Возможности сельской школы в организации досуга подростков
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Возможности сельской школы в организации досуга подростков
Проблема организации досугового времени сельских подростков отличается рядом сложностей. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводят их к социальным проблемам. Проблема организации досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек, умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где малое количество учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей.
Сельский социальный педагог имеет следующие особенности:
− он живет в селе, а следовательно имеет более тесный контакт, как с самими учащимися школы, так и их родителями;
− знает о многих проблемах, которые есть в селе [4, с. 134].
Подойти к вопросу организации досуга подростков социальному педагогу будет немного легче, его идеи будут реалистичны и более приземленными. Имея контакт с детьми, он может повернуть это для себя в лучшую сторону и воспользоваться, дабы заинтересовать их в организации всего процесса, дать почувствовать себя лидером в коллективе, либо ответственным за какое-либо поручение [2, с. 112-113]. Социальный педагог может организовать большой ряд мероприятий в зависимости от направления и содержания досуга:
- Социально-правовое:
Социальный педагог может заранее договориться с классным руководителем и прийти на классный час к подросткам для того, чтобы провести с ними беседу, касающуюся поведения в общественном месте, норм и ценностей, приемлемых в социуме. По необходимости также может провести тренинг или игру для закрепления полученных знаний.
- Профилактическое:
Социальный педагог проводит лекцию о здоровом образе жизни, возможно, используя техническую аппаратуру. Через медиа-проигрыватель (если он имеется) дети наглядно могут увидеть последствия употребления тех или иных веществ. Затем в виде игры отрабатывает с ними поведение, которым будет руководствоваться подросток, если попадает в компанию группы риска.
- Культурно-просветительское:
Подростки, проводя культурно-просветительские мероприятия, будут много узнавать нового, узнавать себя с другой стороны, расширять свой кругозор. Социальный педагог проводит диагностические методики, в ходе которых человек узнает полезное о себе, например, в какой профессии он мог бы себя чувствовать комфортно. Литературные, музыкальные мероприятия также оказывают большое влияние на подростков, дают возможность немного отвлечься от учебной деятельности и немного расслабиться [3, с. 200].
Воспитательная система социальной ориентации учащихся школы выполняет следующие функции:
- Развивающая (направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, а также поддержку процессов развития способностей детей и подростков).
- Интегрирующая (способствует объединению в одно целое все воспитательные воздействия).
- Защитная (направлена на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития).
- Регулирующая (предполагает организацию благоприятных условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытие и развитие его способностей).
- Корректирующая (заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника) [1, с. 54].
Однако в сельской местности не всегда есть должность социального педагога, в таком случае дети предоставлены сами себе, проводят много времени за компьютером, возможны риски алкоголизма и наркомании. Поэтому социальный педагог может организовать большой выбор мероприятий, заинтересовывать подростков различными делами, развивать творческие способности и рождать новые таланты, поддерживая связь со школой и семьей ребенка [5, с. 78-79]. Очень важно для подростков в этот возрастной период чтобы то, что они делают, было кем-то замечено и оценено, Подростки часто хотят обратить на себя внимание, потому что родители в повседневной жизни заняты работой, а времени на детей у них совсем нет, и как следствие, подростки идут совершенно не по правильному пути, связываются с плохой компанией. Родители должны как можно больше уделять времени детям, хвалить их пусть не за большие результаты, помогать им во всех начинаниях и осуществлять контроль.