Статья:

Особенности вербального обозначения эмоциональных явлений детьми (специфика детского «Языка эмоций»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Галимуллина Г.Р., Льдокова Г.М. Особенности вербального обозначения эмоциональных явлений детьми (специфика детского «Языка эмоций») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70853 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности вербального обозначения эмоциональных явлений детьми (специфика детского «Языка эмоций»)

Галимуллина Гулия Рафисовна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
канд. психол. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема понимания эмоционального состояния дошкольниками и отражения его в речи, так как соотношение эмоционального и когнитивного развития ребенка - одна из актуальных проблем детской психологии. Исследователями детского мышления подчеркивается, что для него характерно преобладание субъективных связей. Давая словесные определения, ребенок опирается прежде всего на свой социальный и эмоциональный опыт. В связи с этим является важным выявление у ребенка представлений о мире и прежде всего эмоциональном мире, путем изучения его вербальной деятельности, исследования эмоционального словаря, а также категориальных структур, опосредствующих восприятие и осознание ребенком действительности.

 

Ключевые слова: эмоции, вербалика, дошкольный возраст.

 

Проблема изучения содержания значений слов, обозначающих эмоции, редко становилась предметом анализа в отечественной психологии, а исследование понимания детьми дошкольного возраста значений слов, обозначающих эмоциональные состояния, единичны.

Проблема соотношения речи и эмоций рассматривалась в контексте исследования взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Запорожец).

По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова – это развитие понятий, каждому этапу развития психического отражения свойственны определенные уровни овладения семантикой слова. Л.С. Выготским и А.М. Шахнаровичем выделены 3 уровня обобщения: образ (представления, псевдопонятия (переходное явление от образа к понятию) и понятие (расчлененное отражение существенных признаков объекта). Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Мы решили провести опытно-экспериментальную работу. Цель исследования заключается в выявлении особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития, возможностей детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад 99» г. Казани. В экспериментальной работе приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группу.

Для исследования вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики: методика «Эмоциональная идентификация» и методика «Эмоциональная пиктограмма», разработанные Е.И. Изотовой.

По методике «Эмоциональная идентификация» мы выявили, что дети с высоким уровнем эмоциональной идентификации правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями; изобразили различные эмоциональные состояния. Для детей со средним уровнем эмоциональной идентификации при выполнении задания потребовалась содержательная помощь; они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. У остальных детей, у кого выявлен низкий уровень развития эмоциональной сферы, в ходе диагностики им потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно-действенная. Дети смогли правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до четырех эмоциональных состояний.

Рассмотрим результаты диагностики детей по методике «Эмоциональная пиктограмма». Испытуемые с высоким уровнем развития эмоциональной сферы правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразили различные эмоциональные состояния. 

У тех дошкольников, у кого выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, при выполнении задания также потребовалась содержательная помощь. Они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. А у тех, кто не смог определить эмоции без какой-либо помощи был выявлен низкий уровень.

Результаты исследования показали, что среди тестируемых экспериментальной группы высоких показателей нет, у 7 детей (28%) средний уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций и умения их вербализировать, у остальных 18 детей (72%) - ниже среднего уровня. Среди тестируемых в контрольной группе высокие показатели также отсутствуют, у 8 детей (32%) средний уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций, а у остальных 17 детей (68%)  - ниже среднего уровня.

Таким образом, исходя из результатов диагностического обследования, можно сделать вывод, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в экспериментальной работе, уровень вербализации эмоциональных представлений - средний. Часть детей имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта. На основании полученных диагностических результатов, мы сделали вывод, что с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проведение развивающих занятий, направленных на развитие вербального обозначения эмоциональных явлений дошкольниками.

Повторное диагностическое обследование детей проводилось по тем же методикам, что и при первичной диагностике.

По методике «Эмоциональная идентификация» мы выявили, что после проведения занятий психогимнастикой для 4 дошкольников характерен высокий уровень эмоциональной идентификации. Эти дети правильно назвали все эмоциональные состояния, без ошибок соотнесли пиктограммы с фотографическими изображениями; без всяких затруднений изобразили различные эмоциональные состояния. У 4 испытуемых после развивающих занятий выявлен средний уровень эмоциональной идентификации. Они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли  их выразительно изобразить. Низкий уровень эмоциональной идентификации после развивающих занятий выявлен у 7 детей.

По результатам диагностики детей по методике «Эмоциональная пиктограмма» нами было выявлено, что после занятий психогимнастикой для 2 ребят характерен высокий уровень развития эмоциональной сферы. Эти дети правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразили различные эмоциональные состояния. У 17 детей выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы.

Результаты исследования показали, что среди тестируемых ЭГ высокий уровень у 3 детей (12%), у 15 детей (60%) - средний уровень, у остальных 7 детей (28%) - низкий уровень вербализации эмоциональных представлений.

В результате контрольного эксперимента в констатирующей группе получены следующие результаты: у 1 ребенка (4%) выявлен высокий уровень вербализации эмоций, у 13 детей (52%) - средний уровень, у 11 детей (44%)  - ниже среднего уровня.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, показал, что результаты экспериментальной группы лучше, чем в контрольной группе.

Анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к высокому уровню отнесено 12%, а в контрольной группе 4%, в экспериментальной группе к среднему уровню отнесено 60%, а в контрольной группе 52%.

Анализируя результаты повторной диагностики по методикам «Эмоциональная идентификация» и «Эмоциональная пиктограмма», можно сделать вывод о том, что после реализации развивающей работы 60 % детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе характеризуются средним уровнем развития вербализации эмоциональных представлений, для 12 % детей характерен высокий уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций и умения их вербализировать. 

Это наглядно свидетельствует об эффективности разработанной системы работы, направленной на развитие вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста увеличилось, появился высокий уровень.

Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике в развитии вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в экспериментальной работе.