Статья:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Нигманова А.Э. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117626 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Нигманова Алина Эдуардовна
магистрант ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова» РФ, г. Магнитогорск
Шпаковская Елена Юрьевна
научный руководитель,

 

AGE-RELATED FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR CHILDREN AND TEENAGERS

 

Alina Nigmanova

Master's degree Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Russia, Magnitogorsk

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема суицида среди детей и подростков. Автор описывает отличительные особенности каждого возраста, дает характеристику школьника, который находится в зоне повышенного суицидального риска, а также выделяет специфичные проявления, характерные для подростка с суицидальными наклонностями.

Abstract. This article discusses the problem of siucide among children and adolescents. The author describes the distinctive features of each age, gives a description of a student who is in a zone of increased suicidal risk, and also identifies specific manifestations characteristic of a teenager with suicidal tendencies.

 

Ключевые слова: суицид, суицидальные риски, психология школьника, подростковая субкультура, суицидоопасная ситуация.

Keywords: suicide, suicidal risks, schoolboy psychology, teenage subculture, suicidal situation.

 

За последние годы значительно увеличилось количество завершенного суицида среди детей и подростков. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные и личностные особенности, а также возрастные особенности поведенческих паттернов. Подробнее раскроем последний критерий, связанный с возрастными особенностями.  В детском возрасте понятие «смерть» воспринимается как нечто временное, как сон или отъезд, или то, что не всегда связано с собственной личностью. Конкретно определение смерти дети понимают уже с 2-3 лет, и для многих она не является пугающим событием. Потеря близкого, сверстника или домашнего питомца осознается ими не полностью, но при этом может сопровождаться чувством вины. Однако грусть и тоска продолжаются недолго.

Для дошкольников размышления о смерти не характерны, хотя о данном явлении как таковом они знают, посредством чтения сказок и просмотра мультфильмов. Остановимся на школьниках младшего и среднего звена. Дети младшего школьного возраста не осознают возможность смерти для себя. Лишь ближе к подростковому факт смерти становится более значимым, закладываются основы различий между живым и мертвым.

Детский возраст отличается отсутствием страха смерти ввиду отсутствия понимания самого явления. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11—14 годам. Формирование представления о смерти проходит этапы: от полного непонимания понятия смерти до конкретных знаний о ней. Для ребенка нет понимания того, что смерть необратима. Он думает, что какой-то промежуток времени его не станет, а затем он снова вернется назад.

Для подростков явление смерти становится более очевидным. Но при этом они практически игнорируют ее, экспериментируя с запрещенными веществами, гоняя на мотоциклах и прибегая к риску и всему, что с ним связано. В дальнейшем подросток уже принимает мысль о смерти с возникающей тревогой, но исключает такую возможность. Дети и подростки, совершая суицид, напрямую не думают о плачевном исходе. Это отличает их от взрослых из-за отсутствия ясных границ между истинным суицидом и демонстративным. Ими движет стремление наблюдать за реакцией близких и окружающих о факте совершения смерти, питая надежду на «перерождение», которое характерно для школьников с суицидальными наклонностями. Они проходят несколько этапов: от полного отсутствия понятия смерти до конкретных знаний о ней. Происходит знакомство с ритуалами ухода из жизни (похороны, поминальный обед, траур и т.д.). При этом ребенком начинает принимать двойственное бытие: быть умершим и быть свидетелем собственной смерти, как горюют близкие и раскаиваются обидчики и недруги. Отсутствие страха перед смертью- отличительная особенность психологии школьника. Ошибочно будет относить попытки совершить суицид младшим школьником или подростком к демонстративному поведению. Эти возраста, в силу отсутствия жизненного багажа, не способны пользоваться методом выбора. Неосведомленность о способах самоубийства повышают угрозу смерти. У подростка страх смерти превышает ценность жизни. «Метафизическая интоксикация» данного возраста характеризуется углубленным размышлением о жизни и смерти. Недостаток критики, повышенная самооценка, психическая неустойчивость и эгоцентризм снижают ценность жизни, что в стрессовой ситуации является предпосылкой к суицидальному риску [3]. Если проанализировать суицидоопасные конфликтные ситуации, то можно предположить, что для юных индивидов они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако, максимализм в суждениях, отсутствие умения предвидеть последствия своих поступков и умения строить предположительный прогноз исхода стрессовой и тяжелой ситуации, отсутствие жизненного опыта, которое свойственно данным возрастным периодам (дети и подростки) и, создает чувство безысходности, отчаяния и одиночества. Все это превращает незначительную конфликтную ситуацию в суицидоопасную для ребенка и, особенно для подростка, и часто недооценивается родителями и учителями.

Подводя итоги, отметим специфичные для школьников проявления.

  1. У школьника и младшего, и среднего звена нет четко осмысленной картины смерти. Взрослый осознает, что смерть – это завершение жизни, а школьник до конца не понимает этого. Для них это виртуальная игра, где персонаж снова и снова может прожить жизнь заново [4].
  2. Жизнь школьников стоит на трех «китах»: семья, школа, сверстники.
  3. На первый взгляд самоубийство и ребенка, и подростка кажется незначительным или даже случайным.
  4. Малая социальная группа (подростковая субкультура) оказывает сильное влияние на формирование суицидального поведения подростка [5].
  5. У подростка могут отсутствовать стадии, которые предшествовали бы суициду, т.е. мысли и намерения.
  6. И ребенок, и подросток испытывают трудности в объяснении того, что происходит с ними в стрессе, каково их состояние или в чем заключается проблема.
  7. Для школьника, нередко, страшнее жить в той реальности, в которой он пребывает, нежели умереть [2].

Детский и подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».

 

Список литературы: 
1. Амбрумова, А.Г. Суицидальное поведение в ряду других девиаций подростков: Комплексные исследования в суицидологи / А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, Л.Э. Комарова / Под общ. ред. В.В. Новалева – М., 1986. – 379 с.
2. Камынина И. В. Проблема адаптации и стратегии совладания со стрессами в подростковом и юношеском возрастах. // Личность и мир: Психологические исследования. Петропавловск-Камчатский, 2007: 102-127с.
3. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие / И. А. Погодин. – М.: Изд-во Моск. психол.–социал. ин–та; Флинта, 2008. – (Серия: Б–ка психолога).
4. Шпаковская Е.Ю., Клюкина А.А. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу //Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf 
5. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Психопрофилактика и психокоррекция аддиктивного поведения. Разработка коррекционно-профилактических программ [Электронный ресурс]: учеб. пособие // О.В. Токарь, Е.Ю. Шпаковская. –Магнитогорск: МГТУ. 1,82 Мб. -М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2017. № гос. рег. 0321604431.