Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта
Аннотация. В статье исследуются психологические характеристики межличностных отношений у подростков. Кроме того, анализируются особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта. Делается вывод о том, что обнаруженные особенности социального интеллекта связаны со степенью затруднений в межличностных отношениях.
Ключевые слова: Межличностные отношения, социальный интеллект, компоненты социального интеллекта, особенности подросткового возраста, межличностные отношения подростков, уровни социального интеллекта у подростков.
Основные этапы развития и совершенствования ребёнка приходятся на школьные годы. Именно в этот период проходят его подростковые годы, он начинает более критично ощущать свою принадлежность к определённой социальной группе.
Очевидно, что межличностные отношения у подростков – это важнейший аспект их становления и развития. Взаимодействуя с другими людьми, подростки учатся получать необходимую для себя информацию, усваивать новые навыки, совершенствоваться нравственно, приобретая понятия об этических категориях, вырабатывая индивидуальный стиль общения, учатся правилам поведения в обществе.
Трудности межличностных отношений в подростковом возрасте часто становились объектом внимания исследователей (И.С. Кон, Л.И. Науменко, A. Поварницына, Е.Г. Сомова, М.Л. Тарасенко, и др.). Отмечалось, что проблемы возникают от того, что личность в этот период активно включается в процесс самоопределения, самореализации и, следовательно, нуждается в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, ощущает необходимость установить взаимоотношения с лицами противоположного пола. Однако модель, предлагаемая подростком, часто не соотносится с той моделью, которую от него ожидают другие лица в процессе коммуникации. Следовательно, изучение трудностей взаимоотношений, препятствий на пути подростка к самореализации в виде неконтактности, недостаточной адаптивности и коммуникативной совместимости было и остаётся актуальной проблемой, требующей различных путей и методов решения.
Большая роль в формировании благоприятных межличностных отношений отводится социальному интеллекту. Именно он представляет собой один из факторов успешной коммуникации личности и её способности правильно понимать и прогнозировать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (Н.А. Аминов, Г.П. Геранюшкина, Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов, М.Л. Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, Г. Олпорт А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и др.).
В исследовании В.Н. Куницыной, рассматривалась динамика развития социального интеллекта у подростков, её способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных, а также поведенческих черт, содержащих уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; очевидно, что данные особенности обуславливают прогнозирование формирования межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, стремление к социальному взаимодействию и принятию решений [3].
Немаловажную роль в эффективном построении межличностных отношений оказывает мотивационная составляющая, а именно мотивации аффилиации, то, насколько для человека в подростковом возрасте выступают важными отношения с «другими», насколько у него сформирована потребность в общении, характерно стремление быть в обществе с другими.
Таким образом, именно социальный интеллект и является тем личностным ресурсом, который позволяет юношам и девушкам правильно понимать и прогнозировать поведение людей, и, следовательно, успешно реализовываться в процессе межличностной коммуникации, адаптироваться и эффективно взаимодействовать в социуме.
В нашем исследовании была поставлена цель выявить различия особенностей межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта.
Объем выборки составил 80 учащихся 9-11 классов. Исследование было проведено в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода.
Исследование осуществлялось с помощью следующих психодиагностических методик: «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной); «Методика интерперсональной диагностики межличностных отношений» (Т. Лири); «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян, М.И. Магомед-Эминов); «Тест-опросник коммуникативных умений» Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).
Обработка данных проводилась с применением критериев математической статистики: Краскела-Уоллиса и Манна-Уитни.
В теоретическом основании работы мы опирались на труды Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, Л.И. Науменко, М.Л. Тарасенко, A. Поварницына и т.д., в которых анализируются различные стороны проблемы межличностных отношений подростков, вопросов их социального интеллекта, межличностных отношений как одной из сторон процесса социально-психологического взаимодействия типа «субъект-субъект», в связи с коммуникативной компетентностью и т.д.
На первом этапе выявлялись уровни социального интеллекта подростков с помощью методики исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной)).
В результате исследования было выявлено, что практически все респонденты демонстрируют тот или иной уровень социального интеллекта. А именно, было выявлено, что 20% респондентов имеют высокий уровень социального интеллекта, 52% – средний, 28% – низкий уровень социального интеллекта.
При более подробном исследовании социального интеллекта были получены результаты степени сформированности компонентов социального интеллекта у подростков, анализ данных позволяет оценить степень сформированности того или иного компонента социального интеллекта у подростков исследуемой группы. По полученным данным у 66 % испытуемых достаточно высокие и выше среднего показатели по шкале «Истории с завершением» и у 54% по шкале «Истории с дополнением» (выше среднего). Низкие показатели по шкале «Истории с завершением», а по шкале «Истории с дополнением» составляют 19 % (ниже среднего) и выражаются в неумении правильно анализировать межличностные отношения и адаптироваться к ним. Показатели по шкале «Группы экспрессии» у 48 % испытуемых выше среднего, что рассматривается как способность правильно понимать состояния, чувства и намерения людей. Получившие низкие показатели по шкале «Группы экспрессии» (12%) испытуемые плохо владеют пониманием невербальных средств общения. Также 60 % испытуемых показали высокие и выше среднего показатели по шкале «Вербальная экспрессия», они имеют сформированный коммуникативно-организационный компонент, что выражается в умении правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации и умение взаимодействовать с ними. Низкие показатели по шкале «Вербальная экспрессия» составили 13 % подростков. Это говорит о том, что испытуемые плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения и это ведет к полному отсутствию взаимопонимания при общении.
