Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Павелко В.В. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 8(231). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/231/124112 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Павелко Валерия Витальевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ценностных ориентаций современной молодежи. Авторы провели исследование среди молодых людей для понимания текущих трендов ценностных ориентаций. Основные выводы подтверждают, что ценностные ориентации современной молодежи сильно изменились за последние годы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных стратегий работы с молодыми людьми.

 

Ключевые слова: ценности, современные ценности, молодежь, ценностные ориентации.

 

Современная молодежь растет в мире, который постоянно меняется. Ценности и ориентации современной молодежи формируются обществом, в котором они живут, их семьей, сверстниками и влиянием средств массовой информации. Таким образом, у них есть широкий спектр мнений и ценностей, которые формируют их взгляды на жизнь. Это разнообразие можно увидеть в том, как они одеваются, какую музыку слушают, какие социальные сети используют и как взаимодействуют друг с другом.

Исследование по данной тематике имеет значительную социальную актуальность по ряду причин, молодежь представляет собой будущее общества, а ее ценности и убеждения определяют направление, в котором движется общество. Понимание ценностных ориентаций современной молодежи помогает понять будущие тенденции и социальные нормы, которые будут преобладать в обществе, а практическая актуальность, в свою очередь, заключается в понимании ценностей и ориентаций этой демографической группы, что может иметь значение для работодателей, которые смогут использовать информацию для лучшего понимания ожиданий молодых людей в составе рабочего штата, а также для разработки более эффективных стратегий найма, удержания и развития.

Целью нашего исследования являлся анализ влияния различных факторов на ценностные ориентации современной молодежи, а также определение их приоритетов, идеалов, целей и желаний.

«Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [2, с. 64], определяет его отношения с другими людьми, преобразования личности, изменения личности, в том числе и по отношению к самой себе. Образ жизни индивида - это образ существования человека. В этом понятии, на наш взгляд, достаточно полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их изменяющийся в течение времени характер, их функции и значение в жизни каждого индивида, в его личностном развитии.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [1, С.87-91].

Представление о системе ценностей личности как об иерархии её убеждений получило распространение также у М. Рокича, он определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Как известно, в современном обществе идеалы и ценности существенно изменились, если сравнивать последние десятилетия, к примеру, ранее молодежь ценила такие понятия как «честность» и  «честь», особое значение придавалось работе и социально полезной деятельности, иногда даже в ущерб собственным интересам, сейчас же на первом месте стоит собственное благополучие и материальный успех. Большинство современной молодежи склонны положительно относиться к себе, к своей личности, индивидуальности, молодые люди довольно глубоко способны дифференцировать окружающих себя людей, осознавать факт наличия других, отличных от своих взглядов и убеждений, стереотипов и идеалов.

Ценностные ориентации современной молодежи развиваются под влиянием множества факторов. Внутренние факторы включают психологические и педагогические аспекты, индивидуальные характеристики и предрасположенности личности, уровень интеллектуального развития, а также положительные и отрицательные аспекты окружающей среды. Внешние факторы включают социальные, политические, экономические и культурные факторы, а также влияние массовой информации и доступность информации [4].

Рассмотрим, на наш взгляд, факторы развития, наиболее влияющие на формирование ценностных ориентаций у современной молодежи:

1. Семья. Ценности и убеждения членов семьи часто являются самым влиятельным фактором в развитии ценностей, поскольку с семьей взаимодействие происходит на протяжении всей жизни, довольно часто эти ценности становятся значимыми и ведущими в жизни молодого человека.

2. Окружение. Друзья, однокурсники, коллеги и возможные кумиры в социальных сетях могут оказывать сильное влияние на ценности и убеждения, на мировоззрение молодежи, в силу того, что изначальные взаимоотношения строятся на основе общих интересов или рабочей структуры, молодые люди склонны поддаваться давлению со стороны близких друзей, коллег или даже известных людей.

3. Образование и труд. Университет, преподаватели, учебная программа и трудовая деятельность могут формировать ценности и убеждения молодых людей, являясь важным аспектом в формировании установки на престижную и высоко оплачиваемую профессию, социально одобряемые специальности и материальный успех.

4. СМИ и технологии. Телевидение, фильмы, музыка, журналы, Интернет, социальные сети и другие средства массовой информации могут оказать сильное влияние на ценности и убеждения молодежи. Полученную информацию  молодежь  перерабатывает,  оценивает, фильтрует и  формирует свое индивидуальное  представление, а также  формирует установки, являющиеся ориентиром будущих действий.

