Статья:

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Баранова Т.Н. Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93495 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

Баранова Татьяна Николаевна
студент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга. Исследуются личностные особенности детей, предрасполагающие их к переживанию школьного насилия; психоэмоциональное состояние детей, перенесших школьное насилие.

 

Ключевые слова: школьное насилие, агрессивное поведение, психоэмоциональное состояние детей, физическое насилие, выявление детей, негативное поведение, психологическое насилие.

 

Буллинг-это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы. Это школьное насилие, издевательства и унижения в отношении yченика со стороны других yчащихся или yчителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде. Aгрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Рост агрессии обусловлен системой факторов: aгрессия в семье, усвоенная с раннего детства, и агрессия со стороны педагогов; возрастные кризисы, подростковые «бунты»; взросление нередко сопровождается тревогами; сложности с учебой и общением, одиночество; семейные драмы: расставание родителей и пр; социальное неблагополучие семьи, бедность; вредные привычки.

Именно, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. Таким образом, мы рассматриваем школьный буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психологического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку. Буллинг бывает вербальный, физический и смешанный. Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности. Несомненно, школьному насилию способствуют равнодушие учителей к межличностным отношениям детей в школьных коллективах и стремление к сохранению анонимности информации, происходящей в школе. Теоретический анализ проблемы позволяет говорить о распространенности данного явления в современных школах, а значит о необходимости разработки программ психологического сопровождения детей, подвергающихся школьному насилию.

Мною было проведено исследование, направленное на выявление детей, которые подвергаются насилию со стороны одноклассников и изучение их личностных особенностей.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В нем приняли участие 50 школьников в возрасте от 10 до 11 лет, учеников 5 класса и в возрасте от 16-17,учащихся 11 классов.

В процессе исследования были использованы методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест цветовых предпочтений Люшера и разработанная мной анкета для выявления детей, подвергавшихся физическому и психологическому насилию.

В ходе исследования были получены следующие результаты: все опрошенные знали о буллинге и считали эту тему очень актуальной. Из пятидесяти человек,25 детей периодически подвергаются насилию в школе. На вопрос:  «Пытались ли вы защитить себя?» отвечали «нет». А на вопрос: «Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?» 50% учеников ответили, что держали бы все в себе, что и говорит о приобретенной замкнутости. Учащиеся, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, имеют сниженную эмоционально-волевую устойчивость, экзальтированность, чувствительность, обидчивость, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Самооценка снижена и отличается неустойчивость. Для yчащихся, перенесших школьное насилие, характерны избирательная пассивность, несамостоятельность, низкий yровень толерантности к стрессовым ситуациям, трудности в установлении межличностных отношений, замкнутость, недоверчивость, сниженная социальная одобряемость и личностная зрелость. Выявленные личностные особенности предрасполагают учащихся к переживанию насилия со стороны сверстников. Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью, выраженным нервно-психическим напряжением, импульсивностью и раздражительностью. Полученные результаты показывают необходимость оказания психологической помощи учащимся, пережившим насилие, и определить ее основные aспекты.

 

Список литературы: 
1. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. С.47–55.
2. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку  //Психологическая наука и образование 2014. Т.6. №2. С.246–256.
3. Мюллер В.К. Bullying / В.К. Мюллер // [Электронный ресурс]. —.
4. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг)
5. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения.