Статья:

Возможности сельской школы в организации досуга подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ескендирова Д.Х. Возможности сельской школы в организации досуга подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63868 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности сельской школы в организации досуга подростков

Ескендирова Диана Хаиркеевна
студент, Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск

 

Проблема организации досугового времени сельских подростков отличается рядом сложностей. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводят их к социальным проблемам. Проблема организации досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек, умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где малое количество учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей.

Сельский социальный педагог имеет следующие особенности:

− он живет в селе, а следовательно имеет более тесный контакт, как с самими  учащимися школы, так и их родителями;

− знает о многих проблемах, которые есть в селе [4, с. 134].

Подойти к вопросу организации досуга подростков социальному педагогу будет немного легче, его идеи будут реалистичны и более приземленными. Имея контакт с детьми, он может повернуть это для себя в лучшую сторону и воспользоваться, дабы заинтересовать их в организации всего процесса, дать почувствовать себя лидером в коллективе, либо ответственным за какое-либо поручение [2, с. 112-113]. Социальный педагог может организовать большой ряд мероприятий в зависимости от направления и содержания досуга:

  1. Социально-правовое:

Социальный педагог может заранее договориться с классным руководителем и прийти на классный час к подросткам для того, чтобы провести с ними беседу, касающуюся поведения в общественном месте, норм и ценностей, приемлемых в социуме. По необходимости также может провести тренинг или игру для закрепления полученных знаний.

  1. Профилактическое:

Социальный педагог проводит лекцию о здоровом образе жизни, возможно, используя техническую аппаратуру. Через медиа-проигрыватель (если он имеется) дети  наглядно могут увидеть последствия употребления тех или иных веществ. Затем в виде игры отрабатывает с ними поведение, которым будет руководствоваться подросток, если попадает в компанию группы риска.

  1. Культурно-просветительское:

Подростки, проводя культурно-просветительские мероприятия, будут много узнавать нового, узнавать себя с другой стороны, расширять свой кругозор. Социальный педагог проводит диагностические методики, в ходе которых человек узнает полезное о себе, например, в какой профессии он мог бы себя чувствовать комфортно. Литературные, музыкальные мероприятия также оказывают большое влияние на подростков, дают возможность немного отвлечься от учебной деятельности и немного расслабиться [3, с. 200].

Воспитательная система социальной ориентации учащихся школы выполняет следующие функции:

  1. Развивающая (направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, а также поддержку процессов развития способностей детей и подростков).
  2. Интегрирующая (способствует объединению в одно целое все воспитательные воздействия).
  3. Защитная (направлена на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды  на личность ребенка и процесс его развития).
  4. Регулирующая (предполагает организацию благоприятных условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытие и развитие его способностей).
  5. Корректирующая (заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника) [1, с. 54].

Однако в сельской местности не всегда есть должность социального педагога, в таком случае дети предоставлены сами себе, проводят много времени за компьютером, возможны риски алкоголизма и наркомании. Поэтому социальный педагог может организовать большой выбор мероприятий, заинтересовывать подростков различными делами, развивать творческие способности и рождать новые таланты, поддерживая связь со школой и семьей ребенка [5, с. 78-79]. Очень важно для подростков в этот возрастной период чтобы то, что они делают, было кем-то замечено и оценено, Подростки часто хотят обратить на себя внимание, потому что родители в повседневной жизни заняты работой, а времени на детей у них совсем нет, и как следствие, подростки идут совершенно не по правильному пути, связываются с плохой компанией. Родители должны как можно больше уделять времени детям, хвалить их пусть не за большие результаты, помогать им во всех начинаниях и осуществлять контроль.

 

Список литературы:
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова − М., 1994. – 208 с.
2. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
3. Никитин В.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / В.А. Никитин. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2005. – 480 с.
5. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. – Л., 1992. – 207 с.