественных организациях, в ситуациях стресса проявляются их способности и желании брать на себя ответственность, вероятно, иногда они бывают эмоционально нестабильны и тревожны, часто готовы принимать ответственность за собственные поступки и действия, также, скорее всего, они способны находить разнообразные выходы из ситуации фрустрации. Также, они, скорее всего, редко пытаются что-либо изменить или улучшить, и время от времени ведут себя пассивно в ситуациях стресса, при  этом находясь на некой отдалённости в отношениях с людьми [5].

Таким, образом, можно сделать выводы:

1. Студенты, состоящие в общественных организациях, считают себя более стрессоустойчивыми, они, скорее всего, более готовы к неприятностям, а также к их решению, нежели студенты, не состоящие в общественных объединениях.

2. Чаще всего, студенты, как состоящие в общественных объединениях, так и не состоящие, стараются избежать сложных обстоятельств,  вероятно, пытаются снизить собственные негативные переживания за счёт рационализации, юмора, редко применяют активные действия для разрешения стрессовой ситуации. Чаще всего, они относятся к стрессовым ситуациям как к непреодолимым, либо как к разрешимым, но с определёнными усилиями, а также, скорее всего, чувствуют в себе минимальный запас энергии для преодоления трудных ситуаций. Так же, скорее всего, они чувствуют сильную фрустрацию, тревожность, нестабильность, возможно, незащищённость.

3. Студенты, состоящие в общественных объединениях, вероятно, нуждаются в поддержке родных и близких, возможно, ожидают их внимания и совета больше, чем студенты, не состоящие в общественных объединениях, для которых эта поддержка либо не актуальна, либо, возможно, считается неэффективной [6].

4. Скорее всего, большинство студентов, которые состоят в общественных объединениях, в большей мере преодолевают негативные переживания за счёт положительного переосмысления проблемы, а так же часто способны находить разнообразные выходы из ситуаций фрустрации, вырабатывают стратегии разрешения проблемы, опираясь на прошлый опыт и имеющиеся ресурсы, в отличие от студентов, не состоящих в общественных организациях, которые в большей степени проявляют робость и нерешительность в собственных действиях [7].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась частично, так как уровень стрессоустойчивости у студентов, состоящих в общественных объединениях, оказался выше, чем у студентов, не состоящих в общественных объединениях, однако у студентов, состоящих в общественных организациях присутствуют как эффективные, так и неэффективные стратегии совладания со стрессовой ситуацией.

Практическая значимость работы состоит в возможности оповещения руководителей общественных организаций, а так же самих студентов о результатах диагностики, а так же, возможности проведения активного мероприятия, направленного на повышения уровня стрессоустойчивости, как для студентов, состоящих в общественных объединениях, так и для студентов, не состоящих в общественных объединениях, но желающих повысить собственную стрессоустойчивость.

 

Список литературы:
1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Педагогика, 1980. – 311 с.
2. Нартова-Бочавер, С.К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2009. – №5. – С. 20-30.
3. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 21–22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю. П. Платонова. — СПб.: СПбГИПСР, 2011. — 684 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. - Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: «Речь», 2004.
5. Монина Г. Б., Раннала Н. В. - Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб. : Речь, 2009. — 250 с.
6. Юринова Н. Н. Человек под дождем // Школьный психолог. – № 33. – 2000. / (электронный ресурс) режим доступа http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003310
7. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости/ А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 1. – Том 10. – 2011.