Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Поздеева О.А. Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 08.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы

Поздеева Ольга Аркадьевна
студент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», РФ, г.Шуя
Зобнина Татьяна Венеровна
научный руководитель, д-р психол. наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», РФ, г. Шуя

 

Наша опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы проходила на базе МБОУ «Лухская средняя школа» поселка городского типа Лух Ивановской области и осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента в исследовании приняли участие 20 учеников 4 «А» класса, а также их родители, бабушки и дедушки. С целью выявления особенностей семейных взаимоотношений нами была использована проективная методика «Рисуночный тест семьи».

Интерпретируя особенности рисования детьми размеров фигур членов семьи, нами было выявлено доминирование в большинстве семей отцов, анализ соотношения величин нарисованных детьми членов семьи указал на слабое доминирование в этих семьях бабушек и самих детей.

О недостаточной эмоциональной близости членов отдельных исследованных семей свидетельствовали особенности их пространственного расположения на рисунках (например, на рисунке ребенок изображен пространственно удаленным от родителей, повернутым к ним спиной либо сидящим в профиль). Подтверждением этому было и большое количество предметов на некоторых рисунках (шкаф, картина, люстра, ваза с цветами, столик и др.), увеличенные ступни ног (у ребенка, его родителей), наличие на рисунках домашних животных.

В ходе анализа информативными являлись и различия в рисовании отдельных частей тела членов семей. Так, например, признаками агрессивности были острые пальцы, взъерошенные волосы, зубы, ногти, мускулы (у ребенка), взъерошенные волосы (у матери и отца), кулаки, ремень, пистолет (у отца), стоящие в вазе цветы с очень острыми лепестками и др.

На повышенную тревожность отдельных членов семьи указывали, в частности, такие особенности детских рисунков, как аккуратная заштриховка фигур и предметов, грустное выражение лица (у ребенка), боящегося своего отца.

Анализ последовательности рисования членов семьи давал информацию об особенностях родственных отношений (значимости для ребенка тех или иных членов семьи, степени эмоциональной привязанности к ним).

Таким образом, по результатам проведенного исследования с помощью методики «Рисунок семьи» к неблагополучным семьям нами было отнесено 5 семей по причине конфликтности, недостатка общения, нарушения эмоциональных контактов, повышенной тревожности, чувства отверженности, испытываемого ребенком в этих семьях.

Посетив данные семьи, проведя беседы с их членами, проанализировав полученную из разных источников информацию, осуществив наблюдение за младшими школьниками в школе и за ее пределами, с целью составления психолого-социального портрета семей мы закрепили наши выводы о степени благополучия/неблагополучия семей на основе результатов исследования с помощью методики В.С. Торохтий «Оценка психологического здоровья семьи» [5].

Сводный анализ данных, полученных по шести отдельным опросникам, входящим в состав этой методики («Семейные ценности»,  «Функциональные роли», «Эмоциональная удовлетворенность», «Адаптивность во внутрисемейных отношениях», «Устремленность на семейное долголетие»,  «Идентичность и стабильность семьи»), выявил в семьях, отнесенных нами к категории неблагополучных, низкий коэффициент их психологического здоровья. Так, с помощью опросника А «Семейные ценности» в этих семьях была установлена деформация семейных ценностей и появление в них отличных от традиционно сложившихся семейных целей. Анализируя результаты, полученные с помощью опросника МЖ «Функциональные роли», мы отметили в этих семьях отсутствие тесных эмоциональных контактов, стабильности, недостаток семейного общения, нетерпение взрослых друг к другу. Обработка данных, полученных с помощью опросника «Эмоциональная удовлетворенность», установила преобладание в этих семьях эмоционального отторжения над эмоциональной близостью. Результаты исследования с помощью опросника «Адаптивность во внутрисемейных отношениях» указали на то, что взрослые испытывают затруднения в приспособлении к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня: это находит свое выражение в их раздражительности, «силовых методах» воздействия на окружающих, неумении получить эмоциональную разрядку и ощущение комфортности в кругу своей семьи. Анализ данных, полученных с помощью опросника «Устремленность на семейное долголетие», позволил установить, что в этих семьях перспективные семейные цели или не ставятся, или ставятся от случая к случаю, без стимулирования членов семьи к их достижению. Проанализировав результаты исследования с помощью опросника «Идентичность и стабильность семьи», мы отметили отсутствие контроля над конфликтами, затрудняющего развитие этих семей в будущем.

