Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию
Аннотация. В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга. Исследуются личностные особенности детей, предрасполагающие их к переживанию школьного насилия; психоэмоциональное состояние детей, перенесших школьное насилие.
Ключевые слова: школьное насилие, агрессивное поведение, психоэмоциональное состояние детей, физическое насилие, выявление детей, негативное поведение, психологическое насилие.
Буллинг-это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы. Это школьное насилие, издевательства и унижения в отношении yченика со стороны других yчащихся или yчителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде. Aгрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Рост агрессии обусловлен системой факторов: aгрессия в семье, усвоенная с раннего детства, и агрессия со стороны педагогов; возрастные кризисы, подростковые «бунты»; взросление нередко сопровождается тревогами; сложности с учебой и общением, одиночество; семейные драмы: расставание родителей и пр; социальное неблагополучие семьи, бедность; вредные привычки.
Именно, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. Таким образом, мы рассматриваем школьный буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психологического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку. Буллинг бывает вербальный, физический и смешанный. Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности. Несомненно, школьному насилию способствуют равнодушие учителей к межличностным отношениям детей в школьных коллективах и стремление к сохранению анонимности информации, происходящей в школе. Теоретический анализ проблемы позволяет говорить о распространенности данного явления в современных школах, а значит о необходимости разработки программ психологического сопровождения детей, подвергающихся школьному насилию.
Мною было проведено исследование, направленное на выявление детей, которые подвергаются насилию со стороны одноклассников и изучение их личностных особенностей.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В нем приняли участие 50 школьников в возрасте от 10 до 11 лет, учеников 5 класса и в возрасте от 16-17,учащихся 11 классов.
В процессе исследования были использованы методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест цветовых предпочтений Люшера и разработанная мной анкета для выявления детей, подвергавшихся физическому и психологическому насилию.
В ходе исследования были получены следующие результаты: все опрошенные знали о буллинге и считали эту тему очень актуальной. Из пятидесяти человек,25 детей периодически подвергаются насилию в школе. На вопрос: «Пытались ли вы защитить себя?» отвечали «нет». А на вопрос: «Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?» 50% учеников ответили, что держали бы все в себе, что и говорит о приобретенной замкнутости. Учащиеся, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, имеют сниженную эмоционально-волевую устойчивость, экзальтированность, чувствительность, обидчивость, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Самооценка снижена и отличается неустойчивость. Для yчащихся, перенесших школьное насилие, характерны избирательная пассивность, несамостоятельность, низкий yровень толерантности к стрессовым ситуациям, трудности в установлении межличностных отношений, замкнутость, недоверчивость, сниженная социальная одобряемость и личностная зрелость. Выявленные личностные особенности предрасполагают учащихся к переживанию насилия со стороны сверстников. Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью, выраженным нервно-психическим напряжением, импульсивностью и раздражительностью. Полученные результаты показывают необходимость оказания психологической помощи учащимся, пережившим насилие, и определить ее основные aспекты.