Статья:

Оценка уровня адаптированности молодых солдат к условиям военной службы

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Яковлева М.О. Оценка уровня адаптированности молодых солдат к условиям военной службы // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка уровня адаптированности молодых солдат к условиям военной службы

Яковлева Маргарита Олеговна
магистрант Ярославского государственного Педагогического университета им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль
Тарханова Ирина Юрьевна
научный руководитель, д-р пед. наук, заведующий кафедрой "Социальной педагогики и организации работы с молодежью" Ярославского государственного Педагогического университета им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Главной задачей Вооруженных Сил любого государства является защита и оборона территориальной целостности страны. В основе деятельности военнослужащих лежит процесс формирования и развития их профессиональной компетентности. Военно-политическая обстановка в мире требует от военнослужащих постоянного совершенствования профессиональных компетентностей, что невозможно без высокого уровня адаптированности.

Согласно «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 срок военной службы для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года составляет один год [8]. Сокращение сроков актуализирует задачи адаптации вновь призванных на военную службу и предъявляет жесткие требования к интенсификации данного процесса. Адаптация военнослужащих по призыву заключается в процессе и результате их приспособления к новой социальной среде, приобретении нового статуса и освоении всех сфер военной жизнедеятельности. Как утверждает А. Г. Маклаков, случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней [3]. Поэтому проблема адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности является актуальной. В Концепции Федеральной системы подготовки молодежи к военной службе на период до 2020 года подчеркивается, что подготовка молодых людей по основам военной службы в образовательных учреждениях на уроках ОБЖ не помогла добиться желаемых результатов[2]. Одной из основных причин снижения качества подготовки молодого пополнения является низкая морально-психологическая готовность, связанная с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы. Вооруженные Силы сталкиваются с неподготовленностью молодых людей к условиям прохождения военной службы по физическим, психологическим и медицинским показателям. Низкая подготовленность молодых солдат влечет за собой психологические травмы, стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе, высокий уровень заболеваемости и травматизм в первые месяцы службы. Значительная часть военнослужащих по призыву не способна справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок в период первичной адаптации, что ведет к снижению уровня боевой готовности частей.

В основу данного исследования положено понятие «профессиональная адаптация», трактуемое С. М. Вишняковой как процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентации в новом коллективе, его нормах, правилах и достижении им в оптимально короткое время требуемой производительности труда [1].

Изучением различных аспектов проблемы процесса адаптации военнослужащих занимались многие исследователи. Так, Ж.Г. Сенокосов изучал социально-психологическую адаптацию военнослужащих по призыву к военной службе как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющих соотнести требования и ожидания участников адаптивной ситуации с ценностями личности и группы [7]. По мнению В. Л. Примакова: «Без оценки адаптированности военнослужащих сложно эффективно организовать боевую и повседневную деятельность подразделения и отследить социально-психологические процессы в воинских коллективах…Личность военнослужащего представляет собой систему целей, позиций, знаний, умений, навыков, ожиданий, норм и ценностей, личностных качеств, биологических, физических и психологических особенностей, необходимых для исполнения должностных и служебных обязанностей»[5]. На основании изученной литературы мы выдвинули гипотезу о том, что уровень допризывной подготовки молодых солдат недостаточный для их успешной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Высокий уровень адаптированности несет в себе полную включенность военнослужащего в новую военно-социальную среду, эффективное взаимодействие с социальным окружением, высокую степень готовности к реализации личностного потенциала в различных сферах воинской жизнедеятельности, интериоризацию требований военно-социальной среды, успешность служебной деятельности, проявление активности, удовлетворенность своим положением, ощущение принадлежности к группе, стабильное функциональное состояние личности. При этом военнослужащему присуще такие качества как социальные (человечность, справедливость, патриотизм, отзывчивость, коммуникабельность, творческая активность), общие военные: (гражданственность, послушность, понимание роли военной службы, осознанность единоначалия, соблюдение воинской дисциплины), моральные (честность, совесть, ответственность, верность воинскому долгу, боевому товариществу), военно-профессиональные (воинское мастерство), психологические (выдержка, целеустремленность, воля, самостоятельность), физические (сила, выносливость).

Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и оптимизации процесса адаптации военнослужащих проведено психологическое обследование 79 молодых солдат, призванных на военную службу в ноябре-декабре 2017 года. Целью нашего исследования было выявить личностные особенности военнослужащих по призыву и уровень их адаптированности к условиям профессиональной деятельности. Психологическое обследование осуществлялось по средствам тестирования по опроснику МЛО «Адаптивность» и анкетирования по методике НИЦ «Адаптация».

А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин разработали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО АМ) – методику для оценки адаптивных возможностей с учетом социально-психологических особенностей личности. Авторы методики считают, что эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно человек оценивает свое место и роль в коллективе, мотивирует поведенческую регуляцию, соотносит свои потребности с возможностями. Поэтому недостаточное представление об индивидуальных особенностях военнослужащих ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением в установлении контактов в коллективе, эмоциональной неустойчивостью, нервно-психическими срывами, проявлением агрессии [9]. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность (Д), нервно-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативный потенциал (КП), моральная нормальность (МН), личностный адаптивный потенциал (ЛАП).

