Статья:

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Маякова Е.В. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143520 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ

Маякова Екатерина Владимировна
магистрант, кафедра Психология и управление персоналом Академии гуманитарных технологий, Частное образовательное учреждение высшего образования "Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права), РФ, г. Ростов-на-Дону
Бюндюгова Татьяна Вячеславовна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры Психология и управление персоналом, Частное образовательное учреждение высшего образования "Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

DIFFERENT APPROACHES TO THE STUDY OF MEANING IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGY

 

Ekaterina Mayakova

Master’s student, Department of Psychology and Personnel Management Academy of Humanitarian Technologies, Private educational institution of higher education "Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don

Tatyana Byundyugova

Scientific adviser, Ph.D. Philosopher sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Personnel Management, Private educational institution of higher education "Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье представлен обзор разнообразных подходов к изучению понятия смысла в рамках психологии. В психологии смысл играет роль не только в ориентации человека в мире, но и в формировании его жизненного сценария. Это понятие пронизывает всю психическую деятельность, влияя на мотивацию, эмоции и целеполагание. Смысл придает деятельности и событиям глубину и целостность, а также служит основой для построения смысловых связей в личной и социальной сферах.

Abstract. This article provides an overview of various approaches to the study of the concept of meaning within the framework of psychology. In psychology, meaning plays a role not only in the orientation of a person in the world, but also in the formation of his life scenario. This concept permeates all mental activity, influencing motivation, emotions and goal-setting. Meaning gives depth and integrity to activities and events, and also serves as the basis for building semantic connections in the personal and social spheres.

 

Ключевые слова: личность, категория, смысл, смыслообразование, смысловая установка, мотив.

Keywords: personality, category, meaning, semantic formation, semantic attitude, motive.

 

Смысл в психологии – это концепция, которая изначально была введена австрийским психотерапевтом В. Франклом. В его работе «Воля к смыслу» он развивает идею, что в основе человеческого существования лежит стремление к нахождению смысла в жизни. Франкл предложил, что даже в условиях страдания и трагедии человек может обрести внутренний смысл, если у него есть цель и понимание ценностей. Внутренняя пустота, согласно Франклу, может возникнуть, если человек не видит целей или смысла в своих действиях, отношениях или обстоятельствах. Это может быть связано с потерей жизненных целей, духовными кризисами или неполноценными моментами в жизни. Франкл утверждает, что заполнение этой внутренней пустоты происходит через поиск смысла и целей, что является важным аспектом личностного развития и психического благополучия [4].

Экзистенциальный вакуум возникает из нескольких причин. Во-первых, в отличие от животных, человеку не свойственны врожденные побуждения и инстинкты, указывающие, что ему нужно делать. Во-вторых, в сравнении с прошлыми эпохами современному человеку не навязываются общественные нормы, традиции и ценности, определяющие его поведение. Он часто даже не знает, чего именно ему хочется, предпочитая соответствовать общественным ожиданиям или ожиданиям других. В результате он становится частью конформистской культуры, которая проявляется по-разному в разных частях мира.

Экзистенциальный вакуум – это явление, которое не только усиливается, но и распространяется среди общества. Он особенно ярко проявляется на ранних стадиях онкологических заболеваний, когда пациенты впервые узнают о своем диагнозе.

По Дж. А. Келли, смыслы – это когнитивные структуры, которые формируются человеком для того, чтобы организовать и понимать окружающий мир. Смыслы помогают индивиду понимать происходящие события, принимать решения и взаимодействовать с окружающей средой. Концепция личных конструктов, предложенная Келли, подчеркивает, что люди активно создают свои собственные смыслы на основе своего восприятия и опыта. Личные конструкты представляют собой уникальные системы категорий, через которые люди фильтруют и интерпретируют информацию о себе, других и мире в целом. В их основе лежит стремление придать своей жизни структуру и смысл [1].

Идея смысла стала ключевой в гуманистической психологии, подчеркивая важность самоопределения и осмысленности в повседневной жизни. Согласно этой концепции, человек стремится к чему-то большему, чем просто удовлетворение базовых потребностей.

Смысл может проявляться в различных формах, таких как социальные связи, творчество, труд, духовная практика или служение другим. Важно, чтобы индивид понимал свои цели и ценности, так как это может способствовать личностному росту, благополучию и чувству удовлетворения.

Д.А. Леонтьев, российский философ и психолог, в своей работе проводил обширный анализ и систематизацию различных трактовок понятия смысла в областях философии, психологии и лингвистики. Его исследования затрагивают сущность смысла и его влияние на различные аспекты человеческой деятельности. В философии, Д.А. Леонтьев рассматривал смысл как фундаментальную категорию, способную охватывать разнообразные сферы бытия и понимания мира [2]. Он анализировал, как смысл взаимодействует с индивидуальным и социальным опытом, формируя осмысленность человеческой жизни. В психологии, Д.А. Леонтьев подходил к смыслу как к ключевому элементу психической активности. Он исследовал, как смыслы организуют наши мотивации, влияют на наши цели и определяют наше поведение. Развитие теории деятельности Д.А. Леонтьева сосредотачивается на вопросах смыслообразования в процессе человеческой деятельности. В лингвистике, Д.А. Леонтьев также обращал внимание на язык как средство передачи смысла и его роли в формировании смысловых конструкций. Он изучал, каким образом языковые знаки и символы используются для передачи и обмена смысловой информацией. Таким образом, работа Д.А. Леонтьева вносит вклад в понимание смысла как ключевого элемента в философии, психологии и лингвистике, подчеркивая его центральное значение в человеческой деятельности и восприятии мира [3].

Современные исследования в области психологии продолжают углублять наше понимание смысла, рассматривая его как фактор, влияющий на психическое здоровье, счастье и общее благополучие. Также, концепция смысла активно используется в психотерапии для помощи людям в поиске и укреплении смысла в своей жизни.

Категория «жизненного смысла» представляет собой ключевую интегральную характеристику восприятия и чувств личности на индивидуально-психологическом уровне. В обыденных условиях повседневной жизни вопрос о жизненном смысле часто не возникает, поскольку внимание человека обычно направлено на текущие интересы и потребности. В то же время отмечается, что в этом контексте существует негативное отношение к смерти, и она воспринимается как что-то трагическое. Смысл жизни представляет собой разнообразие содержания, которое индивидуализируется в сознании конкретных личностей с широким спектром оценок. Эти оценки могут быть как личностно оптимистичными, так и пессимистичными. Особенно уязвимыми периодами, когда личность пересматривает смысл жизни и ее ценности, являются подростковый, юношеский, пожилой возрасты, а также тяжелые заболевания, такие как - онкология.

В эти моменты человек, сталкиваясь с событиями и ситуациями, переосмысливает свое отношение к прошлому и настоящему, что часто совпадает с психологическим кризисом, характеризующимся блокировкой жизненных целей. Интересно отметить, что истинному суициду свойственно не только выраженное негативное отношение к жизни, но также, парадоксальным образом, своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти [5].

 

Список литературы:
1. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. – 256 с.
2. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
3. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. рук-во/Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл.1999. – 36 с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
5. Склонности и ценности: Комплексные исследования. - М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 734 с.