ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ESTEEM AND EMOTIONAL DEPENDENCE
Anastasia Kuzmenko
Student of the School of Arts and Humanities direction Psychology, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
Аннотация. В современных условиях данная проблема приобретает большую актуальность: появляются новые формы и виды эмоциональной зависимости, в связи с чем все большее количество людей становятся причастными к ней. В данном исследовании авторы ставят цель исследовать взаимосвязь уровня самооценки и эмоциональной зависимости.
Abstract. In modern conditions, this problem is becoming more urgent: new forms and types of emotional dependence are emerging, and therefore an increasing number of people are becoming involved in it. In this study, the authors aim to investigate the relationship between the level of self-esteem and emotional dependence.
Ключевые слова и словосочетания: самооценка, эмоциональная зависимость, аддикция, аддиктивное поведение.
Keywords: self-esteem, emotional dependence, addiction, addictive behavior.
Проблема самооценки является очень сложной и одновременно важной в современной психологии. Множество людей ежедневно сталкиваются с этим понятием. Самооценка непосредственно связана с идеей «Я». Первым психологом, зародившим изучение проблематики «Я», является Уильям Джеймс [6, с. 3-4]. Он считает, что самооценка разделяется на два вида – самодовольство и недовольство собой.
У. Джеймс уверен в том, что самоуважение напрямую зависит от самого человека, его верного выбора, притязаний. Но стоит отметить, что это будет актуально только для той деятельности, которая действительно важна для человека, та, которую он выбрал сам.
У Зигмунда Фрейда процесс оценки себя является результатом идентификации личности с его эго-идеалом [7, с. 105].
В концепции А. Адлера можно выделить, что самооценка – чувство собственной ценности, возникающее в результате соотнесения реального «Я» с идеальным [1].
Абрахам Маслоу отмечает, что только если самооценка базируется на реальных способностях, знаниях и умениях, она способна быть устойчивой. Рассматривая его концепцию, стоит выделить, что потребность в самоуважении относится к фундаментальным потребностям человека, важным для сохранения здоровья и психической адаптации. «Принятие себя – одна из важнейших характеристик само актуализированных людей, которая означает отсутствие самодовлеющего чувства вины и стыда; принятие своей сущности со всеми присущими ей изъянами и недостатками» [4].
В настоящее время все чаще используется понятие эмоциональная зависимость. Зависимое поведение – это привязанность, имеющая определенную выраженность и недопустимая с точки зрения общественных норм, угрожающая здоровью, причиняющая психологические страдания самой личности [3, с. 8].
В психологию термин «аддикция» пришел из английского языка («addiction» – англ., склонность, пагубная привычка, зависимость), который, в свою очередь, заимствовал его из латыни.
Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, с формированием стремления ухода от реальности путем изменения своего психического состояния. Такой вид поведения представляет собой вид «бегства» от реальности, заменяясь сосредоточенностью на определенном направлении.
Понятие эмоциональной зависимости появилось в психологии только в 1990-е годы. Ежегодно обновляется информация о данном термине, появляются новые виды. На данный момент выделяют следующие проявления эмоциональной зависимости:
- Системные (охватывающие все отношения личности) – элементарные: наркомания, алкоголизм, фанатизм – спортивная, ургентная, запойное чтение и др.
- Химические (наркомания, алкоголизм) – нехимические (пищевая, игровая зависимость, любовная аддикция, трудоголизм, анорексия, шопоголизм и др.).
- Осознанные (спортивная) – неосознаваемые (религиозная, наркотическая).
- Социально одобряемые (трудоголизм, спортивная) – неодобряемые (токсикомания, наркомания).
- Психические – физические [3, с. 10].
Любой вид аддикции развивается на основе последовательного чередования психологических состояний, при которых негативные эмоции и переживания сменяются сильными положительными чувствами. Мозг человека в этом случае запоминает способ устранения негативных переживаний. Из этого вытекает, что важны интенсивность переживаний и способ смены эмоциональных переживаний. Чем сильнее эмоция, тем сильнее формируется зависимость.
Аддиктивное (зависимое) поведение Владимир Давыдович Менделевич рассматривает, как «разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения» [5].
Рассматривая эмоциональную зависимость, Цезарь Петрович Короленко выделил общее представление о зарождении зависимости. Он заостряет внимание на том, что влечение человека к удовольствию, заложенное природой, и лежит в основе зависимости. Если данные потребности не удовлетворены рациональными способами, то человек, испытывая отчаяние, решает воспользоваться нерациональными способами, прибегая к химическим и нехимическим средствам [2].
