ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(233)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(233)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
В связи с возрастающей актуальностью проблемы психопрофилактики стрессов вопросы стрессоустойчивости рассматриваются во многих работах современных исследователей, таких, как В.А. Бодров, Л.М. Аболин, Н.Е. Водопьянова, И.С. Пигулевская, Я. Рейковский, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов, И.Г. Малкина-пых, Л.М. Митина и др.
По мнению В.А. Бодрова, эффективность профессиональной деятельности людей в экстремальных условиях определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности [2, с. 59].
На сегодняшний день в психологической науке нет единого понимания содержания явления стрессоустойчивости и нет четкого определения этого понятия.
Под термином «стрессоустойчивость» одновременно понимают эмоциональную устойчивость, психологическую стойкость к стрессу, стресс- резистентность, фрустрационную толерантность и др.
Так, к стрессоустойчивости приравнивают эмоциональную устойчивость и способность контролировать эмоции, способность справляться с большими нагрузками и эффективно решать поставленные задачи при экстремальных обстоятельствах; способность самостоятельно успокаивать эмоциональное возбуждение в процессе выполнения сложной деятельности; свойство темперамента, позволяющее успешно достигать целей своей деятельности с помощью оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; способность направлять свои эмоциональные переживания на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных психоэмоциональных состояний; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.
Некоторые авторы обуславливают стрессоустойчивость эмоциональной стабильностью и психической устойчивостью, надситуативной активностью, поисковой активностью, сопротивляемостью, творческой активностью, выносливостью.
Как замечает В.А. Бодров, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, и большинство авторов в качестве синонима употребляют термин «эмоциональная устойчивость», механизмы и сущность которой изучены лучше [2, с. 76].
Например, Л.М. Аболин приравнивает стрессоустойчивость к эмоциональной устойчивости, называя эмоциональной устойчивостью свойство, которое характеризует индивида в процессе напряженной деятельности, при этом его отдельные эмоциональные механизмы гармонично взаимодействуют между собой, способствуя успешному достижению поставленных целей [1, с. 124]. Таким образом указывается, что критерием эмоциональной устойчивости выступает достижение поставленной цели, что значительно сужает смысловое поле изучаемого явления.
Н.Е. Водопьянова пишет, что понятие «стрессоустойчивость» эквивалентно «эмоциональной устойчивости», «психологической устойчивости» и «стресс-резистентности» [4, с. 198].
Сужение понятия «стрессоустойчивость» наблюдается и при подходе, в соответствии с которым все явление стрессоустойчивости сводится к социально-психологическим показателям стрессоустойчивости (сохранению способности к социальной адаптации, сохранению значимых межличностных связей, обеспечению успешной самореализации, достижению жизненных целей, сохранению трудоспособности и качества выполняемой деятельности, сохранению здоровья) или отдельным компонентам стрессоустойчивости.
Некоторые ученые характеризуют стрессоустойчивость через физиологические детерминанты, в частности, через общие свойства нервной системы и темперамент.
К примеру, Я. Рейковский говорит о «чувствительности в эмоциогенных раздражителях» как об основе стрессоустойчивости.
В.А. Плахтиенко и Н.И. Блудов приравнивают стрессоустойчивость к свойству темперамента, позволяющему решать поставленные задачи за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Другие авторы относят к стрессоустойчивости копинг-механизмы и механизмы психологической защиты. Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека через такие копинг-стратегии, как противостоящее совладание, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности, избегание проблемы, решение проблемы, позитивная переоценка ситуации. На копинг-стратегии оказывает влияние локус-контроль, этнический фактор, тип ВНД, психические и соматические заболевания [6, с. 97].
Ряд исследователей считает стрессоустойчивость одной из подструктур готовности человека к деятельности в напряженной жизненной ситуации. Например, М.И. Дьяченко с соавторами утверждают, что готовность специалистов к деятельности в напряженных ситуациях является фактором, определяющим уровень и успех их деятельности. Эта готовность, по мнению вышеуказанных ученых, определяется содержанием поставленных перед ними задач, их трудностью и новизной, обстановкой деятельности, мотивацией, оценкой вероятности достижения цели, самооценкой, нервно-психическим состоянием и эмоциональной устойчивостью к стрессовой ситуации.
