Статья:

Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Служивая М.А. Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75528 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта

Служивая Марья Алексеевна
студент Педагогического института НИУ «БелГУ»; РФ, г. Белгород
Плёлкина Евгения Петровна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент Педагогического института НИУ «БелГУ»; РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье исследуются психологические характеристики межличностных отношений у подростков. Кроме того, анализируются особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта. Делается вывод о том, что обнаруженные особенности социального интеллекта связаны со степенью затруднений в межличностных отношениях.

 

Ключевые слова: Межличностные отношения, социальный интеллект, компоненты социального интеллекта, особенности подросткового возраста, межличностные отношения подростков, уровни социального интеллекта у подростков.

 

Основные этапы развития и совершенствования ребёнка приходятся на школьные годы. Именно в этот период проходят его подростковые годы, он начинает более критично ощущать свою принадлежность к определённой социальной группе.

Очевидно, что межличностные отношения у подростков – это важнейший аспект их становления и развития. Взаимодействуя с другими людьми, подростки учатся получать необходимую для себя информацию, усваивать новые навыки, совершенствоваться нравственно, приобретая понятия об этических категориях, вырабатывая индивидуальный стиль общения, учатся правилам поведения в обществе.

Трудности межличностных отношений в подростковом возрасте часто становились объектом внимания исследователей (И.С. Кон, Л.И. Науменко, A. Поварницына, Е.Г. Сомова, М.Л. Тарасенко, и др.). Отмечалось, что проблемы возникают от того, что личность в этот период активно включается в процесс самоопределения, самореализации и, следовательно, нуждается в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, ощущает необходимость установить взаимоотношения с лицами противоположного пола. Однако модель, предлагаемая подростком, часто не соотносится с той моделью, которую от него ожидают другие лица в процессе коммуникации. Следовательно, изучение трудностей взаимоотношений, препятствий на пути подростка к самореализации в виде неконтактности, недостаточной адаптивности и коммуникативной совместимости было и остаётся актуальной проблемой, требующей различных путей и методов решения.

Большая роль в формировании благоприятных межличностных отношений отводится социальному интеллекту. Именно он представляет собой один из факторов успешной коммуникации личности и её способности правильно понимать и прогнозировать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (Н.А. Аминов, Г.П. Геранюшкина, Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов, М.Л. Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, Г. Олпорт А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и др.).

В исследовании В.Н. Куницыной, рассматривалась  динамика развития социального интеллекта у подростков, её способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных, а также поведенческих черт, содержащих уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; очевидно, что данные особенности обуславливают прогнозирование формирования межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, стремление к социальному взаимодействию и принятию решений [3].

Немаловажную роль в эффективном построении межличностных отношений оказывает мотивационная составляющая, а именно мотивации аффилиации, то, насколько для человека в подростковом возрасте выступают важными отношения с «другими», насколько у него сформирована потребность в общении, характерно стремление быть в обществе с другими.

Таким образом, именно социальный интеллект и является тем личностным ресурсом, который позволяет юношам и девушкам правильно понимать и прогнозировать поведение людей, и, следовательно, успешно реализовываться в процессе межличностной коммуникации, адаптироваться и эффективно взаимодействовать в социуме.

В нашем исследовании была поставлена цель выявить различия особенностей межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта.

Объем выборки составил 80 учащихся 9-11 классов. Исследование было проведено в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода.

Исследование осуществлялось с помощью следующих психодиагностических методик: «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной); «Методика интерперсональной диагностики межличностных отношений» (Т. Лири); «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян, М.И. Магомед-Эминов); «Тест-опросник коммуникативных умений» Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

Обработка данных проводилась с применением критериев математической статистики: Краскела-Уоллиса и Манна-Уитни.

В теоретическом основании работы мы опирались на труды Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, Л.И. Науменко, М.Л. Тарасенко, A. Поварницына и т.д., в которых анализируются различные стороны проблемы межличностных отношений подростков, вопросов их социального интеллекта, межличностных отношений как одной из сторон процесса социально-психологического взаимодействия типа «субъект-субъект», в связи с коммуникативной компетентностью и т.д.

На первом этапе выявлялись уровни социального интеллекта подростков с помощью методики исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной)).

В результате исследования было выявлено, что практически все респонденты демонстрируют тот или иной уровень социального интеллекта. А именно, было выявлено, что 20% респондентов имеют высокий уровень социального интеллекта, 52% – средний, 28% – низкий уровень социального интеллекта.

При более подробном исследовании социального интеллекта были получены результаты степени сформированности компонентов социального интеллекта у подростков, анализ данных позволяет оценить степень сформированности того или иного компонента социального интеллекта у подростков исследуемой группы. По полученным данным у 66 % испытуемых достаточно высокие и выше среднего показатели по шкале «Истории с завершением» и у 54% по шкале «Истории с дополнением» (выше среднего). Низкие показатели по шкале «Истории с завершением», а по шкале «Истории с дополнением» составляют 19 % (ниже среднего) и выражаются в неумении правильно анализировать межличностные отношения и адаптироваться к ним. Показатели по шкале «Группы экспрессии» у 48 % испытуемых выше среднего, что рассматривается как способность правильно понимать состояния, чувства и намерения людей. Получившие низкие показатели по шкале «Группы экспрессии» (12%) испытуемые плохо владеют пониманием невербальных средств общения. Также 60 % испытуемых показали высокие и выше среднего показатели по шкале «Вербальная экспрессия», они имеют сформированный коммуникативно-организационный компонент, что выражается в умении правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации и умение взаимодействовать с ними. Низкие показатели по шкале «Вербальная экспрессия» составили 13 % подростков. Это говорит о том, что испытуемые плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения и это ведет к полному отсутствию взаимопонимания при общении.  