Эмоциональную зависимость изучает современная наука аддиктология. Ее важность обретает все большие значения в связи с тем, что аддиктивное поведение постоянно приобретает в современном мире новые формы, в связи с чем увеличивается количество зависимых людей. К аддиктивному поведению относятся как зависимости от химических стимулов, так и нехимических. Она может развиваться у людей различного пола, возраста, национальности, социального и профессионального статуса. Формирование зависимости оказывает негативное влияние на мысли, чувства и действия человека.
Для проверки гипотезы были использованы психодиагностические методы:
- Шкала самооценки Розенберга (RSES), предназначенная для исследования уровня самооценки. Психометрические свойства оригинальной версии RSES были оценены в многочисленных исследованиях, подтвердивших валидность и надежность шкалы.
Тест-опросник на межличностную зависимость (Interpersonal Dependency Inventory) Р. Гиршфильда при адаптации О. П. Макушиной, предназначенная для изучения уровня эмоциональной зависимости по трем шкалам:
1) эмоциональная опора на других (ЭО) (Emotional Reliance on Others);
2) неуверенность в себе (Н) (Lack of Self-Confidence);
3) стремление к автономии (A) (Assertion of Autonomy).
Исходя из результата данных шкал, высчитывается общий уровень эмоциональной зависимости.
Теоретическим объектом исследования является феномен самооценки и эмоциональной зависимости.
Эмпирическим объектом исследования являются студенты Дальневосточного федерального университета и Владивостокского государственного университета в возрасте от 18 до 30 лет. В исследовании участвовало 34 человека, из них 10 юношей и 24 девушек.
В результате исследования уровня самооценки с помощью шкалы самооценки Розенберга было выявлено, что у 14 исследуемых высокий уровень самооценки, остальные же обладают средним.
При исследовании уровня эмоциональной зависимости с помощью теста-опросника на межличностную зависимость Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной) были получены следующие результаты: 13 исследуемых обладают высоким уровнем эмоциональной зависимости, остальные – средним.
После прохождения методик результаты были проанализированы и проинтерпретированы с помощью метода математической статистики. Эмпирическое распределение переменных «Уровень самооценки», «Уровень эмоциональной зависимости» отличаются от нормального (p ≤ 0,05) (таблица 1). Поэтому для нахождения корреляции было решено использовать коэффициент Спирмена.
Таблица 1
Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова
|
Самооценка |
Эмоциональная зависимость |
||
N |
34 |
34 |
||
Параметры нормального распределенияa,b |
Среднее |
33,79 |
50,03 |
|
Стандартная отклонения |
2,614 |
11,854 |
||
Наибольшие экстремальные расхождения |
Абсолютная |
,165 |
,106 |
|
Положительные |
,165 |
,106 |
||
Отрицательные |
-,090 |
-,073 |
||
Статистика критерия |
,165 |
,106 |
||
Асимп. знач. (двухсторонняя)c |
,019 |
,200e |
||
Значимость Монте-Карло (двухсторонняя)d |
знач. |
,019 |
,426 |
|
99% доверительный интервал |
Нижняя граница |
,015 |
,413 |
|
Верхняя граница |
,022 |
,438 |
Была проверена связь между уровнем самооценки и эмоциональной зависимости (таблица 2). По результатам статистической проверки связь не была выявлена (p ≥ 0,05).
Таблица 2
Коэффициент корреляции Спирмена
|
Самооценка |
Эмоциональная зависимость |
||
Ро Спирмена |
Самооценка |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
-,055 |
знач. (двухсторонняя) |
. |
,759 |
||
N |
34 |
34 |
||
Эмоциональная зависимость |
Коэффициент корреляции |
-,055 |
1,000 |
|
знач. (двухсторонняя) |
,759 |
. |
||
N |
34 |
34 |
Опираясь на данные математической статистики, можно сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась, так как результат не значимый (p ≤ 0,05).
В представленных результатах методик можно заметить, что уровень самооценки у всех испытуемых на среднем и высоком уровнях (рис 2); в то время, как уровень эмоциональной зависимости (рис 3) так же находится на среднем и высоком уровне. В связи с этим можно утверждать, что низкий уровень самооценки не определяет формирование эмоциональной зависимости у человека. Люди с высоким и средним уровнем самооценки так же склонны к появлению и развитию эмоциональной зависимости.
В независимости от того, каким уровнем самооценки человек обладает, он может быть склонен к химической или нехимической эмоциональной зависимости. В связи с чем можно сделать вывод, что эти два фактора не взаимосвязаны.