Кроме того, выявлены значимые различия в выраженности структурных компонентов социального интеллекта в подгруппах подростков по следующим показателям: подросткам с высоким социальным интеллектом более свойственны высокие показатели способности понимать речевые высказывания, чем у подростков других групп (Н =14,383; р <0,05). Также и подросткам со средним уровнем социального интеллекта более свойственны высокие показатели способности понимать межличностные отношения, чем у других (Н = 24,878; р=0,000). Они способны понимать язык невербального общения, высказывают верные суждения о людях (Н = 17,675; р <0,05). Самый низкие показатели по шкалам, у подростков с низким уровнем социального интеллекта. Выявленные различия указываю на то, что для таких подростков характерно наличие трудностей в установлении межличностных отношений.
Нами была проведена статистическая обработка данных с помощью критерия Манна-Уитни. Данный вид математического анализа был выбран, потому что относится к непараметрическим критериям и позволяет получить результаты о наличии различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественного признака. В нашем исследовании это явилось определяющими факторами, так как полученные нами данные не попадали в зону нормального распределения, то есть не соответствовали всем параметрическим показателям. По результатам изучения межличностных особенностей подростков с разным уровнем социального интеллекта определили выраженность девяти личностных тенденций, детерминирующих межличностное отношение субъектов общения. Полученное в ходе сравнения эмпирическое значение показателей выраженности личностных тенденций, детерминирующих межличностное отношение, у подростков с разным уровнем социального интеллекта (р<=0.05) находится в зоне значимости, а именно такие типы личностных тенденций, как «авторитарный», «подозрительный», «альтруистических», «агрессивный», «смешанный», «дружелюбный».
По результатам изучения мотивации аффилиации у подростков с разным уровнем социального интеллекта выявили наличие различий в содержательных аспектах. А именно у подростков с низким уровнем социального интеллекта выявлены сложности в построении межличностных отношений, что говорит о внутреннем противоречии, указывающим на стремление, с одной стороны, быть принятым собеседниками, с другой стороны – наблюдается выраженный страх быть отвергнутым, непринятым в группе сверстников. Следует отметить, что страх отвержения (средний балл 15,4) более выражен в 3 группе (у подростков с низким уровнем социального интеллекта), чем стремление к принятию (средний балл 14,1), что может являться причиной эмоционального дискомфорта, поскольку боязнь быть отвергнутым – это ожидание того, что окружающие не примут. Вследствие чего возникает тревога, раздражение и отвержение других.
Также мы можем сказать, что важную роль в действенном развитии межличностных отношений и повышении уровня социального интеллекта оказывает развитие коммуникативных умений. По результатам изучения компонентов коммуникативных умений у подростков с разным уровнем социального интеллекта выявили наличие различий в содержательных аспектах. Обнаружены статистически значимые различия по шкале «агрессивные позиции» среди подростков 1 и 3 групп (U=411,000; p=0,045), 2 и 3 групп (U=910,500; p=0,027). Следовательно, для подростков с низким уровнем социального интеллекта характерно более выраженный агрессивный стиль общения. Также выявлены достоверные различия среди подростков 1 и 2 групп (U=399,500; p=0,032), 2 и 3 групп (U=926,500; p=0,035) по шкале «зависимые позиции». Обнаруженные различия указывают, что для подростков 2 группы (со средним социальным интеллектом) характерен более выраженный зависимый стиль общения. Значимые различия по шкале «компетентных позиций» обнаружены среди подростков 1 и 2 групп (U=499,000; p=0,025), 1 и 3 групп (U=911,500; p=0,035). Выявленные различия указывают нам на то, что у группы подростков с высоким социальным интеллектом выражен компетентный стиль общения.
Результаты доказывают, что развитый социальный интеллект обеспечивает адекватное и эффективное использование знаний, умений и навыков в межличностных отношениях подростков.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутое нами предположение о том, что межличностное отношение подростков с высоким уровнем социального интеллекта характеризуется высокой контактностью и сформированностью коммуникативных умений, при сниженной напряженности. Для подростков со средним и низким уровнями, характерны трудности межличностного отношения, проявляющиеся в низкой контактности, низкой коммуникативной совместимости и низкой адаптивности. Обнаруженные особенности социального интеллекта связаны со степенью затруднений в межличностных отношениях.