Особенности вербального обозначения эмоциональных явлений детьми (специфика детского «Языка эмоций»)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Особенности вербального обозначения эмоциональных явлений детьми (специфика детского «Языка эмоций»)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема понимания эмоционального состояния дошкольниками и отражения его в речи, так как соотношение эмоционального и когнитивного развития ребенка - одна из актуальных проблем детской психологии. Исследователями детского мышления подчеркивается, что для него характерно преобладание субъективных связей. Давая словесные определения, ребенок опирается прежде всего на свой социальный и эмоциональный опыт. В связи с этим является важным выявление у ребенка представлений о мире и прежде всего эмоциональном мире, путем изучения его вербальной деятельности, исследования эмоционального словаря, а также категориальных структур, опосредствующих восприятие и осознание ребенком действительности.
Ключевые слова: эмоции, вербалика, дошкольный возраст.
Проблема изучения содержания значений слов, обозначающих эмоции, редко становилась предметом анализа в отечественной психологии, а исследование понимания детьми дошкольного возраста значений слов, обозначающих эмоциональные состояния, единичны.
Проблема соотношения речи и эмоций рассматривалась в контексте исследования взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Запорожец).
По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова – это развитие понятий, каждому этапу развития психического отражения свойственны определенные уровни овладения семантикой слова. Л.С. Выготским и А.М. Шахнаровичем выделены 3 уровня обобщения: образ (представления, псевдопонятия (переходное явление от образа к понятию) и понятие (расчлененное отражение существенных признаков объекта). Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
Мы решили провести опытно-экспериментальную работу. Цель исследования заключается в выявлении особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития, возможностей детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад 99» г. Казани. В экспериментальной работе приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группу.
Для исследования вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики: методика «Эмоциональная идентификация» и методика «Эмоциональная пиктограмма», разработанные Е.И. Изотовой.
По методике «Эмоциональная идентификация» мы выявили, что дети с высоким уровнем эмоциональной идентификации правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями; изобразили различные эмоциональные состояния. Для детей со средним уровнем эмоциональной идентификации при выполнении задания потребовалась содержательная помощь; они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. У остальных детей, у кого выявлен низкий уровень развития эмоциональной сферы, в ходе диагностики им потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно-действенная. Дети смогли правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до четырех эмоциональных состояний.
Рассмотрим результаты диагностики детей по методике «Эмоциональная пиктограмма». Испытуемые с высоким уровнем развития эмоциональной сферы правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразили различные эмоциональные состояния.
У тех дошкольников, у кого выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, при выполнении задания также потребовалась содержательная помощь. Они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. А у тех, кто не смог определить эмоции без какой-либо помощи был выявлен низкий уровень.
Результаты исследования показали, что среди тестируемых экспериментальной группы высоких показателей нет, у 7 детей (28%) средний уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций и умения их вербализировать, у остальных 18 детей (72%) - ниже среднего уровня. Среди тестируемых в контрольной группе высокие показатели также отсутствуют, у 8 детей (32%) средний уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций, а у остальных 17 детей (68%) - ниже среднего уровня.
Таким образом, исходя из результатов диагностического обследования, можно сделать вывод, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в экспериментальной работе, уровень вербализации эмоциональных представлений - средний. Часть детей имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта. На основании полученных диагностических результатов, мы сделали вывод, что с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проведение развивающих занятий, направленных на развитие вербального обозначения эмоциональных явлений дошкольниками.
Повторное диагностическое обследование детей проводилось по тем же методикам, что и при первичной диагностике.
По методике «Эмоциональная идентификация» мы выявили, что после проведения занятий психогимнастикой для 4 дошкольников характерен высокий уровень эмоциональной идентификации. Эти дети правильно назвали все эмоциональные состояния, без ошибок соотнесли пиктограммы с фотографическими изображениями; без всяких затруднений изобразили различные эмоциональные состояния. У 4 испытуемых после развивающих занятий выявлен средний уровень эмоциональной идентификации. Они смогли определить 4-6 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. Низкий уровень эмоциональной идентификации после развивающих занятий выявлен у 7 детей.
По результатам диагностики детей по методике «Эмоциональная пиктограмма» нами было выявлено, что после занятий психогимнастикой для 2 ребят характерен высокий уровень развития эмоциональной сферы. Эти дети правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразили различные эмоциональные состояния. У 17 детей выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы.
Результаты исследования показали, что среди тестируемых ЭГ высокий уровень у 3 детей (12%), у 15 детей (60%) - средний уровень, у остальных 7 детей (28%) - низкий уровень вербализации эмоциональных представлений.
В результате контрольного эксперимента в констатирующей группе получены следующие результаты: у 1 ребенка (4%) выявлен высокий уровень вербализации эмоций, у 13 детей (52%) - средний уровень, у 11 детей (44%) - ниже среднего уровня.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, показал, что результаты экспериментальной группы лучше, чем в контрольной группе.
Анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к высокому уровню отнесено 12%, а в контрольной группе 4%, в экспериментальной группе к среднему уровню отнесено 60%, а в контрольной группе 52%.
Анализируя результаты повторной диагностики по методикам «Эмоциональная идентификация» и «Эмоциональная пиктограмма», можно сделать вывод о том, что после реализации развивающей работы 60 % детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе характеризуются средним уровнем развития вербализации эмоциональных представлений, для 12 % детей характерен высокий уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций и умения их вербализировать.
Это наглядно свидетельствует об эффективности разработанной системы работы, направленной на развитие вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста увеличилось, появился высокий уровень.
Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике в развитии вербализации эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в экспериментальной работе.