Статья:

Трудности в общении между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Козлова К.С. Трудности в общении между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66348 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трудности в общении между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками

Козлова Ксения Сергеевна
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

DIFFICULTIES IN COMMUNICATION BETWEEN CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR HEALTHY PEERS

 

Ksenia Kozlova

Master’s degree, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В настоящей статье раскрыта потребность общения детей с ОВЗ со своими сверстниками. Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Дальнейшее развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.

Также в статье сформулированы трудности, которые чаще всего наблюдаются у детей с ОВЗ с детьми, имеющими нормальное развитие, что и позволило взглянуть на поставленную проблему комплексно.

Abstract. This article reveals the need of the Russian society to design the educational process taking into account the individual educational needs of the individual, gives a modern understanding of inclusive education and reveals the features of the implementation of inclusion in educational institutions that allow such children to find their place in life and realize their life potential. The article also outlines the reasons that hindered the development of inclusive forms of education in our country, which allowed us to look at the problem in a comprehensive way.

 

Ключевые слова: потребность в общение, общение, волонтер.

Keywords: inclusion, education, inclusive education, accessible environment, limited health opportunities, disability.

 

Актуальность темы заключается в том, что потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.

Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Особенно велика роль общения в детстве.

Для маленького ребенка его общение с другими людьми — не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с другими людьми, со своими сверстниками.

Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ маломобильны, часто они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться с целью расширения представлений об окружающем мире. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общении детей и подростков [1, с. 37]:  

- трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребёнка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

- трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

- трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Последствия подобных случаев бывают трагическими. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. 

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [6, с. 89]

Ребёнок с ОВЗ хочет знать о мире больше, чем мир знает о нём.

Существует самая главная проблема – общение со сверстниками:

- у таких детей, как правило, нет друзей;

- сверстники не знают о таких детях, а если знают, то не могут сами организоваться на общение, не знают как себя вести;

- родители не знают, как пригласить к ребенку одноклассников и как одноклассники отнесутся к такому ребенку;

- учителя, со своей загруженностью, упускают этот момент;

- молодежь не умеет общаться с такими детьми.

В обществе назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на общение и социализацию личности ребенка с ОВЗ. 

Огромную помощь в организации общения детей с ОВЗ могут оказать волонтеры.

Волонтёр - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью.

Если заглянуть в словари, то в переводе с французского, волонтер - это человек-доброволец.

Человек, который имеет привычку заботиться о близких людях, помогая им, абсолютно добровольно, и без какой либо выгоды (корысти).

А награда за это - благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь.

Причастность волонтера к альтернативным, нетипичным социальным практикам, которые он в определенной степени транслирует ребенку-инвалиду, можно проявляться в нескольких формах.

Во-первых, волонтер как носитель альтернативных социальных практик содействует социализации ребенка.

Как известно, социализация – это сложный и многообразный процесс, длящийся на протяжении всей жизни индивида и подразумевающий усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Как правило, ребенок-инвалид, живущий и воспитывающийся в условиях домашнего обучения, проходит только первичную социализацию, т.е. уровень межличностных отношений в малой группе.

Однако даже этот процесс для него ограничен, например, по той причине, что набор социальных ролей, с которыми знакомится ребенок, чрезвычайно мал. В наиболее типичном варианте этот набор выглядит так: родитель либо ближайший родственник,  воспитатель либо учитель, доктор либо другие сотрудники.

Волонтер в этой ситуации выступает как старший товарищ, как друг, на которого можно во многом положиться, у которого можно спросить совета и помощи, а с другой стороны, волонтер как представитель «большого мира», как человек, который готов делиться своими знаниями и опытом, человек, несущий в мир ребенка нечто иное, нечто нетипичное, интересное.

Появление волонтера соотносится у ребенка с ожиданием нового опыта, новых практик.

В процессе живого общения с волонтером в форме целенаправленных разговоров на соответствующие темы, в форме мероприятий, посвященных тем или иным фрагментам социальной реальности (будь то массовые познавательные мероприятия или личная переписка волонтера с ребенком, включающая рассказы о профессии волонтера, о смысле его работы, об особенностях семейного быта и т.п.) происходит освоение ребенком определенных конвенций «большого мира».

Таким образом, волонтерская  деятельность  позволит  и молодежи почувствовать себя нужными,  способными  творить, нести добро, переживать свое  живое  участие    в   социальной поддержке,  которая  так необходима  ребенку-инвалиду.  

Известно, что в России сейчас не лучшие времена. Но они никогда не наступят, если ничего не делать. Большинство задач решается удивительно просто: надо взять и сделать!

 

Список литературы:
1. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт - российские тенденции [Текст] : сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус "Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование". - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 111 с.
2. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст] : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Департамент образования г. Москвы, Московский гор. психолого-пед. ун-т, Ин-т проблем инклюзивного образования ; [редкол.: Алехина С. В. (отв. ред.) и др.]. - Москва : Буки Веди, 2013. - 711 с.
3. Нигматов, З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии [Текст] / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова ; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань : Познание, 2014. - 219 с. 
4. Яковлев И. П. Ключи к общения. Основы теории коммуникаций/ И. П. Яковлев – СПб.: «Авалон», «Азбука классика», 2006. – 240 с.