Научно-исследовательским (социологическим)  центром Вооруженных Сил Российской Федерации разработана методика оценки общей адаптированности военнослужащих. Программа рассчитывает адаптированность отдельных военнослужащих в каждой из значимых сфер жизнедеятельности, что позволяет выявить дезадаптированных военнослужащих. Адаптация военнослужащих по призыву происходит в трех основных сферах: военно-служебная, социально-психологическая, культурно-досуговая. Первая связана собственно с выполнением обязанностей военной службы, вторая охватывает взаимоотношения в воинском коллективе, а третья отвечает за удовлетворение духовных потребностей и организацию досуга и отдыха[4]. Авторами методики выделены следующие уровни адаптированности: низкий, удовлетворительный, хороший, высокий, которыеоцениваются по объективным и субъективным показателям:

1. Объективные – степень самостоятельности в исполнении служебно-профессиональных функций, результаты, достигнутые в служебно-профессиональной деятельности, исполнении должностных, специальных и функциональных обязанностей.

2. Субъективные – степень удовлетворенности наиболее важными элементами жизнедеятельности воинского коллектива, степень удовлетворенности занимаемым социальным статусом, самооценка притязаний, характер и направленность потенциальной мобильности, личные оценки, установки, ориентация на характер и направленность среды.

По результатам исследования низкий личностный адаптивный потенциал имеют 16 % военнослужащих по призыву молодого пополнения, низкие коммуникативные способности 28 % военнослужащих, низкий уровень нервно-психической устойчивости – 20 % , низкий уровень морально-нравственных ценностей – 23 % военнослужащих по призыву молодого пополнения. По результатам тестирования 21 военнослужащий по призыву молодого пополнения имеют низкие показатели по двум и более шкалам, выявлены предпосылки к нарушению адаптации. Таким образом, результаты исследования показали, что у 27 % молодых солдат наблюдаются признаки нервно-психической неустойчивости, возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности, неадекватной оценки своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения, из-за низких коммуникативных способностей испытывают затруднения в построении контактов с окружающими. При этом по шкале достоверность низкие показатели имеют 10 военнослужащих. Полученные ими хорошие и высокие показатели следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащих соответствовать социально желаемому типу личности, максимально приукрасить себя, либо высоким уровнем конформности. По итогам анонимного анкетирования 79 молодых солдат, призванных осенней кампанией по методике оценки общей адаптированности военнослужащих по призыву выявлено: общий уровень адаптированности военнослужащих по призыву – 3,01 (удовлетворительный). По данной методике выявлено, что у 46 % военнослужащих, призванных осенней кампанией низкий уровень адаптированности к условиям военной службы. На уровень адаптированности в военно-служебной сфере играю такие индикаторы как привычка заниматься спортом до призыва на военную службу, оправдания ожиданий в ходе прохождения военной службы, удовлетворенность прохождением военной службы в ВС РФ, удовлетворенность продовольственным обеспечением, временем для сна, вещевым довольствием, денежным довольствием, желание совершенствовать свое профессиональное мастерство. Уровень адаптированности в социально-психологической сфере определяется отношением к службе в ВС ближайших родственников, удовлетворенностью службой в своем подразделении, оценкой взаимоотношений с солдатами своего призыва, старших призывов, младшими командирами (сержантами и старшинами). Культурно-досуговая сфера измеряется в возможности почитать свежие газеты и журналы, посмотреть телепередачу, сходить в увольнение в выходной день, возможности распорядиться частью свободного времени по своему усмотрению.  В военно-служебной сфере уровень адаптированности – 3.0, в социально-психологической – 3.2, в культурно-досуговой – 3.1.  Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что уровень допризывной подготовки молодых солдат недостаточный для их успешной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Это объясняется низкой подготовкой молодых людей по основам военной службы в образовательных учреждениях, слабое физическое и психическое здоровье допризывной молодежи. Для комфортной адаптации молодых солдат  необходимо организовать психологическое сопровождение процесса адаптации военнослужащих по призыву к условиям военной службы. В целях поддержания стабильной, управляемой обстановки в воинских коллективах специалисту психологической работы войсковой части необходимо во взаимодействии с командирами подразделений контролировать прохождение военной службы молодых солдат, проводить индивидуальные беседы, во время которых быть внимательным к высказываниям военнослужащих, оказывать эмоциональную поддержку в период адаптации к условиях военной службы. Также систематически проводить анализ динамики прохождения военной службы,  взаимоотношений с товарищами внутри подразделения, степени влияния неформальных лидеров на военнослужащих, изучение морально-психологического состояния военнослужащих с низкими адаптивными способностями. Для оптимизации адаптационного процесса военнослужащих по призыву к военно-профессиональной деятельности необходимо выявить условия достижения высокого уровня адаптированности военнослужащих  и разработать комплекс согласованных, целенаправленных психолого-педагогического мероприятий в соответствии с требованиями руководящих документов, направленных на повышение эффективности процесса адаптации.

 

Список литературы:
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика[Текст]/С.М. Вишнякова – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с. 
2. Концепции Федеральной системы подготовки молодежи к военной службе на период до 2020 года
3. Маклаков, А. Г. Военная психология [Текст]/ А. Г. Маклаков. − СПб, 2004. − 65 с.
4. Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе [Текст] / С.С. Муцинов – М.: Институт военной истории, 1989. – 211 с. 
5. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы -Текст] /В.Л. Примаков − М.: Военный университет, 2000. – 174 с.
6. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации -Текст] / В.В. Богачев. – ГУВР ВС РФ, 2006. – 265 с. 
7. Сенокосов, Ж. Г. Адаптация молодых воинов [Текст] / Ж.Г. Сенокосов // Вестник ПВО. – 1989. − № 5. − С. 59-61.
8. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 об утверждении «Положения о порядке прохождения военной службы» – М.: Кодекс, 2016. – 39 с. 
9. Чермянин, С.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии [Текст]: методическое пособие / С. В. Чермянин. – СПб.:Речь, 2010. − 189 с.