В психологических исследованиях дискутируется связка стрессоустойчивость - стресс доступность: «стрессоустойчивость человека понимается как умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт».
Заметим, что личностные качества, которые позволяют человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, определяют стрессоустойчивость. В свою очередь, стресс доступность - это личностные качества, которые препятствуют преодолению эмоциональных нагрузок. На наш взгляд, при этом следует различать высокий, средний и низкий уровни стрессоустойчивости, тогда низкая стрессоустойчивость включает в себя понятие «стресс доступность».
Так, Б.Х. Варданян рассматривает стрессоустойчивость как свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации [3, с. 214].
В.А. Бодров, в свою очередь, утверждает, что стрессоустойчивость - это свойство личности, которое способствует высокой продуктивности деятельности в экстремальном пространстве [2, с. 132].
Л.Г. Дикая характеризует стрессоустойчивость как результат взаимодействия личности, состояния и среды [5, с. 84].
Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман: стрессоустойчивость - «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». Данное определение мы будем использовать в нашей работе как основополагающее понятие.
Комплексного подхода к рассматриваемому понятию придерживается и Н.И. Бережная. Она определяет стрессоустойчивость как качество личности, которое состоит из следующих компонентов:
а) психофизиологический (тип, свойства нервной системы, темперамент);
б) мотивационный;
Повышая мотивацию, можно увеличить эмоциональную устойчивость;
в) эмоциональный опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
г) волевой, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
д) профессиональная подготовленность, информированность и готовность личности к выполнению тех или иных задач;
е) интеллектуальный, который выражается в оценке требований ситуации, прогнозе ее возможного изменения, принятии решений о способах действий.
В свою очередь, В.В. Банников считает, что структура стрессоустойчивости включает два блока компонентов:
а) общепсихологический блок, который состоит из особенностей реагирования нервной системы и природно-детерминированных личностных качеств (темперамент);
б) социально-психологический блок, который состоит из качеств личности, формирующихся в процессе личностного становления и проявляющихся в системе межличностных и профессиональных взаимоотношений, а также из доминирующих стратегий поведения в стрессовой ситуации.
Таким образом, многие ученые подчеркивают, что стрессоустойчивость - это интегративное свойство личности, которое имеет определенную структуру. Однако при этом, говоря о структуре стрессоустойчивости, они ограничиваются тем, что в самом общем смысле перечисляют компоненты психической деятельности человека. При этом в научной литературе нечасто встречаются подробности о том, какие именно свойства личности и индивидуальности формируют стрессоустойчивость.
Тревожность как фактор, который обуславливает стрессоустойчивость, присутствует в изысканиях Ю.В. Щербатых [7, с. 35].
Отметим, что темперамент имеет тесную связь с эмоциями. Поэтому его можно понимать и как эмоциональную реактивность, и как динамику деятельности индивидуума. И хотя темперамент считается врожденным качеством личности, это не значит, что он не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания - темперамент человека отличается пластичностью, он имеет свойство со временем меняться в ту или иную сторону, где-то усиливаясь, где-то ослабляясь.
Таким образом, многие авторы утверждают, что, являясь интегративным свойством личности, стрессоустойчивость имеет определенную структуру. Однако при этом среди авторов нет единого мнения о том, какие компоненты психической деятельности человека формируют и определяют стрессоустойчивость. В самом общем смысле перечисляются самые разнообразные свойства личности и индивидуальности: способность прогнозировать развитие событий и таким образом уменьшать стрессовую нагрузку жизненных ситуаций; способность управлять своими эмоциями, волевые качества (способность действовать в направлении достижения поставленных целей и задач, мобилизовать психику в сложных обстоятельствах), навыки саморегуляции; способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, эмоциональное, волевое и физическое напряжение; способность переносить высокие нагрузки; активность в изменении стрессовой ситуации; владение эффективными способами преодоления стресса; гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся и исчезающие стрессоры и их сложные сочетания; способность к самореализации и удовлетворенность ею, личностный рост со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов. При этом среди многообразия компонентов, факторов и предпосылок стрессоустойчивости, которые перечисляются исследователями, наиболее значимыми представляются показатели тревожности, свойств темперамента и самоактуализации личности.