РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Тревожность подростков является проблемой, имеющей актуальность в современном мире. Дети в период возрастного кризиса 12-15 лет наиболее подвержены тому, чтобы развивающаяся тревожность закрепилась как один из характерных признаков новой формирующейся личности. Создание благоприятной обстановки обучения для тревожных детей, а также помощь в преодолении этой проблемы осуществляют педагоги и психологи в образовательном учреждении непосредственно. Но ключевую роль в преодолении тревожности подростков играют его родители.
Ключевые слова: тревожность, подросток, родители, преодоление, образовательная организация, взаимоотношения.
В современном мире мы наблюдаем стремительный рост числа тревожных людей. Как отмечают современные психологи, тревожность стремительно входит в привычный психологический фон человека [1]. Проблема тревожности охватывает широкий возрастной спектр, включая подростков, переживающих в этом возрасте серьезный возрастной кризис. Тревожность действительно способна оказать губительное влияние на психологическое состояние подростка, именно поэтому родителям в этот период необходимо уделять повышенное внимание своему ребенку.
По мнению А. М. Прихожан, тревожность – “индивидуальная психологическая особенность, вызванная переживанием эмоционального дискомфорта, ожиданием предстоящей опасности, какого-либо неопределенного неблагополучия, и связанная, прежде всего, с неудовлетворением ведущих потребностей человека” [4].
Проблемы тревожности, так или иначе, проявляются у школьников всех возрастов. Но наиболее сильно, по данным таких ученых-психологов, как А. М. Прихожан, С. С. Степанов, К. Хорни и других, тревожность проявляется у подростков. Подростковый возраст по праву является одним из самых сензитивных периодов становления психики человека. Именно этим обусловлено наиболее губительное влияние состояния тревожности на человека в этом возрасте. Необходимо понимать, что ситуативная тревожность, как отмечают исследовательницы А.В. Микляева и П.В. Румянцева, в подростковом возрасте способна превратиться в личностную, борьба с которой практически невозможна [2]. Так, личностная тревожность является устойчивым образованием, которое оказывает исключительно негативное влияние на психику подростка, провоцируя стремление к изоляции от социума, снижение самооценки и неуспешность в учебной деятельности [5].
Одним из факторов, наиболее явно влияющих на развитие тревожности у детей-подростков, по мнению многих ученых, являются взаимоотношения с родителями и в целом ситуация в семье [5]. Среда, в которой ребенок находится постоянно, в которой он живет, очень во многом влияет на его эмоциональное и психологическое состояние [2]. Именно из дома переносится настроение подростка в школу. А.М. Прихожан отмечает прямую зависимость психологического состояния ребенка от психологического состояния родителей [4]. То есть зачастую проблемы возникают у тех детей, у чьих родителей наблюдается склонность к депрессии, апатии, нервозности т.д.
Именно поэтому борьбу с активными проявлениями тревожности в подростковом возрасте необходимо начинать внутри семьи с активным участием родителей. Отметим, что в первую очередь, родителям необходимо осознать их собственную роль в решении проблемы своего ребенка. И, конечно, осознавать не менее важную роль в формировании у ребенка тревожного психологического фона. Как отмечают психологи, родителям необходимо поддерживать постоянное доверительное общение со своим ребенком-подростком, которые на данном возрастном этапе испытывают “внутренние конфликты”, связанные с их попытками ценностного самоопределения. Родитель всегда должен понимать, что его как внешние, так и внутренние проявления напрямую отражаются на подростке, который тем более в текущий период своей жизни обладает наибольшей чувствительностью [5].
Родителям необходимо создавать такие условия, при которых его ребенок будет чувствовать себя комфортно. В первую очередь именно родители создают благоприятную атмосферу дома, а после педагоги при содействии родителей содействуют созданию такой атмосферы в стенах образовательных организаций [2].
Значительным шагом в преодолении тревожности станет подготовка к возможным трудностям взросления. Тревожность “выбивает” ребенка из необходимой для него системы социализации. А. С. Спиваковская подчеркивает, что формирование неблагоприятного повышения тревожности может быть вызвано повышенной требовательностью со стороны родителей при недостаточном учете реальных возможностей ребенка, то есть родители ждут от подростка больше, чем он может показать на самом деле [6]. Кроме того, родители уже на данном, начальном этапе взросления зачастую склонны к восприятию ребенка как «почти готового взрослого», к крайней рационализации его поведения и эмоций. Поэтому бдительность, деликатность и поддержка родителей еще более необходима ребенку в пубертатный период.
Лучше заранее обговорить с подростком то, что его будет ждать в будущем. Это способствует тому, что ребенок в той или иной мере уже будет готов к происходящим событиям, будет знать, чего стоит ожидать. Необходимость в этом связана с тем, что возникающая у подростка ситуативная тревожность чаще всего выступает в качестве естественной реакции на “ситуацию неопределенности” [7]. Для родителей важно быть честными со своим ребенком, осознавать и принимать его индивидуальные особенности и проблемы, помогать в их решении.
Подводя итог, отметим, что тревожность в подростковой среде встречается все чаще и чаще. Игнорирование этой проблемы может способствовать закреплению тревожности как устойчивого состояния формирующейся личности человека, одним из основных характеризующих ее признаков. В рамках образовательной организации мероприятия по преодолению тревожности проводятся педагогами и школьными психологами. Но их работа не может считаться полностью успешной без работы с детьми дома. Родители должны осознавать всю важность своего участия в решении подростковых проблем, так как роль семьи является ключевой в решении проблемы тревожности их детей.