Кроме того, выявлены значимые различия в выраженности структурных компонентов социального интеллекта в подгруппах подростков по следующим показателям: подросткам с высоким социальным интеллектом более свойственны высокие показатели способности понимать речевые высказывания, чем у подростков других групп (Н =14,383; р <0,05). Также и подросткам со средним уровнем социального интеллекта более свойственны высокие показатели способности понимать межличностные отношения, чем у других (Н = 24,878; р=0,000). Они способны понимать язык невербального общения, высказывают верные суждения о людях (Н = 17,675; р <0,05).   Самый низкие показатели по шкалам, у подростков с низким уровнем социального интеллекта. Выявленные различия указываю на то, что для таких подростков характерно наличие трудностей в установлении межличностных отношений.

Нами была проведена статистическая обработка данных с помощью критерия Манна-Уитни. Данный вид математического анализа был выбран, потому что относится к непараметрическим критериям и позволяет получить результаты о наличии различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественного признака. В нашем исследовании это явилось определяющими факторами, так как полученные нами данные не попадали в зону нормального распределения, то есть не соответствовали всем параметрическим показателям. По результатам изучения межличностных особенностей подростков с разным уровнем социального интеллекта определили выраженность девяти личностных тенденций, детерминирующих межличностное отношение субъектов общения. Полученное в ходе сравнения эмпирическое значение показателей выраженности личностных тенденций, детерминирующих межличностное отношение, у подростков с разным уровнем социального интеллекта (р<=0.05) находится в зоне значимости, а именно такие типы личностных тенденций, как «авторитарный», «подозрительный», «альтруистических», «агрессивный», «смешанный», «дружелюбный».

По результатам изучения мотивации аффилиации у подростков с разным уровнем социального интеллекта выявили наличие различий в содержательных аспектах. А именно у подростков с низким уровнем социального интеллекта выявлены сложности в построении межличностных отношений, что говорит о внутреннем противоречии, указывающим на стремление, с одной стороны, быть принятым собеседниками, с другой стороны – наблюдается выраженный страх быть отвергнутым, непринятым в группе сверстников. Следует отметить, что страх отвержения (средний балл 15,4) более выражен в 3 группе (у подростков с низким уровнем социального интеллекта), чем стремление к принятию (средний балл 14,1), что может являться причиной эмоционального дискомфорта, поскольку боязнь быть отвергнутым – это ожидание того, что окружающие не примут. Вследствие чего возникает тревога, раздражение и отвержение других.

Также мы можем сказать, что важную роль в действенном развитии межличностных отношений и повышении уровня социального интеллекта оказывает развитие коммуникативных умений. По результатам изучения компонентов коммуникативных умений у подростков с разным уровнем социального интеллекта выявили наличие различий в содержательных аспектах. Обнаружены статистически значимые различия по шкале «агрессивные позиции» среди подростков 1 и 3 групп (U=411,000; p=0,045), 2 и 3 групп (U=910,500; p=0,027).  Следовательно, для подростков с низким уровнем социального интеллекта характерно более выраженный агрессивный стиль общения. Также выявлены достоверные различия среди подростков 1 и 2 групп (U=399,500; p=0,032), 2 и 3 групп (U=926,500; p=0,035) по шкале «зависимые позиции». Обнаруженные различия указывают, что для подростков 2 группы (со средним социальным интеллектом) характерен более выраженный зависимый стиль общения. Значимые различия по шкале «компетентных позиций» обнаружены среди подростков 1 и 2 групп (U=499,000; p=0,025), 1 и 3 групп (U=911,500; p=0,035). Выявленные различия указывают нам на то, что у группы подростков с высоким социальным интеллектом выражен компетентный стиль общения.

Результаты доказывают, что развитый социальный интеллект обеспечивает адекватное и эффективное использование знаний, умений и навыков в межличностных отношениях подростков.

Таким образом, мы подтвердили выдвинутое нами предположение о том, что межличностное отношение подростков с высоким уровнем социального интеллекта характеризуется высокой контактностью и сформированностью коммуникативных умений, при сниженной напряженности. Для подростков со средним и низким уровнями, характерны трудности межличностного отношения, проявляющиеся в низкой контактности, низкой коммуникативной совместимости и низкой адаптивности. Обнаруженные особенности социального интеллекта связаны со степенью затруднений в межличностных отношениях.

 

Список литературы: 
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2015. – 390 с.
2. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
3. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб.: – 2005. – № 1. – С. 48-61.
4. Курашова А. К. Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте// Научная электронная библиотека — 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://nauchkor.ru/pubs/svyaz-sotsialnogo-intellekta-i-povedencheskogo-stilya-v-konfliktnyh-situatsiyah-v-podrostkovom-vozraste-5b887f747966e1073081b5c4.
5. Райзвих, Е.Г. Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе / Е.Г. Райзвих // Международный научный журнал «Молодой ученый» – 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/116/pdf/585/ (дата обращения: 12.06.2016).
6. Тарасенко, М.А. Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта / М.А. Тарасенко // Научная электронная библиотека – 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/01003459204 (дата обращения: 19.07.2007).