По результатам проведенного исследования были оформлены социальные карты младших школьников из неблагополучных семей.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была составлена и реализована программа психолого-педагогического сопровождения данных семей с целью вывода их из ситуации неблагополучия с учетом пожеланий членов этих семей.

Основными направлениями работы в рамках данной программы являлись информационно-просветительская, коррекционно-развивающая работа, а также социально-психологическая помощь неблагополучным семьям.

Информационно-просветительская работа осуществлялась как с родителями школьников, так и с учащимися. Работа с родителями включала в себя следующие мероприятия: доклад на родительском собрании на тему «Младший школьный возраст – реалии и проблемы»; беседа на тему «Общение родителей с младшим школьником»; родительский круглый стол на тему «Повышение стрессоустойчивости детей и взрослых»;  консультации по проблеме конфликтности детей и взрослых; родительский всеобуч на тему «Школьная тревожность»; доклад на родительском собрании на тему «Развитие коммуникативной культуры младших школьников. Информационно-просветительская работа со школьниками предусматривала проведение с ними бесед на темы: «Как жить без ссор и конфликтов», «Как избавиться от тревожности», «Как научиться правильно общаться друг с другом», «Как избежать стресса», «Наши эмоции», «Я и моя семья».

Коррекционно-развивающая работа с родителями и их детьми осуществлялась преимущественно в форме тренингов и игр. Особый интерес вызвали совместные игры и игровые упражнения, такие как: «Штирлиц», «Повороты, «Паровозики», Эмоции», «Разведка», «Я сам и мой ребенок» (тренинг «Повышение эмоциональной устойчивости»); «Сказочная поляна», «Добрый доктор Айболит», «Нарисуй свои страхи», «Избавление от стрессовой ситуации», «Напрягись и расславься», «Нарисуй себя в будущем» (тренинг «Повышение уровня стрессоустойчивости»); «Он и я – эмоция», «Фокусировка», «Волшебный карандаш», «Каким я себя вижу», «Мнение обо мне», «Каким я тебя вижу» (тренинг «Нет конфликтам»); «Установление правил», «Сделай, как я», «Ласковое имя», «Назови школьные трудности», «Зеркало», «Сказка», «Волшебная палочка», «За что меня любит учитель и мои родители» (тренинг «Преодоление тревожности»); «Я в мире людей», «Общение и уважение», «Комплимент – дело серьезное», «Без друзей жить трудно», «Наши сходства и различия», «Мои положительные качества» (тренинг «Повышение коммуникативной культуры»).

Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям предусматривала оказание им своевременной, квалифицированной, комплексной помощи (помощь в предоставлении информации о правах и льготах и их получении, материально-бытовую помощь), обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Повторное исследование, проведенное на контрольном этапе эксперимента с помощью методики В.С.Торохтий «Оценка психологического здоровья семьи», выявило повышение общего коэффициента психологического здоровья семей, принявших участие в реализации вышеописанной программы, а также улучшение показателей по всем опросникам, входящим в состав данной психодиагностической методики. Это дало основание утверждать, что работа по выводу семей младших школьников из состояния неблагополучия прошла успешно.

 

Список литературы:
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.:  Ось- 89, 2009. – 223с.
2. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: МПСИ, 2000. – 256 с. 
3. Овчарова, Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. М.: СФЕРА, 2008. – 256 с.
4. Осипова, И.И. Профессиональное сопровождение семьи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.  2011. – № 1. – С. 86-98.
5. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. М.: МГПУ, 2006. -100с.