Для проверки гипотезы, о том, что ценностные ориентации зависят от социально-экономического положения, уровня образования, индивидуальных качеств характера и влияния социальных сетей, было организовано эмпирическое исследование с использованием методики М. Рокича «Диагностика ценностных ориентаций», в которой приняли участие 21 человек в возрасте от 18 до 28 лет.  

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

На непосредственном этапе проведения диагностики мы обращали внимание на те ценности, которые занимали наивысший ранг и получили следующие результаты:

Среди терминальных ценностей, у 76% студентов на первом месте здоровье, у 19% на первом месте красота, у 5% на первом месте любовь.

 

Рисунок 1. Результаты диагностики ценностных ориентаций (Терминальные ценности)

 

Опрошенные, у которых на первом месте из терминальных ценностей здоровье [3, с. 171-181], чаще всего следят за ним, ухаживают за собой, здоровый сон для них в приоритете, они часто занимаются спортом, следят за питанием, помимо физического здоровья они также следят и за психологическим.

Опрошенные, у которых на первом месте из терминальных ценностей красота, очень аккуратно ко всему относятся, бережно относятся к вещам, часто проделывают уборку в помещении, любят коллекционировать разную мелочь, любят рассуждать на глобальные темы, имеют хорошее воображение, часто восхищаются произведениями искусства.

Опрошенные, у которых на первом месте из терминальных ценностей любовь, довольно романтичны, настроены на создание отношений, не редко в студенческие годы создают семьи, комфортно себя чувствуют рядом с партнёром.

Среди инструментальных ценностей, у 52% опрошенных на первом месте аккуратность, у 38% на первом месте честность, у 10% воспитанность.

 

Рисунок 2. Результаты диагностики ценностных ориентаций (Инструментальные ценности)

 

Опрошенные, у которых на первом месте из инструментальных ценностей аккуратность очень аккуратно относятся ко всему, довольно вежливы и внимательны, очень долго подбирают себе одежду, стараются все выполнить качественно, пунктуальны, отзывчивы, всегда готовы помочь.

Опрошенные, у которых на первом месте из инструментальных ценностей честность, очень ответственно ко всему подходят, стараются говорить правду в лицо, довольно прямолинейны из-за чего не редко испытывают сложности в общении с коллегами, также внимательны к деталям, во время диалога стараются смотреть в глаза собеседника, чувствуют, когда им говорят не правду, прекращают общение с людьми, которые их обманывают.

Опрошенные, у которых на первом месте из инструментальных ценностей воспитанность, как правило, очень вежливы, отзывчивы, всегда готовы прийти на помощь, даже во вред себе, ориентируются в нормах и правилах, принятых в обществе.

Преобладающими ценностями в результате можно выделить здоровье и аккуратность.

Таким образом, проведя диагностику М. Рокича, можно сделать выводы о том, что ценностные ориентации современной молодежи находятся в процессе изменения. Исследование подтвердило тот факт, что молодые люди имеют свои собственные ценностные ориентации, которые отличаются от тех, что имеют представители других поколений. Исследование также показало, что современные молодые люди нацелены на достижение постоянного прогресса и развития, а также заботятся о своем здоровье и душевном состоянии. Большинство молодых людей ценят свое здоровье, нацелены на аккуратность, индивидуальность, любовь, и прочие удовлетворяющие им потребности. 

Для дальнейшего формирования ценностных ориентаций молодежи необходимо создание условий для роста и совершенствования личности. Это предполагает знание всей современной ситуации жизнедеятельности человека, включая социально-психологическую специфику группы, в которую он входит, психологические личностные особенности молодого человека. Определяя задачи, формы и методы коррекционной работы, психологу необходимо владеть информацией об интересах, потребностях, проблемах молодых людей.

 

Список литературы:
1. Васильева Т. В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов// Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, С.87-91.
2. Здравомыслова А.Г. Человек и его работа. Социологическое исследование // Наука, 1967. С. 64.
3. Макарова В. А. Попов А. К. Ценности здоровья в структуре ценностных ориентаций молодых людей/ Макарова В. А. Попов А. К. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013, С.171-181.
4. Попова В.Р. Динамика ценностных ориентаций молодежи в современном российском обществе// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2014.