Статья:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Голышева Е.Ю. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122818 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ

Голышева Екатерина Юрьевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Филиппова Светлана Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Всем людям требуется общение, каждый человек проходит социализацию, включаясь в окружающий его социум. Общение с другими людьми благоприятно воздействует на развитие личности человека, но и на само общение влияет развитие личности тех людей, с которыми он общается. И это взаимное влияние развития одного человека на развитие другого человека тем сильнее, чем ближе межличностные отношения между ними.

Любые межличностные отношения, которые складываются между людьми, имеют эмоциональную основу или обладают эмоциональной окрашенностью, о чем говорил В.Н. Мясищев [2]. Такая эмоциональная основа обеспечивается за счет того, что межличностные отношения складываются на основе определенных эмоций и чувств, которые возникают и проявляются у людей друг к другу в процессе общения, взаимодействия. Соответственно, эмоциональные отношения можно охарактеризовать как «отношения, которые возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу», согласно определению Г.М. Андреевой [1].

Эмоциональные отношения между людьми активно развиваются в старшем дошкольном возрасте, приобретая все большее многообразие форм в сравнении с более ранними возрастными ступенями. В этом возрасте между детьми уже могут устанавливаться такие виды эмоциональных отношений, как симпатия, дружба или же, например, антипатия, неприязнь и т. д. Это становится возможным благодаря активному развитию эмоциональной сферы дошкольников, что воздействует на устанавливаемые и развивающиеся межличностные отношения детей с другими людьми, сверстниками, а также с окружающими взрослыми людьми [4]. Как развитие общающихся друг с другом детей влияет на складывающиеся между ними отношения, и отношения между ними влияют на развитие детей, так и подобным образом проявляется взаимное влияние между эмоциональной сферой детей и их отношением друг к другу. То есть, особенности развития эмоциональной сферы детей влияют на складывающиеся между ними эмоциональные межличностные отношения, но в то же время складывающиеся между ними взаимоотношения непосредственно воздействуют на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Кроме этого на особенности складывающихся эмоциональных отношений к сверстникам влияет опыт взаимоотношений между людьми, точнее, их направленность. Так, если у ребенка преобладает позитивный опыт общения и взаимоотношений со сверстниками, то у него будет формироваться положительная готовность к взаимодействию с другими детьми. А если у ребенка преобладает негативный опыт общения и взаимоотношений со сверстниками, в этом случае будет формироваться отрицательно направленная готовность к взаимодействию со сверстниками, возможно появление желания избегать общения с ними или ожидание отрицательного отношения к себе со стороны сверстников.

Подобную ситуацию можно наблюдать, когда ребенок занимает удовлетворительное или же неудовлетворительное положение в группе сверстников. Если ребенок удовлетворен своим положением среди сверстников, у него формируется позитивные ожидания от общения с другими детьми, он стремится к общению и взаимодействию. Это непосредственно влияет на установление благоприятного психологического климата в коллективе сверстников в детском саду, а в последующем – и в школе. Если ребенок не удовлетворен своим положением в коллективе сверстников, тогда могут возникать острые переживания, проявляться агрессивность, повышаться тревожность, неуверенность в себе. Это, в свою очередь, будет затруднять общение ребенка со сверстниками, и затруднять установление положительного эмоционального отношения к сверстникам. Может произойти установление устойчивого отрицательного эмоционального отношения к сверстникам [5]. На основе этого обозначается крайне важная задача, встающая перед окружающими старших дошкольников взрослыми – педагогами, психологами, родителями – задача по установлению у детей положительного эмоционального отношения к сверстникам.

В связи с этим стоит отметить, что именно в коллективе детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать возрастание структурированности детского коллектива. Так, некоторые дети в коллективе становятся все более предпочитаемыми, к ним проявляет положительное эмоциональное отношение большинство сверстников из группы. А другие дети упрочиваются в положении отверженных, большая часть коллектива сверстников проявляет к ним отрицательное эмоциональное отношение. На складывающееся отношение одних детей к другим в старшем дошкольном возрасте влияет и оценка детьми внешних качеств друг друга, и проявляемые детьми личностные характеристики.

Отрицательное эмоциональное отношение у старших дошкольников может нередко формироваться по отношению к детям застенчивым и робким, малоинициативным и малоактивным в общении, а также к детям тревожным, подчиняющимся, уступающим и т д. С такими детьми другие дети редко стремятся общаться и играть. Однако также к таким детям у сверстников может формироваться и нейтральное, и противоречивое эмоциональное отношение. Кроме этого отрицательное эмоциональное отношение может формироваться к детям конфликтным, проявляющим агрессию, которые могут обзываться, ругаться, а также к детям с выраженными эгоистическими наклонностями и т.д.

Положительное эмоциональное отношение у старших дошкольников зачастую формируется к тем детям, которые проявляют умение помочь, подбодрить, поддержать, которые могут внимательно выслушать сверстника, порадоваться его успехам. Такое эмоциональное отношение между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью [3].

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста могут формироваться как положительные, так и отрицательные, а также нейтральные и положительно-отрицательные (противоречивые) эмоциональные отношения к сверстникам. На сам процесс формирования эмоционального отношения к сверстникам влияют особенности активно развивающейся эмоциональной сферы старших дошкольников и особенности развития личности тех детей, с которыми дети общаются и взаимодействуют. Но также и сами складывающиеся взаимоотношения между дошкольниками влияют на развитие их эмоциональной сферы и личностных качеств и характеристик. На то, какие именно эмоциональные отношения к сверстникам будут формироваться у ребенка, также влияют его личностные особенности, контактность и коммуникативные умения, общительность, дружелюбность, и вместе с тем влияют и подобные качества и умения сверстников, с которыми он общается.

 

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 375 с.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – М. : Модэк МПСИ, 2004. – 158 c.
3. Неверова А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск, 2015. – С.102-106.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Владос, 2015. – 157 с.
5. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста: Программа и методическое обеспечение для педагогов и психологов ДОУ. – Ульяновск : ИПКПРО, 2005. – 100 с.